УРОК ПЯТЫЙ ВЫСШАЯ МУДРОСТЬ

На прошлом уроке коротко указали на четыре идейных направ­ления в исламскую эпоху, а также перечислили их известных пред­ставителей. 
Теперь добавим, что эти четыре течения продолжали свое су­ществование до тех пор, пока не встретились в одной точке и в совокупности не породили единое течение. Точка, в которой встре­тились эти четыре направления, называется «высшей мудрос­тью». «Высшая мудрость» была основана Садр ал-мута’аллихином (ум. в 1050 г. х.), т.е. Садраддином Ширази. Понятие «Выс­шая философия» в «Указаниях и наставлениях» употребляется и Ибн Синой. Но его философия не стала популярной под этим име­нем. 
Садр ал-мута’ аллихин официально назвал свою философию «выс­шей мудростью», и его философия стала популярной под этим на­званием. Школа Садр ал-мута’аллихина по своей направленности сходна с иллюминативной школой, т.е. одновременно придержива­ется принципов доказательства, откровения и созерцания, но с точ­ки зрения методологии и выводов она отлична от нее. 
В школе Садр ал-мута’аллихина решены для всех времен мно­гие вопросы, которые были предметом разногласия между перипа­тетизмом и иллюминативизмом, между философией и мистициз­мом, между философией и каламом. Философия Садр ал-мута’ал­лихина не есть некая собирательная философия. Напротив, она есть особая определенная философская система, и хотя различные ис­ламские идейные направления имели решающее влияние на ее воз­никновение, тем не менее, ее необходимо признать самостоятель­ной идейной системой. У Садр ал-мута’аллихина большое количество сочинений, в том числе: «Четыре путешествия» («Асфар-и арбаа»), «Божественные свидетельства» («Аш-шавахид ар-рубу. бийа»), «Исход и возврат» («Мабда’ ва ма’ад»), «Престольная кни­га» («Аршийа»), «Чувства» («Маша’ир»), «Комментарии к „Руко­водству» Асир ад-Дина Абхари». 
Х5дж Мулла Хади-и Сабзавари (1212 х.к.-1297 х.к.) — автор книг «Поэма» («Манзума») и «Комментарии к „Поэме»» («Шарх-и „Ман-зума»») — является последователем школы Садр ал-мута’аллихи-на. «Комментарии к „Поэме»» Сабзавари, «Путешествия» Садр ал-мута’аллихина, «Указания и наставления» и «Книга исцеления» Ибн Сины и «Иллюминативная мудрость» Шейха Ишрака были рас­пространенными книгами, постоянно изучавшимися в старых науч­ных центрах. 
К числу работ, осуществленных Садр ал-мута’аллихином, отно­сится то, что он придал философским проблемам, относящимся к роду идейных и интеллектуальных, строй и порядок, подобный тому, что придерживались мистики при объяснении душевного и духов­ного пути. 
Мистики убеждены, что путник, используя мистическое направ­ление, совершает четыре путешествия: 
1. Путешествие от твари к твари. На этой стадии путник стре­мится преодолеть природу и оставить далеко за собой некоторую часть заприродных миров, дабы соединиться с сущностью Исти­ны, чтобы между Истиной и им не было никакой завесы. 
2. Путешествие с тварью в твари. Это вторая стадия путеше­ствия. После того как путник сблизи познал сущность Истины, он при ее помощи приступает к путешествию в ее достоинствах, со­вершенствах, именах и атрибутах. 
3. Путешествие с Истиной от твари к твари. В этом путеше­ствии путник возвращается к твари и к людям. Но возвращение не означает отделения и отдаления от сущности Истины. Путник на этой стадии видит сущность Истины со всеми вещами и во всех вещах. 
4. Путешествие в твари с Истиной. На этой стадии путник при­ступает к наставлению и руководству людей, к поддержке людей и их приближению к Истине. Садр ал-мута’аллихин в соответствии с тем, что мысль (идея) есть вид пути, но пути рассудочного, разделил философские про­блемы на четыре категории: 
1 Проблемы, которые составляют фундамент и введение уче­ния о единобожии и воистину представляют собой путешествие нашей мысли от твари к Истине (Универсалии философии). 
2 Проблематика единобожия, богопознания и атрибутов Бога (Путешествие с тварью в Истину). 
3. Проблематика действий Бога и общих миров бытия (Путе­шествие от Истины к твари вместе с Истиной). 
4. Проблематика души и возврата (Путешествие в твари с Ис­тиной). 
Книга «Асфар-и арба’а», что означает «Четыре путешествия», написана в соответствии с этой системой и в этом порядке. 
Садр ал-мута’аллихин, именовавший свою особую философскую систему «высшей философией», популярные и распространенные философии, включая иллюминативную и перипатетическую, назы­вал философией публики, традиционной философией. 

Источник: книга «Философия и калам»

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.