На прошлом уроке коротко указали на четыре идейных направления в исламскую эпоху, а также перечислили их известных представителей.
Теперь добавим, что эти четыре течения продолжали свое существование до тех пор, пока не встретились в одной точке и в совокупности не породили единое течение. Точка, в которой встретились эти четыре направления, называется «высшей мудростью». «Высшая мудрость» была основана Садр ал-мута’аллихином (ум. в 1050 г. х.), т.е. Садраддином Ширази. Понятие «Высшая философия» в «Указаниях и наставлениях» употребляется и Ибн Синой. Но его философия не стала популярной под этим именем.
Садр ал-мута’ аллихин официально назвал свою философию «высшей мудростью», и его философия стала популярной под этим названием. Школа Садр ал-мута’аллихина по своей направленности сходна с иллюминативной школой, т.е. одновременно придерживается принципов доказательства, откровения и созерцания, но с точки зрения методологии и выводов она отлична от нее.
В школе Садр ал-мута’аллихина решены для всех времен многие вопросы, которые были предметом разногласия между перипатетизмом и иллюминативизмом, между философией и мистицизмом, между философией и каламом. Философия Садр ал-мута’аллихина не есть некая собирательная философия. Напротив, она есть особая определенная философская система, и хотя различные исламские идейные направления имели решающее влияние на ее возникновение, тем не менее, ее необходимо признать самостоятельной идейной системой. У Садр ал-мута’аллихина большое количество сочинений, в том числе: «Четыре путешествия» («Асфар-и арбаа»), «Божественные свидетельства» («Аш-шавахид ар-рубу. бийа»), «Исход и возврат» («Мабда’ ва ма’ад»), «Престольная книга» («Аршийа»), «Чувства» («Маша’ир»), «Комментарии к „Руководству» Асир ад-Дина Абхари».
Х5дж Мулла Хади-и Сабзавари (1212 х.к.-1297 х.к.) — автор книг «Поэма» («Манзума») и «Комментарии к „Поэме»» («Шарх-и „Ман-зума»») — является последователем школы Садр ал-мута’аллихи-на. «Комментарии к „Поэме»» Сабзавари, «Путешествия» Садр ал-мута’аллихина, «Указания и наставления» и «Книга исцеления» Ибн Сины и «Иллюминативная мудрость» Шейха Ишрака были распространенными книгами, постоянно изучавшимися в старых научных центрах.
К числу работ, осуществленных Садр ал-мута’аллихином, относится то, что он придал философским проблемам, относящимся к роду идейных и интеллектуальных, строй и порядок, подобный тому, что придерживались мистики при объяснении душевного и духовного пути.
Мистики убеждены, что путник, используя мистическое направление, совершает четыре путешествия:
1. Путешествие от твари к твари. На этой стадии путник стремится преодолеть природу и оставить далеко за собой некоторую часть заприродных миров, дабы соединиться с сущностью Истины, чтобы между Истиной и им не было никакой завесы.
2. Путешествие с тварью в твари. Это вторая стадия путешествия. После того как путник сблизи познал сущность Истины, он при ее помощи приступает к путешествию в ее достоинствах, совершенствах, именах и атрибутах.
3. Путешествие с Истиной от твари к твари. В этом путешествии путник возвращается к твари и к людям. Но возвращение не означает отделения и отдаления от сущности Истины. Путник на этой стадии видит сущность Истины со всеми вещами и во всех вещах.
4. Путешествие в твари с Истиной. На этой стадии путник приступает к наставлению и руководству людей, к поддержке людей и их приближению к Истине. Садр ал-мута’аллихин в соответствии с тем, что мысль (идея) есть вид пути, но пути рассудочного, разделил философские проблемы на четыре категории:
1 Проблемы, которые составляют фундамент и введение учения о единобожии и воистину представляют собой путешествие нашей мысли от твари к Истине (Универсалии философии).
2 Проблематика единобожия, богопознания и атрибутов Бога (Путешествие с тварью в Истину).
3. Проблематика действий Бога и общих миров бытия (Путешествие от Истины к твари вместе с Истиной).
4. Проблематика души и возврата (Путешествие в твари с Истиной).
Книга «Асфар-и арба’а», что означает «Четыре путешествия», написана в соответствии с этой системой и в этом порядке.
Садр ал-мута’аллихин, именовавший свою особую философскую систему «высшей философией», популярные и распространенные философии, включая иллюминативную и перипатетическую, называл философией публики, традиционной философией.
Источник: книга «Философия и калам»