Мухаммад бен Харир Табари, один из известных историков Ислама, в исторической хронике приводит этот хадис с достоверными передатчиками[1], но комментируя аят «И увещевай твою ближайшую родню», представляет передатчиков этого хадиса в сомнительном виде, здесь проявляется его слепое следование своим бессмысленным убеждениям, фанатизм. Ранее было сказано, что в конце своей речи Пророк спрашивает у присутствующих: «кто из вас готов поддержать меня, чтобы стать моим братом и наместником». Но Табари излагает этот вопрос в таком виде: «кто из вас готов поддержать меня, чтобы стать моим братом и тем-то и тем-то». Нет сомнения в том, что устранение других выражений и их изменение на какие-то неясные фразы выражает его упорство в своих убеждениях и попытку сохранить положение первых трёх халифов.
Ибн Касир Шами, ссылаясь в своей исторической хронике на хронику Табари, достигнув этого факта, сразу же отходит от хроники Табари и обращается к его толкованию, приводя этот факт в сомнительном виде.
Ещё хуже поступил современный египетский мыслитель Мухаммад Хусейн в своей книге «Жизнь Мухаммада», искажая этот факт и нанося неотвратимый ущерб достоверности своей книги: во-первых, из двух изречений Пророка Ислама (с), которые тот высказал в конце своего призыва, он приводит лишь вопрос, но вторую часть фразы, где Пророк представляет Али (а) своим братом и наместником, полностью опускает; во-вторых, в дальнейших изданиях книги, он полностью удаляет и ту часть хадиса, которую привёл ранее, так как фанатично настроенные люди осудили даже это приведённое изречение и в результате вынудили Хайкаля, исказив собственную книгу, стать легкой мишенью для критики.
Изречение от Искафи
Искафи в своей известной книге, приводя этот исторический факт и указывая на то, что Али (а) в присутствии своего отца, родственников и высокочтимых людей династии хашимитов предложил Пророку Ислама (с) свою полную поддержку, а Пророк, в свою очередь, назвал его своим братом и наместником, пишет: «Что говорят те, кто утверждает, что вера Али была детская, то есть, он был в том возрасте, когда нельзя верно различить хорошее от плохого? Возможно ли, чтобы Пророк Ислама (с) возложил заботы о приготовлении угощений на маленького ребёнка? Или попросил маленького ребёнка пригласить гостей? Возможно ли то, что Пророк признал неразумного ребёнка наследником пророчества, и представил его среди людей своим братом и наместником? Вполне очевидно, что нет, нужно сказать, что физическое и умственное развитие Али было настолько высоко, что он был достоин выполнять эти дела. Поэтому, этот ребёнок не был похож на других детей и не играл с ними. Со времени признания своей полной покорности Пророку Ислама (с), он принял твёрдое решение согласовывать свою речь со своими поступками и поддерживать Пророка на всех этапах его жизни. В то время он не только был первым в вере в миссию Пророка, но даже тогда, когда вожди курайшитов попросили Пророка, чтобы тот для подтверждения своей речи и Божьего призыва показал чудо (то есть, приказал дереву переместиться с одного места в другое), Али был единственным, кто выказал свою веру»[2].
Повелитель правоверных Али (а) в одной из своих проповедей, указывая на просьбу тех людей о чуде, говорил: «И сказал он — да благословит Аллах его и его род: “поистине, Аллах надо всякою вещью мощен, и если сотворит Аллах это для вас, уверуете ли вы и засвидетельствуете ли истину?” Они сказали: да. Он сказал: “поистине, я явлю вам то, что вы требуете, но я (также) ведаю, что вы не устремитесь к праведности, и, поистине, среди вас есть такие, которые будут брошены в яму, и которые образуют партии (против меня)”. Затем он — да благословит Аллах его и его род — сказал: “о, дерево, если веруешь ты в Аллаха и Последний День, и знаешь, что я — посланник Аллаха, то вытащи корни свои, покуда не предстанешь передо мной с соизволения Аллаха”.
И, клянусь Тем, Кто ниспослал его по истине, вырвало дерево корни свои, и предстало, сильно гудя и хлопая, будто птица крыльями, покуда не предстало перед Посланником Аллаха — да благословит Аллах его и его род — встав крепко, так что верхняя ветвь его обнимала Посланника Аллаха — да благословит Аллах его и его род, а некоторые ветви достигали моего плеча, а я стоял справа от него — да благословит Аллах его и его род. И когда увидел это народ, то сказали в высокомерии и в гордыне: теперь подвинь его так, чтобы к тебе пришла половина, и осталась на месте половина другая, и повелел он ему это, и обратилась к нему половина самым удивительным обращением и с еще более сильным гудением, вплотную подойдя к Посланнику Аллаха — да благословит Аллах его и его род.
И сказали они в своем неверии и бунтарстве: “отодвинь же эту половину так, чтобы вернулась она к другой половине, как было”, и повелел Посланник Аллаха — да благословит Аллах его и его род — и вернулась половина, и я сказал: “Нет бога, кроме Аллаха, истинно, я — первый из верующих в тебя, о, Посланник Аллаха, и первый из тех, кто подтвердит, что дерево сделало то, что сделало, по повелению Аллаха Всевышнего и в подтверждение твоего пророчества, во имя возвеличения твоего слова”. И сказали люди все разом: нет же, он колдун, обманщик, удивительное колдовство дается ему с легкостью, но кто поверит тебе в твоем деле кроме подобного тебе (имея в виду меня)»[3].
Источник: книга Амираль Муминин Али ибн Аби Талиб (а)
[1]- Хроника Табари, т. 2, стр. 216; Тафсир Табари, т. 19, стр. 74; Ал-камил от Ибн Касира, т. 2, стр. 24;Хроника Халаби, т. 1, стр. 321.
[2]- Ан-накд ала-ал-Усманийа, стр. 252; Комментарии к Нахдж-ал-балага, т. 13, стр. 244-245.
[3]- Нахдж-албалага, хутба,192.