Немаловажную роль на этих собраниях играет молодое поколение, в котором важно сформировать эмоциональный отклик на события Кербелы и понимание их смысла, чтобы обеспечить преемственность традиции траура в Ашуру. Может быть, в это трудно поверить, но эти мероприятия всегда полны молодежи, в сердцах которых бурлит любовь к Ахл ал-бейту (а). Хотя есть и те люди, которые стараются не допустить присутствия подростков и детей более младшего возраста на подобных собраниях, приводя в качестве отговорки, к примеру, возникающую в результате посещения траурных собраний депрессию.
Школа событий Кербелы
Теория социального научения — одна из теорий, подчеркивающих важную роль наблюдения, подражания и моделирования в обучении. Согласно этой теории, ребенок или подросток, исходя из своих личностных особенностей и активности в социуме, среди различных существующих родительских или взрослых моделей выбирает определенную модель. При этом на его развитие, начиная с детского периода и заканчивая взрослением, могут оказывать влияние экологические и генетические факторы. Помещение человека со здоровым наследственным фоном в здоровую среду дает обществу здоровую личность, а этот человек, в свою очередь, может оказывать сильное влияние на других людей. Уделение внимания воспитанию детей в семье и одновременно их нахождение в здоровой социальной среде может многократно усилить эффект от воспитания.
Одним из важных вопросов в обсуждении воспитания детей, если мы говорим об исламской культуре, является религиозное воспитание. Так, случившееся в Кербеле — это не просто происшествие, а великая школа воспитания духа. Это события, которые содержат множество религиозных уроков. И мы можем предпринять важные шаги в воспитании наших детей, приводя Ашуру в качестве примера. Отношение Имама Хусейна (а) к своим детям, братьям и сестрам и даже товарищам и, кроме того, его (а) взгляд на первую встречу со своими (а) врагами в разгар битвы имеют воспитательную ценность. Во-первых, это пример для подражания родителям. Во-вторых, когда мотивация и мышление ребенка формируется согласно школе Ашуры, вдохновленной идеалами Хусейна (а), они смешиваются с их разумом и в дальнейшем находят отражение в различных жизненных ситуациях.
Чтение траурных од по Имаму Хусейну (а) с воспитательной целью
Один из ведущих богословов Ирана худжат уль-ислам Сейед Хусейн Хадемян считает, что чтение траурных од по Имаму Хусейну (а) для детей вызывает эмоциональную реакцию на события в Кербеле и одновременно служит инструментом для воспитания. Подобно тому как биологические и исторические науки могут быть изложены понятным для детей языком, точно так же следует объяснить и рассказать им и о событиях в Кербеле.
Он добавляет: «На самом деле события в Кербеле — это образец жизни и помощник в отделении света от тьмы. Поэтому историю об угнетателе и угнетенном следует рассказывать ребенку на понятном ему языке, чтобы через чувства сострадания и доброты он познал чистую правду жизни, которая проложит ему путь к счастью».
Хадимян продолжает: «Содержание, которое передается ребенку, не должно сопровождаться двусмысленностью и вызывать у него сомнения. Поэтому, когда для описания этого исторического факта используется чтение траурных од, предложения должны формулироваться с необходимой точностью и изяществом, чтобы сомнения ребенка относительно событий в Кербеле рассеялись за короткое время, и он покинул это собрание с приятным для себя открытием. Присутствие детей на таких церемониях делает их трогательными. Это подталкивает к поиску причины, почему Имам Хусейн (а) отправился на сражении с врагом в Кербеле. Посещение траурной церемонии считается своего рода общественной деятельностью, и, когда дети видят общее волнение на этих церемониях, оно распространяется и на них. Конечно, родители также должны учитывать возрастные особенности своих детей. Мы должны понимать, что ребенок остается ребенком на этих мероприятиях, и, если он хочет удобно сесть или взять с собой любимую игрушку, не следует препятствовать ему в этом. Например, если родители приводят на мероприятие детей младшего возраста, необходимо брать с собой еду, альбом и цветные карандаши, чтобы ребенку не было скучно. Не нужно заставлять детей сидеть на одном месте и плакать, как это делают взрослые. Если дети играют, родители не должны им мешать. Очень важно, чтобы дети увидели и смогли прочувствовать, как родители готовятся к мухарраму, как ведут себя до, во время и после него».
Также профессор и преподаватель, исследователь событий в Кербеле Мохаммад Реза Сангри говорит: «Историческая подоплека вопроса о событиях в Кербеле несколько отличается от наших взглядов на то, как донести информацию о них до детей. Когда поднимаются темы, имеющие оттенок грусти, мы обычно просим не обсуждать их в присутствии детей. Некоторые иногда смотрят на этот вопрос еще и с психологической точки зрения. Но в истории Ахл ал-байта (а) видно, что они (а) поднимали и обсуждали эти темы перед детьми».
Сангри поясняет: «Когда Имаму Хусейну (а) пришло известие о мученической смерти Муслима ибн Акиля (а), Имам Хусейн (а) не стал скрывать этого от его маленькой дочери: он посадил ее к себе на колени, сообщил ей о гибели отца и сказал: “С этого момента я — твой отец, Зайнаб — твоя мать, а остальные дети — твои братья”». Сангри добавил: «Во время траура в мухаррам при виде слез своих матерей, которые плачут, слыша историю Али Асгара (а), у детей остается в памяти его (а) образ. В результате у них с детства формируется связь с Кербелой и Ашурой, и это становится своего рода духовных иммунитетом для детей».
Присутствие детей на траурных мероприятиях готовит их к следующим этапам жизни. Траур в дни мухаррама — это конкретная и целенаправленная грусть, не приводящая к депрессии.
Событие Ашуры — это семейная сага, в которой Имам Хусейн (а) отправился в Кербелу со своей семьей, где участвовали все члены семьи Имама (а), начиная от маленького ребенка и заканчивая стариком. События в Кербеле могут стать отличным уроком для детей всех возрастных категорий.
Мухаррам – лучшая возможность воспитать детей
Худжат уль-ислам Эбрахимипур, член академического факультета Института имама Хомейни, говоря о необходимости обратить внимание на воспитание детей в соответствии с учением школы Хусейна (а), сказал: «Этот стиль воспитания включает в себя идеи и убеждения, ценности и нормы, модели поведения и социальные символы, за которыми следует поведение конкретного индивида. В результате, когда наши убеждения и ценности будут соответствовать ценностям Хусейна (а), а поведение будет сформировано на основе выводов из уроков Хусейна (а), тогда мы сможем сказать, что школа Хусейна (а) получила распространение в обществе».
Он продолжил: «Это будет возможно только тогда, когда различные сферы культуры будут основаны на убеждениях и познании уроков школы Хусейна (а)».
В событиях Кербелы присутствует жертвенность, мистика, молитва, борьба с тиранией, помощь угнетенным – все это может дать детям и подросткам перспективу в планировании своего будущего, замотивировать их не заниматься бессмысленными делами, может помочь им в работе, учебе, а также в создании семьи в будущем. Поэтому люди, ответственные за проведение траурных мероприятий, должны внимательно относиться к воспитательным моментам, связанным с детьми в эти дни. Нам нужно понимать, что мухаррам и траурные церемонии в эти дни — это возможность для воспитания семей, детей и общества. Необходимо подготовиться к мухарраму самим и подготовить к нему детей. Ашура и мухаррам — это большая культурная и воспитательная ценность, в которую каждый может привнести что-то полезное.
Источник : http://fatima-zahra.ru