История времен Омейядов и Аббасидов, в особенности, от времени имамата шестого имама его светлости Садыка(а), является живой свидетельницей того факта, что халифы по отношению к святым имамам становились все бдительнее. Это происходило из-за того, что имамы всегда были в центре внимания народа и с каждым днем влияние их в обществе и любовь к ним возрастали. Аббасиды чувствовали, что их правлению грозит опасность, к тому же было широко известно, что Махди Обещанный (а) произойдет из рода Пророка, семейства святых имамов и родится от его светлости имама Аскари; что он – Махди (а) заполнит землю справедливостью и правосудием. Поэтому, имам Аскари был под строжайшим контролем и так же, как и его отец и дед находился под надзором в Самарре – тогдашней столице аббасидских халифов. Со стороны Аббасидов прилагались большие усилия, чтобы предотвратить рождение и восстание обещанного ребенка. Но Божья воля была, как всегда, превыше всего и наперстала неизбежность этого рождения и, таким образом, их усилия были сведены на нет. Всевышний Аллах скрыл рождение имама так же, как скрыл рождение Пророка Мусы (а). В то же время избранные сподвижники имама Аскари многократно видели имама Махди (а) еще при жизни отца. Также после мученической смерти имама Хасана Аскари (а) имам Махди (а) появился и прочитал над телом своего отца намаз по усопшему. Люди видели его, и после этого имам исчез из виду. От времени рождения имама Каима (а) и до самой смерти отца — его светлости Хасана Аскари (а) многие из родственников и избранных друзей одиннадцатого имама смогли увидеть младенца или же узнать о его существовании в доме имама. В принципе, образ действий имама Аскари заключался в том, что он, сохраняя священного ребенка в тайне, в то же время в подходящей обстановке и при удобных случаях, осведомлял своих надежных сподвижников о его существовании, дабы те передали эту новость шиитам и они после одиннадцатого имама не сбились бы с истинного пути.
Для примера приведем несколько случаев:
1. Ахмад ибн Исхак является одним из выдающихся шиитов и личных сподвижников его светлости имама Аскари. Он передает: «Я удостоился чести быть принятым имамом Аскари и хотел спросить о его наследнике и преемнике. Имам до того, как мне спросить, изрек: «О, Ахмад! Воистину, Всевышний Аллах с того времени, как сотворил Адама (а), не оставил землю без Своего «худжата». Он также и не оставил землю без него до Судного дня. Посредством «худжата» Аллаха беды и напасти устраняются от жителей земли, идут дожди и земля дарит свои блага». Я спросил: «О, потомок Пророка Аллаха! Кто будет имамом и наследником после Вас?» Имам торопливо зашел во внутреннюю часть дома и возвратился, неся на своем плече трехлетнего младенца, лицо которого красотой походило на полную луну. Имам произнес: «Ахмад! Если бы ты не был любим и уважаем Аллахом и его «худжатами», то я не показал бы тебе вот этого моего сына. Поистине, он имеет то же имя, что и Пророк Аллаха, а также и его конью. Он тот самый, кто заполнит землю справедливостью и правосудием, так же, как она будет переполнена (до его восстания) несправедливостью и притеснениями. О, Ахмад, его история в этой умме похожа на историю Хизра и Зуль Карнайна. Клянусь Аллахом, что он сокроется так, что во время его сокрытия не спасется от гибели никто, кроме тех, кого Всевышний Аллах сделает стойким и непоколебимым в признании имамов и сделает их молящимися о его скором пришествии». Я спросил: «О, мой владыка! Есть ли (у этого ребенка) примета, по которой душа моя обрела бы покой?» (В это время) тот младенец красноречиво и изящно заговорил на арабском языке: «Я – Бакийятуллах на земле! Тот самый, кто отомстит врагам Аллаха. Эй, Ахмад ибн Исхак! После созерцания воочию не ищи (других) примет…» Шейх Садук передает, что нашел этот хадис, написанный почерком Али ибн Абдуллы Варрака и спросил у него по поводу этого хадиса. Он пересказал мне хадис от Са’да ибн Абдуллы и тот передал хадис от Ахмада ибн Исхака»[1].
2. Ахмад ибн Хасан ибн Исхак Куми передает: «В то время, когда родился достойный сын – Хазрат Махди (а), то от нашего господина Абу Мухаммада Хасана Аскари пришло письмо моему прадеду Ахмаду ибн Исхаку. Имам в том письме собственноручно написал: «У нас родился ребенок. Ты должен утаить известие о его рождении и не передавать это никому из людей. Мы никого не извещаем о нем, кроме ближайших родственников из-за родственных уз и друзей из-за их любви (к нам). Мы захотели объявить тебе весть об этом рождении, дабы Аллах обрадовал тебя ею. Точно так же, как Он этой вестью обрадовал и нас. Да будет мир!»[2]
3. Уважаемая госпожа Хакима – тетя имама Аскари, Насим – слуга имама Аскари, Абу Джа’фар Мухаммад ибн Усман Амри, Хусейн ибн Аль Хасан Аль Алави, Амр Аль Ахвази, Абу Наср Хадим, Камил ибн Ибрахим, Али ибн Асим Куфи, Абдулла ибн Аль Аббас Алави, Исмаил ибн Али, Я’куб ибн Юсуф Зарраб[3], Исмаил ибн Муса ибн Джа’фар, Али ибн Мутаххар, Ибрахим ибн Идрис, Турайф Хадим[4], Абу Сахл Навбахти[5] — являются примерами тех людей, которые узнали о рождении имама Махди Обещанного (да ускорит Аллах его пришествие!), а также оповещали об этом других.
4. Джа’фар ибн Мухаммад ибн Малик передает от группы шиитов, что имам Аскари сказал им: «Вы пришли для того, чтобы спросить насчет худжата после меня?» Они ответили: «Да». И тогда появился младенец, который больше всех походил на имама Аскари. Имам изволил сказать: «Это ваш имам и мой преемник. Подчиняйтесь его приказам и не разобщайтесь, ибо погибните. Знайте, что вы после этого его не увидите до тех пор, пока не достигнет совершенства его жизнь. Соглашайтесь с тем, что говорит Усман ибн Саид, и подчиняйтесь его приказам потому, что он является заместителем вашего имама, и дела находятся в его руках»[6].
5. Иса ибн Мухаммад Джавхари приводит: «Я вместе с несколькими людьми отправился к имаму Аскари, чтобы поздравить с рождением его светлости Махди. Наши братья оповестили нас о том, что его светлость Махди родился в пятницу ночью в месяц ша’бан во время восхода зари. Когда мы вошли в дом имама, сразу же поздравили его с рождением ребенка. Не успели мы спросить его о сыне, он сказал: «Среди вас есть некто, душу которого мучает вопрос о том, где же находится мой сын. Знайте, я отдал его на хранение Богу точно так же, как мать Мусы когда положила своего ребенка в сундук и бросила в море, отдавая его на хранение Всевышнему, чтобы Он потом вернул его» [7].
Тема сокрытия
Принципиальная основа Ислама, политические, общественные, экономические, культурные положения и другие его учения были разъяснены и доведены до степени совершенства Пророком (с) во время его посланнической миссии и непорочными имамами за время пребывания их в обществе (до 260 года л. хиджры). И с какой бы мощью в течение всего этого срока не препятствовали «дьяволы» и противники, святые имамы использовали любые удобные моменты и даже, пребывая в изгнании, разъясняли людям вопросы Ислама. Различные положения и догмы Ислама были настолько хорошо разъяснены, что имели возможность представлять собой великое мировое правление, и в этом нет сомнений. С другой стороны, превосходными образцами величия этого правления стали Пророк и Повелитель правоверных Али (а), давшие увидеть человечеству его совершенство и красоту, чтобы люди отвернули свой лик от другого (правления). Следовательно, почва для единого всемирного правления была полностью приготовлена до рождения имама Махди (а). Установление исламских законов и положений уже состоялось, и справедливость Ислама была показана практически. Но со стороны народа не было готовности постичь и принять эту божественную власть, и если бы люди мира были готовы принять эту власть, имам не был бы сокрыт, а занялся осуществлением божественного закона и распространил бы над всем миром справедливое исламское правление. Значит, возможно, по этой причине он был сокрыт и по этой причине его малое сокрытие перешло в великое и продолжается по сей день. И имам времени (да станут наши душу его жертвами) придет в такое время, когда люди не отвернутся от его правления словно их предки. И со всех сторон будут готовы принять его власть. Уважаемый Хаджа Насруддин Туси пишет: «Сокрытие его светлости имама Махди (а) происходит не от Бога или самого имама, а по причине людей и исходит от преобладания страха и не повиновения имаму. Когда причины сокрытия имама исчезнут, тогда наступит время его пришествия»[8]. Конечно, это сокрытие происходит по божественной мудрости, и мы не можем постичь все тайны этого, но, возможно, что основная причина сокрытия заключается именно в этом. Неподчинение и непокорность общества во времена имамата одиннадцати непорочных были проверены и то, что люди не выполнили свой долг, и не поддержали имамов, дало понять, что не осталось места никаким сомнениям, и люди не желают подчиниться справедливой исламской власти. Учитывая подобное положение, сокрытие имама вполне естественно и он будет скрыт, тайно исполняя свои обязанности, пока почва для его пришествия не будет готова, тогда то он и придет, и исполнятся мечты вожделеющих о встрече с ним и его покровительстве. Эта тайна до времени его пришествия будет скрыта и в то время люди мира, наконец-то постигнут, что причины его сокрытия таятся в них самих, что если бы они раньше готовились к приходу его светлости, имам явился бы к ним… Но люди не собираются совершенствоваться и готовить себя к этому. Они привязались ко всяким порочным режимам, и думают, что они смогут излечить их боль, веря, что различные организации и конференции полные обманчивого блеска могут изменить что-либо. Конечно то, о чем мы говорили – что причина сокрытия имама времени заключается в людях, относится не ко всем и не все осквернены этим большим грехом. Более того, есть люди, достигшие такой достойной степени, что приход имама необходим. Нет сомнений множество достойных людей были и есть – они готовы, но общество не достигло этой достойной степени. Общество, которое не имеет готовности, естественно, столкнувшись с его правлением, станет возражать и сопротивляться, поэтому, сокрытие продолжается до сих пор. Господь бережет имама Времени от убийства, так как если его появление случится раньше срока, его предадут смерти, и не достигнет результата его божественная миссия, и он своим появлением не осуществит социальные цели. Покойный Кулайни в книге «Усул аль Кафи» и шейх Туси в книге «Гайбат» приводят рассказ Зураре. Он говорит: «Я пришел к имаму Садыку и услышал, как он сказал: «Скрытый» (один из эпитетов имама Махди) до восстания будет спрятан». Я спросил: «Почему?» Имам указал на свой живот (жест, означающий опасение быть убитым)» [9]. Скрытый имам официально не признает никакой режим и никакое правление, даже при необходимости не скрывает свои обязанности. Он не будет скрывать свое великое назначение от правителей и власть имущих и не подчинится никаким притеснителям. Когда время потребует его прихода, он никого не признает своим властителем. Имам Садык изрек: «Когда восстанет Каим, у него не будет союза с кем-либо, обязательств пред кем-либо и не присягнет никому» [10]. Так как он должен действовать соответственно положению реальностей и упрочить религию Аллаха в обществе безо всякой маскировки, страха и соблюдения осторожности. Поэтому не останется места обещаниям и клятвам кому-либо и снисхождения в отношении кого-либо. Совершенно ясно, что во время его появления он никому не подчинится и сметет все порочные и неправедные режимы и распространит во всем мире исламское правление.
Источник: http://alhassanain.org
[1] «Икмал ад-дин», том 2, стр. 55-57.
[2] Там же, стр. 107.
[3] Там же, стр. 104-114; «Исбат аль Худа», том 7, стр. 15-35, 143; «Бихар аль Анвар», том 51, стр. 5.
[4] «Аль Иршад», шейх Муфид, стр. 330.
[5] «Аль Кунья вал Алкаб», том 1, стр. 91.
[6] «Исбат аль Худа», том 7, стр. 25.
[7] Там же, стр. 143.
[8] Трактат «Имамат», часть 3, стр. 25, из главы «Навиде Амн ва Аман».
[9] «Усул аль Кафи», том 1, стр. 337.
[10] Там же, стр. 342.