Нет никаких сомнений в том, что между убеждением в свободе выбора и волей человека и вопросами нравственности есть очень тесная взаимосвязь, потому как если отрицать наличие выбора и свободы воли у человека, то все понятия о нравственности автоматически теряют весь свой смысл.
Именно по этой причине божественные религии, функция и задача которых состоит в воспитании людей и улучшении их нравов, являются самыми рьяными защитниками и борцами за человеческую свободу (обратите на этот момент особое внимание). По той же самой причине священный Коран просто полон аятами, которые утверждают о наличии свободы выбора у человека и отрицают фатализм. Количество таких аятов исчисляется сотнями 1 .
Если разбираться в принципе всяческих возложенных Господом на людей обязанностей и требования подчинения, равно как и все запреты на ослушание и совершение греха, или награждения и воздаяния, или же в принципе суда и справедливости, вместе со всеми видами наказания, как в этом мире, так и в следующем, то все это вновь и вновь будет удостоверять нас в том, что человек непременно должен иметь свободу выбора и воли, дабы все это могло иметь значение и смысл.
В том случае, если мы сталкиваемся в священном Коране с такими аятами, которыми представители идеи фатализма («джабра») оперируют в качестве доказательства истинности своей позиции, то причина этому лишь в поверхностном понимании подобных аятов, при понимании которых не учитывается их истинное толкование.
Смысл подобных аятов на самом деле сводится к отрицанию полной свободы человека, а не к утверждению об отсутствии у него воли и выбора, что подтверждается самим священным Кораном. Однако эта тема весьма пространна, и мы не имеем возможности раскрыть ее в полной мере в рамках обсуждаемой нами темы.
Убеждение в фатализме и отсутствии свободы воли и выбора у человека может стать мощным фактором для разложения нравов и, как следствие, любого греха. Причиной тому является то, что человек каждый свой грех отсылает к тому, что так было написано у него на роду и что он никак не способен изменить свою судьбу, и таким образом он еще больше погружается в трясину грехов. В истории также имеется немало прецедентов, когда грешники, ссылаясь на эту же идею, оправдывали любой свой грех и всяческое проявление гнусного характера, говоря: «Хорошие мы или плохие, в любом случае не мы себя создавали такими. Воистину, такими нас создал предвечный Владыка, который с самого первого дня нашего творения предначертал для нас подобный удел. Таким образом, вершители благих деяний не должны гордиться своими поступками, равно как и грешники не должны порицать себя за свершения грехов».
Поэтому все пророки (а), равно как и последний из них, в первую очередь и прежде всего, проповедовали именно идею свободы воли человека 2 .
Источник: https://www.makarem.ir
1)»Анвар Аль-Усуль» – «Светочи основ», автор великий аятолла Макарем Ширази, издательство «Мадрасат Аль-Имам Али ибн Аби Талиб (а)», г. Кум, 1428 год хиджры по лунному календарю, издание второе, т. 1, стр. 229, глава 4 «Свобода выбора и предопределение».
2)Выдержка из книги «Ахлак дар Куръан» – «Нравственность в Коране», автор великий аятолла Насыр Макарем Ширази, издательство «Мадрасат Аль-Имам Али ибн Аби Талиб (а)», г. Кум, издание первое, 1377 год хиджры по солнечному календарю, т. 1, стр. 95.