Играет ли нравственность какую-либо роль в мирской жизни человека? Или же она важна только для жизни загробной? Некоторые люди ошибочно считают, что нравственность имеет значение лишь для жизни в ином мире, а в этом мире она не играет какой-либо значительной роли. По их словам выходит, что человек, который старается приобрести добрый нрав, пожнет плоды своего старания лишь после смерти. А в этой жизни он не получит никакой выгоды от своих трудов.
На самом деле это мнение является большой ошибкой. Большинство нравственных качеств, даже можно сказать все они, оказывают огромное воздействие на пребывание человека в этом мире. И даже больше. Не только на одного человека, а на все общество. Если в обществе пропадает ценность нравственности, то это общество начинает разлагаться и, в конце концов, погубит себя. Если взглянуть на историю человечества, то мы обнаружим огромное количество примеров того, как различные нации погибали и исчезали. И одной из важнейших причин их исчезновения является забвение нравственности. Когда народ не призывает друг друга к добру и не удерживает от зла, в обществе увеличивается обман, разврат, воровство. Обманом к власти приходят безнравственные люди, и тогда народ начинает страдать еще больше. Посланник Аллаха (с) в одном из преданий сказал: «Пока люди поощряют друг друга к благому и удерживают от дурного, и отличаются добродетелью и благочестием, то они будут жить в счастье и благе. Но если они перестанут делать это, то лишатся всех благ, и некоторые из них начнут угнетать других. И тогда не будет для них помощника ни на небе, ни на земле» (Тахзиб аль-Ахкам).
Поэтому исламская религия утверждает, что между нравственностью и жизнью человеческого общества в этом мире существует очень тесная связь. Всякий раз, когда члены общества будут обладать добрым нравом, их мирская жизнь будет лишь улучшаться. Но если они забудут про нравственность и повернуться к дурным деяниям, то страдать будет все общество. Для того чтобы человек не забывал о нравственности, родители должны прививать ее своим детям с самого детства.
«Один из богатых князей был другом императора Византии. Без его совета он не выполнял никакого дела. Однажды он послал к императору гонца, для того чтобы посоветоваться с ним о своих детях. В своем письме князь написал: «Я задумался о будущем моих детей. Для каждого из своих сыновей и дочерей я оставил большое наследство, чтобы в будущем они ни в чем не нуждались. Что вы думаете об этом?»
Император написал ему в ответ: «Нам всем кажется, что лишь богатство принесет счастье нашим детям, но очень часто богатство несет с собой лишь горе его обладателю и окружающим. Наилучшая услуга, которую ты можешь оказать своим детям, это привить им добрый нрав и благочестие. Добрый нрав продлевает жизнь империй в этом мире, и служит прощением грехов в следующем».
Многочисленные аяты Священного Корана указывают на связь, которая существует между жизнью человека в этом мире и наличием у него нравственности, или же ее отсутствием. В одном из аятов говорится: «Если бы жители этих селений уверовали и стали богобоязненны, Мы раскрыли бы перед ними врата блага с неба и земли. Но они сочли это ложью, и Мы наказали их за то, что они совершали» (Сура «Преграды» аят 96).
Данный аят говорит о том, что вера и богобоязненность, которые являются почвой для появления доброго нрава, служат причиной ниспослания благ от Аллаха. Если люди всем сердцем уверуют в истинную религию, будут богобоязненны и благочестивы, то Аллах обещает им изобилие благ. И наоборот, их отсутствие веры и благочестия влечет лишь наказание Всевышнего. Всякий раз, когда люди будут обладать верой и добрым нравом, то Аллах ниспошлет им множество милостей и в этой жизни, и в следующей. Имам Али (а) сказал: «Сокровища этого мира спрятаны в добром нраве» (Бихар аль-Анвар). Этот же Имам сказал в другом предании: «Если человек обладает дурным нравом, то его удел уменьшится» (Гурар аль-Хикам).
Примером вышесказанному служит следующая история.
«В давние времена в Йемене жил праведный крестьянин. Он жил в деревне и имел несколько фруктовых садов. Всякий раз после уборки урожая, часть урожая он отдавал беднякам и нуждающимся. Никогда крестьянин не скупился, и всегда с радостью помогал обездоленным. Таким образом он благодарил Всевышнего Аллаха за ниспосланные ему блага. Двери его дома постоянно были открыты для нуждающихся, и они всегда могли обратиться к нему за помощью.
Праведный крестьянин прививал эту традицию и своим сыновьям. Он собирал их вокруг себя и наставлял их: «Дети мои, знайте, все милости и блага в этом мире от Аллаха. Никогда не забывайте о благодеяниях ради Аллаха, и помогайте людям». Его дети слушали эти наставления, но все же в них присутствовала доля высокомерия. Вскоре крестьянин состарился и покинул этот мир. Сыновья забыли все наставления своего отца и договорились, что весь собранный урожай они разделят между собой и ничего не дадут беднякам. В сезон сбора урожая бедняки, как обычно в это время, пришли к садам крестьянина в надежде на помощь. Но дети покойного ответили им отказом и грубо прогнали их.
Всевышний Аллах разгневался на них за их скупость и направил грозу с молниями на их сады. Молнии сожгли все деревья и уничтожили весь урожай. Когда утром сыновья покойного крестьянина пришли в сад, то увидели, что не осталось ни одного целого дерева».
Грубость, скупость не таят в себе блага. Никогда люди не любили грубого и скупого человека. А добрый нрав и щедрость наоборот несут в себе любовь людей и довольство Аллаха. В одном из преданий сказано:
«Одного из сыновей Имама Садыка (а) звали Мухаммадом. Однажды после покупки всего необходимого для своей семьи, в кармане Мухаммада осталась небольшая сумма денег. Имам Садык спросил его: «Сколько у тебя осталось денег?» Тот ответил: «Сорок динаров отец». Имам сказал: «Раздай эти деньги в качестве милостыни». «Но кроме них у меня нет больше денег», — сказал его сын, «Если я раздам их, то останусь без ничего».
Имам Садык сказал ему: «Иди и раздай их в качестве милостыни. Всевышний Аллах вернет их тебе. Разве ты не знаешь, что все на свете имеет ключи, и ключами небесных благ является милостыня?»
Мухаммад послушался совета отца и раздал свои сорок динаров нуждающимся. После этого не прошло и десяти дней, как у него появилось четыре тысячи динаров. Имам сказал сыну: «Видишь, ты дал Всевышнему Аллаху сорок динаров, а он вернул тебе в сто раз больше».
Следующий аят также показывает связь между добрым нравом и жизнью людей в этом мире. «Не равны между собой добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше. И тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя как близкий друг» (Сура «Разъяснены» аят 34).
Данный аят предлагает мусульманам наилучший способ избавления от вражды. Он говорит: оттолкни зло тем, что лучше, то есть добром, добрым нравом. И тогда ты увидишь, что тот, кто испытывал к тебе вражду, перестанет враждовать с тобой, и станет для тебя близким другом. Действительно, добрый нрав обладает поразительной способностью гасить пламя вражды и злобы. Добрый нрав притягивает людей друг к другу и способствует появлению дружбы между ними. Злоба и вражда были и остаются самой большой трудностью человечества. Лишь благочестивый человек способен добром погасить пламя злобы и вражды.
Имам Али (а) сказал однажды: «Человек, который отличается добрым нравом, приобретет себе множество друзей, и люди привяжутся к нему» (Гурар аль-Хикам).
Посланник Аллаха (с) по этому поводу сказал: «Добрый нрав укрепляет любовь и дружбу» (Бихар аль-Анвар).
И наоборот, если человек будет обладать дурным нравом, то все окружающие отвернутся от него. Всевышний Аллах обращается в Коране к своему Пророку: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (Семейство Имрана аят 159).
Кому захочется общаться с грубым человеком, который лишен нравственности? Имам Али (а) сказал о таких людях: «Если человек будет обладать дурным нравом, то от него разбегутся друзья и знакомые» (Гурар аль-Хикам).
Лукман Хаким также говорил своему сыну: «Сын мой, избегай раздражительности, дурного нрава и нетерпеливости. Ибо если ты будешь обладать этими качествами, то у тебя не останется ни одного друга» (Бихар аль-Анвар).
Таким образом, очевидна существующая связь между наличием нравственности с одной стороны, и дружбой с другой. В этом случае никто не сможет сказать, что добрый нрав не имеет плодов в этой жизни. Мы уже назвали две выгоды, которые несет за собой наличие доброго нрава в этой жизни. Это ниспослание благ от Аллаха, и дружба между людьми. А сколько их еще, всех не перечесть.
Источник: http://alhassanain.org