Семь ответов относительно придуманного Абу Бакром хадиса о халифате
Тальха сказал: „Тогда как же мы совершили то, к чему призвали Абу Бакр и Умар, а их товарищи подтвердили это в тот день, когда тебя привели к ним, накинув на тебя верёвку? Они сказали тебе: «Присягай!» Ты выступил против них тогда со своими доводами относительно твоих достоинств — они все подтвердили твои слова, а затем передали, что Посланник Аллаха(с) сказал: «Поистине, Аллах не желает, чтобы в нас, Ахль аль-Бейт, соединилось и пророчество, и халифат». Его слова подтвердил Умар, Абу Убейда, Салим и Муаз“. Затем Тальха сказал: „Всё, что ты упомянул, является правдой. Всё, что ты привёл в качестве аргумента относительно твоих достоинств, мы подтверждаем. Что же касается халифата, то эти пятеро засвидетельствовали о том, что ты слышал“.
Первый ответ: разоблачение их договора
Али(а) встал, разгневался от слов Тальхи, а затем достал вещь, которую он до этого прятал и разъяснил то, что он сказал в день смерти Умара, а люди не поняли смысла. Он приблизился к Тальхе и сказал: „О Тальха! Клянусь Аллахом, нет для меня свитка, что был бы для меня любимее в день Воскресения, чем тот свиток, на котором эти пятеро заключили договор под тенью Каабы во время прощального паломничества Посланника Аллаха(с). Они договорились, что если Посланник Аллаха(с) будет убит или умрёт, то они восстанут против меня и не дадут мне получить власть“.
Второй ответ: хадис «Гадир»
Али(а) сказал: „О Тальха! Доказательством лживости их слов являются слова Посланника Аллаха(с) в день Гадир Хум: «Для кого я ближе [и важнее], чем он сам, для того и Али(а) также ближе [и важнее]». Так как же я могу быть для них ближе [и важнее], если они являются правителями надо мной?
Третий ответ: хадис «Положение»
Что же до слов Посланника Аллаха(с): «Твоё положение по отношению ко мне подобно положению Харуна по отношению к Мусе, кроме пророчества», то разве вы не знаете, что халифат — это не то же, что и пророчество? Если бы было что-то, помимо пророчества, то Посланник Аллаха(с) сказал бы об этом!
Четвёртый ответ: хадис «Две драгоценности»
А также слова Посланника Аллаха(с): «Поистине, я оставляю среди вас две вещи, следуя которым вы не собьётесь с истинного пути: Книгу Аллаха и моё семейство — Ахль аль-Бейт. Не опережайте их и не отставайте от них. Не пытайтесь учить их, ибо они знают больше вас». И халифом [Посланника Аллаха] должен быть человек, более всех знающий Книгу Аллаха и сунну Его Посланника. Всевышний Аллах сказал: «Тот ли, кто ведёт к истине, более достоин, чтобы последовали [за ним], или тот, кто [сам] не [может] пойти [по пути верному], если только не поведут [его]? Что с вами, как вы рассуждаете?[1]» Он также сказал: «Аллах избрал его над вами и увеличил его широтой знаний и [силой] тела[2]». Посланник Аллаха(с) сказал: «Если народом управляет человек, при том, что есть кто-то более знающий, чем он, то дела этого народа будут ухудшаться, пока они не вернутся к тому, что оставили».
Пятый ответ: хадис о признании Али Повелителем верующих
Доказательством их лжи и нечестия является то, что они признали меня Повелителем верующих по приказу Посланника Аллаха(с). Это довод против них, против тебя и того, кто с тобой, против всей общины и вот этих двух“. И он указал на Саада и Ибн Ауфа. Затем сказал: „А также против вашего угнетателя Усмана, [присвоившего титул] преемника [Посланника Аллаха].
Шестой ответ: совет, назначенный Умаром
Поистине, все мы, состоявшие в совете [для избрания правителя], живы. Почему Умар включил меня в состав своего совета, если он и его товарищи говорили правду о Посланнике Аллаха(с)? Он включил меня в совет для избрания халифа или для чего-то другого? Если же вы скажете, что не для избрания халифа, то Усман не должен властвовать над нами, и мы должны советоваться друг с другом, поскольку сам Посланник Аллаха(с) велел нам советоваться во всех вопросах, кроме халифата. Если же он включил меня в совет для избрания халифа, то почему он это сделал, ведь он сам [ранее] сказал, что Посланник Аллаха(с) лишил своё семейство права на это?
Седьмой ответ: что сказал Умар перед смертью
Что сказал Умар перед смертью своему сыну Абд-Аллаху? Заклинаю тебя Аллахом, [Абд-Аллах ибн Умар], что он сказал тебе, когда мы вышли?“ Абд-Аллах сказал: „Раз ты заклинаешь меня Аллахом, то я расскажу. Он сказал: «Если они присягнут хашимиту с лысой головой[3], то он поведёт их по светлому пути и будет править среди них по Книге Аллаха и сунне Пророка(с)»“. Али(а) сказал: „О сын Умара, а что ты ответил ему?“ Он сказал: „Я спросил его: «Что мешает тебе, отец, назначить его своим преемником?»“ Али(а) спросил: „И что он ответил тебе?“ Абд-Аллах сказал: „Он ответил мне кое-что, но я храню это в секрете“. Али(а) сказал: „Посланник Аллаха(с) сообщил мне всё, что вы сказали друг другу“. Абд-Аллах спросил: „Когда он тебе это сообщил?“ Али(а) сказал: „Сначала он рассказал мне это при жизни, затем он явился ко мне во сне в ночь, когда умер твой отец. А кто видел Посланника Аллаха(с) во сне, тот словно видел его в действительности“. Абд-Аллах спросил: „Что же он сообщил тебе?“ Али(а) сказал: „Заклинаю тебя Аллахом, сын Умара, что, если я расскажу это тебе, ты подтвердишь!“ Он ответил: „Или я промолчу“. Али(а) сказал: „Когда ты спросил его, что ему помешало назначить его преемником, он ответил тебе: «Свиток, на котором мы заключили договор [об узурпации власти] во время прощального паломничества»“. И Абд-Аллах промолчал. Али(а) сказал: „Во имя права Посланника Аллаха(с), почему ты не отвечаешь мне?“»
Сулейм сказал: «Я видел Абд-Аллаха на этом собрании: он рыдал и давился слезами».
Незаконность совета Умара
Затем Али(а) повернулся к Тальхе, Зубейру, Ибн Ауфу и Сааду и сказал: „Клянусь Аллахом, если эти пятеро солгали на Посланника Аллаха(с), то вы не должны принимать их правление! Если же они сказали правду тогда, то как же вы, пятеро, согласились состоять со мной в совете, если моё присутствие там являлось нарушением указа Посланника Аллаха(с)?“
Источник: книга «Тайны рода Мухаммада»
[1] Священный Коран. 10:35.
[2] Священный Коран. 2:247.
[3]То есть Имаму Али.