Слово начинаем рассказом из жизни Сократа. Говорят, что перед судебным процессом над Сократом спросили его: «Какая у тебя самая большая мечта?»
«Самая большая моя мечта — подняться на самое высокое место в Афинах и объявить народу громким голосом: Друзья, зачем вы столь долгие и самые дорогие годы своей жизни тратите на накопление богатства, но не старайтесь как следует воспитать и дать образование своим детям, которые являются наследниками этого богатства?»
Вопрос о воспитании детей с давних времен считался одной из важных забот человека и занимал умом многих великих людей. О воспитании человека Аллах много говорит в священном Коране и предъявляется подходящие воспитательные методы. Воспитание детей является одной из главных обязанностей, в первую очередь родителей, а вторую учителей и воспитательниц. Несомненно, положительные конструктивные перемены во всяком обществе начинается с воспитания детей. Если в обществе растут непорядочные дети, то их отрицательное поведение волей-неволей будет иметь пагубные последствия для общества.
Многие анормальные поступки являются результатом либо неправильного воспитания, либо пренебрежения родителей в отношении детей. Семья в качестве главной структуры воспитания играет непереоценимую роль в воспитании детей. Этот вопрос имеет большое значение особенно в первые годы жизни, когда ребенок начинает получать чувственный опыт. Поскольку семья представляет собой главнейшую базу воспитания, многие навыки общения человек приобретает в начальные годы жизни, чем особенно подтверждается важная роль семьи в моральном воспитании ребенка.
В 6-м аяте суры «Запрещение» в священном Коране Аллах говорит: «О вы, которые уверовали! Остерегайтесь вместе с вашими семьями огня, топливом для которого служат люди и камни…»
Всемудрый Аллах рекомендует в этом аяте верующим родителям оберегать себя и своих детей. Эта воспитательная рекомендация относится ко всем членам семьи. Но что такое воспитание и какого процесса оно требует?
Эксперты бихевиоризма считают, что воспитание означает создание возможности для реализации потенциальных способностей. Родители в качестве первых, кто несет ответственность за воспитание детей, должны планировать на основе внутренних и врожденных потребностей своего ребенка и реализовывать процесс его воспитания.
Умение выбрать подходящий момент считается весьма важным и необходимым фактором в воспитании. Исходя из этого, психологи рекомендуют родителям избегать необдуманных действий и в то же время вялости и халатности в воспитании детей, поскольку многие поведенческие отклонения проистекают из поспешного или недостаточного воспитания. Достоинства человека скрыты подобно жемчужине в раковине. Сломав раковину преждевременно, вы достанете всего лишь несформировавшийся жемчуг. Воспитание детей также имеет естественный процесс, который должен быть следовать своим ходом. Нельзя ускорять воспитательный процесс или же игнорировать этапы роста ребенка. Это противоречит естественному процессу разведения и воспитания. Попытки найти более короткий путь воспитания чреваты разрушительными последствиями.
В первые годы жизни дети видят всё вокруг в привлекательном и соблазнительном свете. Радость бурлит в них подобно кипящей реке. Дети смеются по самому незначительному поводу. Они очень впечатлительны и любознательны. Знакомясь с мыслями и чувствами родителей по отношению к себе, они испытывают впечатление, вплоть до того, что положительные и отрицательные внушения и слова родителей и окружающих людей создают почву для реализации и проявления врожденных способностей детей. Идеальный, здоровый рост детей зависит от их конструктивной и эффективной связи с родителями. Достаточная информация о психологических принципах налаживания связи с детьми помогает родителям в формировании и воспитании их здорового характера.
Положительный взгляд родителей на детей прилагает дорогу для оказания влияния на детей, в том смысле, что родители должны смотреть на ребенка как на божий дар и залог, вплоть до того, что принять его как человека с многими потенциальными способностями без учета его поведенческие недостатки. На основе такого взгляда можно предоставить ему возможность реализовать себя таким, как он есть на самом деле. По сути, положительный взгляд на ребенка создает условия для выражение ему целенаправленной любви. Семья должна быть очагом внимания и уважения, чтобы ребенок брал пример с родителей в силу их любви.
В исламской культуре особо подчеркивается выражение любви к детям, которые являются даром со стороны Всемилостивого Аллаха. Пророк ислама (да благословит Аллах его и его семейство) считает богослужением даже простой любовный взгляд отца на ребенка. Это свидетельствует о тяжелой ответственности родителей в отношении детей. При выполнении родительского долга первое слово всегда за любовью и дружбе с детьми. Подчеркивая значимость этого вопроса, имам Садик (да будет мир с ним) говорит: «Аллах помилует своего раба, который любит своего ребенка».
Одним из путей выражения любви ребенку – это единодушие и единогласие с ним. Единодушие отличается от сочувствия. Сочувствие – это выражение тревоги, сожаления или жалости, в то время как единодушие – это попытка понять чувства и как-то поделиться внутренними переживаниями с другим человеком. Единодушие родителей с детьми должно быть таким, чтобы убедить ребенка в том, что родители понимают его. А ребенок, уверенный в понимании родителей, по большой вероятности, будет их слушаться. Разумеется, в случае если родители дают ребенку возможность изложить свои потребности и мучительные мысли для родителей, ребенок также будет доверять им.
Источник: http://alhassanain.org