Все мы знаем, что одним из важнейших факторов, обусловивших успех ислама, было совершенное поведение Пророка (с). Этот факт приводится в Священном Коране, в котором Аллах Всемогущий говорит: «А если бы ты был грубым, с жестоким сердцем, то они бы рассеялись от тебя». Коран 3:158. Пророк Аллаха (с) обращался со всеми людьми одинаково. Его глубокая и неописуемая любовь к человечеству прекрасно проявилась в его ангельской жизни. Он одинаково относился к нуждам всех мусульман. «И Посланник Аллаха (с) распределял свое время между сподвижниками; он был внимателен к этому и к тому одинаково». Рауда Аль-Кафи, с. 268. Он также осуждал грубость; он неоднократно говорил: «Грубость есть зло, и худшие из вас те, кто грубы». Нахдж ал-фасаха, с. 371. «О сыны Абдул — Мутталиба, несомненно, вы (не в состоянии) удовлетворить людей своими деньгами, поэтому встречайте их с жизнерадостными лицами и радостным отношением». Васаил шия, т. 2, с. 222. Анас ибн Малик, слуга Пророка, обыкновенно говорил, вспоминая его (Пророка) прекрасные черты: «Я служил Пророку (с) десять лет; за это время он никогда не говорил «горе» тебе (как, бы жалуясь), вне зависимости от того, что я сделал или чего не сделал». Фада’ил ал-хамса, т. 1, с. 119. Более того, хорошее поведение и доброжелательность являются факторами, продлевающими жизнь. Имам Садик (а) говорил в этой связи: «Доброта и воспитанность делают землю цветущей и продляют жизни». Васаил аш-ши’а, т. 2, с. 221. Д-р Сандерсон по этому поводу пишет: «Доброта является важным фактором в лечении и предупреждении болезней. Лечение медикаментозными средствами наряду с кратковременным врачебным эффектом имеет и нежелательные побочные эффекты, в то время как доброта оказывает постоянное врачующее воздействие на все части тела, затрагивает все силы организма. Кровообращение у хорошо воспитанных людей прекрасно, а их дыхание превосходно».
Пирози фикр.
Есть одно прекрасное место в высказываниях имама Садика. Имам Садик (а) говорил, что существует прямая связь между добротой и воспитанностью и утверждал, что они являются одним из факторов, продлевающих жизнь. Причина этого состоит в том, что добрые люди испытывают чувство счастья и удовлетворения и, таким образом, доброта и воспитанность имеют один и тот же желаемый эффект. Имам Садик (а) также рассматривал эти черты характера как элементы для достижения счастья, говоря: «Часть счастья человека состоит в его воспитанности «. Мустадрак ал-васа’ил, т. 2, с. 83. Самуэль Смайлс по тому же вопросу добавляет: «Воспитанность и эмоциональная уравновешенность оказывают воздействие на развитие и счастье человека подобно другим чертам и инстинктам. Как ни прозаично, но счастье в большой степени связано с их добросердечием и хорошим воспитанием». Ахлак. Вдобавок хорошие манеры делают жизнь легче, содержательнее и гармоничнее. Имам Али (а) говорил: «Воспитанность обрамляет богатую сущность и делает друзей (более) близкими». Гурар ал-хикам, с. 279. С. Марден писал в своей книге: «Я знаю владельца ресторана, который стал очень состоятельным и популярным благодаря своим хорошим манерам. Я узнал, что путешественники и туристы проезжают большие расстояния, чтобы добраться до его ресторана, и делал и это они потому, что в этом ресторане они любили приятную и приватную атмосферу. Когда посетители появлялись в ресторане, хозяин приветствовал их столь доброжелательно, как это не делалось нигде. Действительно, в этом ресторане они не испытывали холодности, досады или неприятных ощущений, с которыми вы сталкиваетесь в других ресторанах. В этом ресторане служащие стараются продемонстрировать расположение к клиентам и завязать с ними дружеские отношения. Служащие много улыбаются, и особое внимание уделяют обслуживанию клиентов, и эта внимательность проистекает из любви и расположения к гостям. Гости же чувствовали, что они не только должны прийти сюда вновь, но и привести своих друзей. Ясно, насколько эффективен этот метод для привлечения новых гостей «. Он добавляет: «Хорошие манеры никогда в истории не играли столь важной роли, как в нынешнее время. Они превратились в капитал для тех, кто желает привнести в свою жизнь счастье и успех». Хистан Сади. Имам Садик (а) включал воспитанность и жизнерадостность в число признаков способности человека к рассуждению. Он говорил: «Самые рассудительные среди людей — те, кто имеет лучшее поведение». Васаил аш-ши’а, т. 2, с. 201. Самуэль Смайлс говорит: «История показывает нам, что величайшие гении были счастливыми и оптимистичными людьми, ибо они сознавали действительное значение жизни и старались проявить свой разум в своей плоти. Когда кто-нибудь размышляет об их достижениях, он легко замечает здравость души и мышления этих людей, их доброту и энтузиазм. Обладатели великой души и наиболее интеллигентные люди все отличаются счастьем и жизнерадостными лицами. Их поведение было примером для тех, кто был с ними связан и следовал свету их доброты и естественного счастья «.
Ахлак.
Благородный Посланник (с) говорил: «Самые важные черты, которые приведут мой народ в рай, это страх перед Аллахом и хорошая обходительность». Васаил аш-ши’а, т. 2, с. 22. Следовательно, тому, кто руководствуется разумом, и кто стремится вести благородную жизнь, необходимо освоить этот бесценный духовный капитал — хорошее поведение. Для того, чтобы искоренить нежелательные черты, человек должен иметь искреннее желание достичь этой цели. Взгляд на вред, который оставляет дурное поведение, побуждает его вести борьбу за его искоренение.