Каждый акт поклонения Аллаху в исламской терминологии делится на два вида: ваджиб – обязательные деяния, мустахаб – желательные деяния, которые в совокупности представляют собой адаб, то есть правила этикета или вежливости. Например, перед совершением ежедневной пятикратной молитвы мусульманин обязан удостовериться в том, что был азан, обязан найти направление киблы, совершить ритуальное омовение. Все эти и некоторые другие действия являются гарантом того, что его молитвы действительны и будут приняты Всевышним, однако имеются и другие, выполнив которые мусульманин увеличивает свою награду за благодеяние. Мусульманину не вменяется в обязанность, но рекомендуется перед молитвой почистить зубы, нанести благовония, переодеться в чистую одежду, надеть кольцо с красным сердоликом и т.д.
Во время совершения зиярата (паломничества) мы часто сталкиваемся с тем, что многие не знают о том, что делать и говорить, не все знают и о том, как правильно себя вести. При посещении благочестивых и возвышенных в положении мусульман желательно соблюдать нижеперечисленные 20 общих правил для того, чтобы убедиться в том, что все деяния приняты и будут по достоинству оценены Всевышним.
1. Гусл – большое ритуальное омовение. Перед совершением паломничества в святые храмы паломнику следует убедиться в своей внутренней (физической) и внешней (ментальной, душевной) чистоте. Подтверждение данному действию имеется в мусульманских преданиях. Так, например, когда у Имама ас-Садика (а) спросили о значении коранического аята: «О потомки Адама! Берите [и надевайте] украшения ваши при [посещении] всякой мечети» [1], Имам (а) ответил, что здесь подразумевается совершение гусла прежде, чем встретиться с каким-либо святым [2].
2. Чтение молитв во время гусла, которые, согласно преданиям известных мусульманских учёных, таких как ал-Кафами в книге «Балад ал-амин» и Мухаммад ибн Макки в книге «Ан-Нафалиййа», увеличивают награду за совершение зиярата. Эти молитвы призваны увеличивать концентрацию верующего и усилить его духовную связь.
Ниже приведена одна из подобных молитв:
О Аллах! Очисть моё сердце, расширь грудь мою и позволь языку моему восхвалять и прославлять тебя. О Аллах! Сделай его (сердце) чистым, здоровым и наполненным светом, поскольку Твоё могущество простирается на всякую вещь.
3. Смирение и покорность. Проявляя эти качества как внутренне, так и внешне, паломник входит в святилище храма с благоговейным сердцем, понимая, какому человеку он наносит визит. При поминании и восхвалении в сердце Всевышнего рекомендуется чтение салаватов Пророку Мухаммаду (с) и его семье (а). В этой связи Имам Садик (а) в одном из преданий рассказал, как именно лучше приближаться к могиле Имама Хусейна (а):
Перед тем, как вы пойдёте к Абу Абдалле, совершите гусл в притоке реки Евфрат, наденьте чистую одежду и босиком направьтесь к храму, так как, поистине, вы находитесь в святилище святилищ Аллаха и Его Посланника. Поэтому я советую вам беспрестанно возвеличивать Преславного и Всемогущего Аллаха (говоря «Аллаху акбар»), благословлять Его (говоря «ла илаха илла-ллах»), восхвалять Его (говоря «ал-хамду ли-ллах»), возносить Его (говоря «субхана-ллах рабби-л-азим), а также благословлять Пророка и род его (произнося «аллахумма салли ала Мухаммадин ва али Мухаммад»). Продолжайте говорить это, пока не дойдёте до ворот храма.
4. Надевание чистой одежды также является одним из богоугодных деяний перед совершением зиярата. Имам Хасан ал-Муджтаба (а) надевал свои лучшие одежды каждый раз, когда приступал к молитве. На вопрос, зачем он это делает, он отвечал:
Аллах Красив и любит красоту. Вот для Него я и украшаю себя одеждами.
5. Также рекомендуется испрашивать разрешение войти. Слова подобной молитвы часто висят на таблицах перед входом в храм или же печатаются в определённых книгах о зияратах. Подобно тому, как никому не вздумается заходить к человеку в дом без спроса, так и при входе в храмы, являющиеся «домами» святых, мусульманам советуется испрашивать разрешение. В Священном Коране говорится:
О те, которые уверовали! Не входите в дома Пророка, если только не [будете вы приглашены и не] будет разрешена вам еда… [3]
При этом под «домом Пророка» (с) следует понимать не только место его обитания или же Медину, но и места погребения членов его семьи, будь то Сирия, Египет, Ирак, Иран, Саудовская Аравия и т.д.
6. Поцелуй ворот храма в знак уважения к лицу, которого мусульмане посещают. Подобное действие можно сравнить с тем, как мусульмане с почтением подносят к губам Коран всякий раз, когда берут его на руки. Хоть сакральные и святые тексты и находятся на страницах Божественной книги, обложка и сама книга в целом также представляют ценность и святость. Поцелуй ворот храма – это выражение почтения как захороненному человеку, так и всему месту в целом.
7. Вхождение в храм с правой ноги. По мере приближения к могиле святого, паломнику следует продолжать свой путь, выражая всем своим видом всё то же благоговение и смиренность, о которых говорилось ранее. Следует избегать сторонних мыслей и разговоров, в том числе и по телефону. Имам Садик (а) в предании сказал:
Затем, поцеловав ворота святилища, ступайте внутрь сделав шаг с правой ноги, а затем с левой… [4]
8. Тихая речь. Нет необходимости в том, чтобы повышать голос в храме, так как все праведники в состоянии услышать наш шёпот и даже слова, которые мы держим в сердцах и никак не озвучиваем. Поэтому, начав читать текст молитвы, мусульманам надлежит убедиться в том, что они не мешают никому из других присутствующих. В Коране говорится:
О те, которые уверовали! Не повышайте голоса ваши над голосом Пророка и не обращайте громко к нему речь — [так же], как обращаетесь вы друг к другу, дабы [не] стали тщетными деяния ваши, в то время как вы не поймёте [этого]! Поистине, те, которые понижают голос свой при Посланнике Аллаха, — это те, чьи сердца испытал [и очистил] Аллах для богобоязненности. Для них [уготованы] прощение и награда великая[5].
9. Прославление Аллаха, который удостоил праведников высокого положения за достойное исполнение своей миссии на Его пути. Перед началом чтения текста зиярата рекомендуется произнести «Аллаху акбар» (Аллах велик), а затем «ла илаха илла-ллаха вахдаху ла шарика лах» (Нет бога, кроме Единого Аллаха, без сотоварищей). В одном из преданий Имам Мухаммад ал-Бакир (а) сказал:
Тому, кто в присутствии Имама произнесёт такбир и слова “ла илаха илла-ллаху вахдаху ла шарика лах”, Аллах ниспошлёт Своё величайшее довольство. А тот, кто получил величайшее довольство Аллаха, обязательно окажется рядом с этим Имамом, пророком Ибрахимом, пророком Мухаммадом и другими посланниками в обители славы [6].
10. Приближение к гробнице. Максимально стараясь не причинить кому-либо дискомфорт, никого не толкая, паломник должен приблизиться к гробнице покоящегося святого и поцеловать её решётки. Подобное действие практиковали члены Ахл ал-бейт (а), когда приходили к могиле пророка Мухаммада (с), чтобы выразить своё почтение.
В книге «Камил аз-зиярат» автор рассказывает, как Али ибн Хусейн (а) приближался к могиле Пророка (с), приветствовал его, свидетельствовал о его посланнической миссии, а затем читал любую молитву. После, лицом к кибле, прислонившись к зелёному мрамору, расположенному у гробницы Пророка (с), он говорил:
О Аллах! Я ищу прибежища у Тебя от всех моих деяний, и я прислонил свою спину к могиле Мухаммада, Твоего раба и посланника, глядя в сторону киблы, которую ты выбрал для Мухаммада. О Аллах! Я вижу, что не имею власти самому обрести всё то благо, что желаю, и не имею власти над тем, чтобы отвратить от себя зло, которого страшусь. О Аллах, всё в Твоих руках, и нет никого, кто нуждался бы в Тебе больше, чем я. Я нуждаюсь в благах, которые Ты даровал мне. О Аллах, я прошу Тебя установить надо мной то, что будет благом для меня, так как никто не может затмить Твоё милосердие. О Аллах, прибегаю к Твоей защите от того, чтобы Ты заменил моё имя или тело или от того, чтобы Ты отнял у меня то благо, что Ты даровал. О Аллах, укрась меня богобоязненностью и Своим благословением, даруй мне долгую и здоровую жизнь, надели меня благодарностью за здравие.
11. Поворот лица и тела в сторону Мекки. Верующему рекомендуется встать позади или у изголовья могилы, направив своё лицо в сторону киблы так, чтобы одновременно не встать спиной к покойному.
12. Чтение специальной молитвы. Паломник, безусловно, может совершить свой зиярат, обратившись к покойному праведнику на любом языке, однако будет намного предпочтительнее, если он прочтёт специальную молитву, адресованную этому покойному, которая также носит название «зиярат». Подобные молитвы можно найти в брошюрах мечети, а также больших сборниках, таких как «Мафатих ал-джанан» шейха Аббаса ал-Кумми.
13. Совершение двухракатного намаза во имя Аллаха и с намерением приблизиться к Нему также является одним из предпочтительных действий во время зиярата. Необходимо помнить, что любое действие, совершаемое паломником в подобных местах, будь то чтение молитвы или совершение намаза, является ни чем иным как желанием верующего обрести милость Аллаха. Посещение любимейших творений Всевышнего, совершение акта поклонения Аллаху в их честь несёт собой огромную пользу для верующего и является неким залогом принятия его молитв за близких и родных. В одном из сборников хадисов говорится, что нижеследующая молитва является рекомендованной после чтения зиярата Имама Али (а):
О Аллах, я совершил этот двухракатный намаз, награду за который посвятил моему господину, Твоему верному слуге, брату Твоего посланника, повелителю верующих и господину завещанных, Али ибн Абу Талибу, да будет мир над ним и его семьёй. О Аллах, благослови Мухаммада и род Мухаммада, прими мою молитву и награди меня за это наградой благотворящих. О Аллах, Тебе я молился, Тебе преклонялся и Тебе поклонялся, Тебе и только Тебе, у которого нет сотоварищей, поскольку молитвы, преклонения и поклоны могут быть обращены только Тебе, поскольку ты Бог, помимо которого нет иного бога. О Аллах, благослови Мухаммада и род Мухаммада, прими мой зиярат и исполни мою просьбу ради Мухаммада и его пречистого семейства.
14. Чтение особой молитвы после зиярата также является одним из рекомендованных действий для паломника. Следует заметить, что, как и зиярат, подобные молитвы записаны в специальных сборниках, тоже различаются между собой и посвящены отдельным праведникам.
15. После совершения всех вышеперечисленных действий верующего будет ждать особая награда за прочтение аятов Корана в подобной освящённом месте, посвятив это богослужение покоящемуся. Следует понимать, что саваб (Божественная награда) за подобное деяние будет записан не только праведнику, но и верующему, который его совершил. В преданиях неоднократно сказано, что одно произнесение салавата Пророку (с) равно тысяче салаватов, произнесённых тысячами ангелов.
16. Все верующие должны стараться испытывать искреннее раскаяние во время посещения священных мест, присутствие внутреннего духа должно пробуждать в них желание раскаяться в содеянных грехах и найти прощение Всевышнего через Его приближённых, которых он просит о содействии в прощении его проступков.
17. Любому паломнику следует проявлять уважение по отношению ко всему храмовому комплексу, также являющемуся домом Аллаха, и всем волонтёрам, которые там работают, будь то дворникам, уборщикам или сотрудникам столовой. Многие из этих людей посвящают свои жизни тому, чтобы приблизиться к Богу и служить Его приближённым. В Священном Коране сказано:
Это — [слово истины]! И кто почитает обряды, [установленные] Аллахом, [пусть знает, что почитание] их [исходит] от богобоязненности сердец [7].
18. Прощание со святилищем носит особую важность для паломника, уезжающего из тех мест в неведении, доведётся ли ему ещё раз вернуться. Каждый должен ощущать воздействие, которое оказали на него и на его последующую жизнь все те молитвы и богослужения, которые он искренне совершал. Так, например, в одной из молитв, которую читают, уезжая из зиярата Имама Хусейна (а), говорится:
О Аллах, благослови Мухаммада и род Мухаммада и сделай так, чтобы это было не последним моим посещением этого места. О Аллах, молю Тебя [после смерти моей] собрать меня вместе с Имамом, его предками и верующими последователями. Ежели Ты считаешь, что я должен жить, о Аллах, рассчитывая на Твою милость, молю Тебя даровать мне возможность вернуться к нему ещё и ещё раз, о Милостивейший. О Аллах, среди всех твоих слуг даруй мне правдивый язык и внуши моему сердцу желание посетить все святые храмы. О Аллах, благослови Мухаммада и род Мухаммада и не позволяй мне отречься от упоминания Твоего имени, позволив делам этого мира взять вверх над чудесами и славой Твоих святынь. Не искушай меня красивыми украшениями этого мира и не уменьшай моих благодеяний, беспокойство из-за которых наполнит моё сердце. О Аллах, огради меня от злодеев среди Твоих творений и даруй мне мудрость, благодаря которой я заслужу Твоё довольство, о Всемилостивейший. Да будет с вами мир, о ангелы Аллаха, о посетители могилы Абу Абдаллы.
19. Выход из храмового комплекса также следует совершать согласно правилам входа: без сторонних и мирских разговоров, спешки, неуважения к другим паломникам и т.д.
20. После совершения зиярата паломникам следует оказать помощь нуждающимся, у которых не хватает денег на еду или питьё. Подобное действие сближает верующего с праведником, которого он посетил и который в годы своей жизни никогда не отгонял нуждающихся. В Священном Коране так описываются члены семейства Пророка Мухаммада (с):
Исполняют они обеты и боятся Дня, зло которого будет распространённым [всюду]. И кормят они едой [своей, несмотря] на любовь к ней [и нужду], бедняка, и сироту, и пленника. [Говорят они]: «Воистину, кормим мы вас лишь для лика (довольства) Аллаха. Не хотим мы от вас воздаяния [никакого] и не [ожидаем] благодарности!» [8].
Пророк Мухаммад (с) в одном из преданий сказал:
Успокоить страждущего и накормить голодного — одно из величайших деяний перед Аллахом. Клянусь тем, кому принадлежит душа Мухаммада, тот мусульманин, который спокойно спит ночью после сытного ужина, не вспоминая о голодном брате или соседе, исповедующих одну с ним веру, не является истинно поверившим в меня (моё пророчество)! [9].
Следует понимать, что к лицам, которым надлежит проявлять почтение, относится не только сам Пророк Мухаммад (с), но и его семья (а). Так, в Коране Пророк (с) говорит: «Не прошу я у вас за [призыв] этот награды, кроме любви к ближайшей [родне моей]». Когда Пророку Мухаммаду (с) был ниспослан этот аят, сподвижники сказали ему: «О Посланник Аллаха! Кто твоя ближайшая родня, которую нам предписано любить?» Он ответил: «Али, Фатима и оба их сына». Эту фразу он повторил трижды [10].
Источник: http://fatima-zahra.ru
[1] Коран, 7:31.
[2] Ал-Маджлиси М. Б. Бихар ал-анвар, т. 97, стр. 132.
[3] Коран, 33:53.
[4] Ал-Маджлиси М.Б. Бихар ал-анвар, т. 97, с. 284.
[5] Коран, 49:2–3.
[6] Басаир ал-дараджат фи фадаил али Мухаммад, т. 1., стр. 312.
[7] Коран, 22:32.
[8] Коран, 76:7–9.
[9] Ал-Маджлиси. Бихар ал-анвар. Т. 74. С. 369.
[10] Ат-Тустари. Ихкак ал-хакк. Т. 3. С. 2.