Из истории известно, что непорочные имамы иногда произносили стихотворные тексты. Авторами некоторых из них были другие люди, то есть по мере надобности имамы прибегали к стихам по соответствующей тематике. Но вместе с тем имамы и сами сочиняли стихи.
В Коране занятие поэзией (в соответствии с реалиями арабского общества той эпохи), за некоторым исключением, в основном порицается, и поэты считаются грешниками. Его светлость Мухаммад (с) не произносил стихов, иначе многобожники могли принять Коран за плод его творчества. Об этом говорится и в суре «Ясин»: «Мы не учили его (Мухаммада) поэзии, и не подобает ему это. Это не что иное, как Напоминание и ясный Коран» (сура «Ясин», аят 69).
Однако непорочные имамы не получали откровений от Аллаха, поэтому не было опасности их обвинения в поэзии. Стихи имама Али (а) более известны, и их больше.
Литература считается очень действенным методом пропаганды, и имамы не упускали это из виду. В религиозных источниках приведены отрывки из стихотворений всех имамов. Очень большой материал по этой тематике содержится в сборнике хадисов «Бихаруль-анвар». Собрав отрывки из стихов, которые приведены в данном сборнике, издали специальную книгу, состоящую из стихотворений непорочных. В этой книге нашли отражение более 2700 стихов её светлости Фатимы (с) и двенадцати имамов.
В литературном наследии непорочных особое место занимают стихотворения имама Хусейна (а). В вышеназванном источнике содержится 221 стихотворение, автором которого является имам Хусейн (а). Читая их, можно узнать о раздумьях имама, его высокой нравственности и взглядах. В особенности стихотворения, которые он произнёс по пути в Куфу и в Кербелу, совершенным образом довершают его хадисы и проповеди. В данной статье мы ограничимся лишь двумя примерами из литературного наследия имама Хусейна (а).
В исторических источниках отмечается, что по пути в Куфу караван имама Хусейна (а) встретил в местечке Сифах видного поэта и сторонника Ахли-бейта (а) Фараздага, который возвращался из Куфы. Когда имам спросил поэта о ситуации в Куфе, тот не стал ничего скрывать, ответив: «Сердца жителей Куфы принадлежат тебе, но их мечи – Бани-Умаййе». Услышав это, имам молвил: «На все воля Аллаха, Он над всем властен. Каждое мгновенье подчинено воле Творца. Когда воля Аллаха совпадает с нашими желаниями, мы возносим хвалу за ниспосланные Им блага, просим Его помочь нам возблагодарить Его. Когда же Его воля идёт вразрез с нашими желаниями, мы демонстрируем, что чистые в своих помыслах и уверенно идущие по верной стезе никогда не будут лишены милости Всевышнего». (Некоторые историки утверждают, что данное событие происходило в иной местности, а поэтом был не Фараздаг.)
Затем имам Хусейн (а) произнёс стихотворение (приводится дословный перевод):
Если этот бренный мир считается прекрасным и ценным,
То вознаграждение Аллаха (Рай) более ценно.
Если концом накопления богатства является отречение от него (после смерти),
То почему свободный человек должен проявлять жадность ради богатства, которое потеряет?
Если для каждого хлеб насущный предопределён заранее,
То лучше меньше стараться ради этого.
Если тела созданы для смерти в определённый момент,
То более ценно быть убитым мечом во имя Аллаха.
О члены семьи Ахмеда, да будет ниспослано на вас благословение!
Чувствую, что очень скоро и я переселюсь к вам!
Передают также, что в ночь Ашура имам Хусейн (а) пришёл к темнокожему рабу Джовну и прочитал следующее стихотворение:
О ветер! Какой же ты неверный товарищ!
Как много утр и вечеров
Друзья и требующие справедливости были убиты.
Ветер не может довольствоваться заменой!
Всё и вся возвращается к Аллаху.
Каждый смертный прошагает по моей стезе…
Да будет ниспослано благословение Аллаха на имама Хусейна (а) и его верных товарищей…
Источник: http://pomnihuseyna.ru