Почему жены Пророка (с) не входят в число Ахл аль-бейт (а)?

Почему жены Пророка (с) не входят в Ахл аль-бейт (людей дома Пророка), если в аятах 32-34, 33-й суры Священного Корана говорится о женах Пророка (с)?

Вопрос:

В 33-м аяте, 33-й суры Священного Корана Всевышний упоминает Ахл аль-бейт (мир им!) и говорит: «Аллах хочет удалить от вас скверну, о Ахл аль-бейт, и очистить наилучшим очищением». Шииты говорят, что этими Ахл аль-бейт (мир им!) являются Али, Фатима, Хасан и Хусейн (мир им!), а жены Пророка (с) не входят в их число. Но, при этом, мы видим, что в том аяте и в аятах, которые предшествуют ему (32 аят) и следуют после (34 аят), речь идет о женах Пророка (с). Поэтому, вполне очевидно, что под Ахл аль-бейт (Люди дома), также подразумеваются жены Пророка (с). Почему шииты убеждены в том, что жены Пророка не входят в число Ахл аль-бейт?

Ответ:

Существует ряд факторов, которые не позволяют считать, что жены Пророка (с) также входят в число Ахл аль-бейт (мир им!). Вот только некоторые из этих факторов:

  1. Упомянутый в вопросе фактор. То, что в этом аяте, а также в аятах, которые предшествуют ему (32 аят) и следуют после него (34 аят), говорится о женах Пророка (с), не позволяет включать их в число Ахл аль-бейт (мир им!). Другими словами, упомянутый аргумент в пользу вхождения жен Пророка (с) в число Ахл аль-бейт (мир им!) является доказательством обратного, того, что они не входят в это число. Чтобы понять это достаточно внимательно взглянуть на эти аяты:

يَا نِسَاءَ النَّبِيِّ لَسْتُنَّ كَأَحَدٍ مِّنَ النِّسَاءِ إِنِ اتَّقَيْتُنَّ فَلَا تَخْضَعْنَ بِالْقَوْلِ فَيَطْمَعَ الَّذِي فِي قَلْبِهِ مَرَضٌ وَقُلْنَ قَوْلًا مَّعْرُوفًا

وَقَرْنَ فِي بُيُوتِكُنَّ وَلَا تَبَرَّجْنَ تَبَرُّجَ الْجَاهِلِيَّةِ الْأُولَى وَأَقِمْنَ الصَّلَاةَ وَآتِينَ الزَّكَاةَ وَأَطِعْنَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ إِنَّمَا يُرِيدُ اللَّهُ لِيُذْهِبَ عَنكُمُ الرِّجْسَ أَهْلَ الْبَيْتِ وَيُطَهِّرَكُمْ تَطْهِيرًا

وَاذْكُرْنَ مَا يُتْلَى فِي بُيُوتِكُنَّ مِنْ آيَاتِ اللَّهِ وَالْحِكْمَةِ إِنَّ اللَّهَ كَانَ لَطِيفًا خَبِيرًا

О жены Пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина. Если вы богобоязненны, то не проявляйте нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чье сердце поражено недугом, а говорите достойным образом.

Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества, совершайте намаз, раздавайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его посланнику. О обитатели дома, Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью.

И поминайте то, что читается в ваших домах из аятов Аллаха и мудрости. Воистину, Аллах — Проницательный (или Добрый), Ведающий.

Первое, что обращает на себя внимание, это то, что, говоря о женах Пророка (с), Всевышний говорит «домах», то есть, использует множественное число. А в слове Ахл аль-бейт, которое переводится как Обитатели Дома, дом в единственном числе. Это ясно свидетельствует о том, что жены Пророка (с), которые являются обитателями разных домов (у каждой из них свой собственный дом), не могут быть обитателями одного единственного дома. И слово «дома» использовано как до, так и после слов «Ахл аль-бейт». Второе, что обращает на себя внимание, это то, что в отношении жен Пророка (с) использовано личное местоимение множественного числа женского рода, а говоря об Ахл аль-бейт, использует местоимение множественного числа мужского рода.

Поэтому, упомянутый контраст, который можно наблюдать в этих трех аятах, является ясным доказательством верности шиитского взгляда.

А тем единственным домом, о котором идет речь в аяте, является дом Али и Фатимы (мир им!), которые не просто являются кровными родственниками Пророка (с), другими словами, являются его семейством и членами его дома, а более того, это единственные люди, благодаря которым продолжился род Пророка (с). Их дети – единственные внуки Пророка (с). Поэтому этот дом является домом Пророка (с). Вдумайтесь!

Может возникнуть резонный вопрос, почему, говоря о женах Пророка (с), Всевышний упоминает других людей, а потом опять возвращается к женам Пророка (с)?

Здесь необходимо обратить внимание на ряд важных моментов: А) расположение аятов Священного Корана, их местоположение, нумерация, также как, расположение и нумерация сур Священного Корана, на сегодняшний день, не соответствует хронологии их ниспослания, а является иджтихадом сподвижников Пророка (с), собравших Коран в виде книги. Ясным доказательством тому служит то, что мекканские суры располагаются в конце Корана, в то время, как они были ниспосланы раньше мединских сур, вне всякого сомнения. И подобных фактов, относительно расположения аятов и сур, огромное множество. Б) Согласно суннитской точке зрения, Али, Фатима, Хасан и Хусейн (мир им!), также входят в число Ахл аль-бейт. Поэтому, данный вопрос возникает в любом случае, вне зависимости от того, какой точки придерживаться, суннитской или шиитской.

  1. Когда был ниспослан данный аят, Пророк (с) накрыл Али, Фатиму, Хасана и Хусейна (мир им!), прочитал данный аят и сказал: О Аллах! Это и есть люди моего дом, так очисти их полным очищением. Предания об этом имеются во множестве суннитских сборников и являются достоверными, согласно методологии Ахли сунны. Например, в Сахих Муслима:

2424 حَدَّثَنَا أَبُو بَكْرِ بْنُ أَبِي شَيْبَةَ وَمُحَمَّدُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ نُمَيْرٍ وَاللَّفْظُ لِأَبِي بَكْرٍ قَالَا حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ بِشْرٍ عَنْ زَكَرِيَّاءَ عَنْ مُصْعَبِ بْنِ شَيْبَةَ عَنْ صَفِيَّةَ بِنْتِ شَيْبَةَ قَالَتْ قَالَتْ عَائِشَةُ خَرَجَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ غَدَاةً وَعَلَيْهِ مِرْطٌ مُرَحَّلٌ مِنْ شَعْرٍ أَسْوَدَ فَجَاءَ الْحَسَنُ بْنُ عَلِيٍّ فَأَدْخَلَهُ ثُمَّ جَاءَ الْحُسَيْنُ فَدَخَلَ مَعَهُ ثُمَّ جَاءَتْ فَاطِمَةُ فَأَدْخَلَهَا ثُمَّ جَاءَ عَلِيٌّ فَأَدْخَلَهُ ثُمَّ قَالَ إِنَّمَا يُرِيدُ اللَّهُ لِيُذْهِبَ عَنْكُمْ الرِّجْسَ أَهْلَ الْبَيْتِ وَيُطَهِّرَكُمْ تَطْهِيرًا

  1. Аиша сказала: «Вышел Пророк, однажды утром. На нём были дорожные покрова из чёрного волоса. И пришёл Хасан сын Али и он укутал его (в них). Затем пришёл Хусейн и залез в них вместе с ним. Затем пришла Фатима и он впустил (в свои покрова) и её. Затем пришёл Али и его он тоже впустил (в них), а потом произнёс (аят): «Аллах всего лишь желает отвести от вас мерзость, люди Дома (Ахл аль-бейт), и очистить вас лучшим очищением».

Сахих, автор: Муслим Ибн Хаджадж Абу Аль-Хасан Аль-Кейшари Ан-Нисабури, книга: Достоинства сподвижников, глава: О достоинствах семейства Пророка (с), том 4, стр. 1883, хадис 2424, изд-во Дару ихйаи кутубил арабиййа, исследование: Мухаммад Фуад Абд Аль-Баки, в пяти томах, Бейрут, Ливан.

Обратите внимание, эти предания передаются женами Пророка (с), а значит они были свидетелями этих событий. У вас не возникает вопроса, если жены входят в Ахл аль-бейт, то почему Пророк (с) не сделал то же самое с ними, хотя бы с теми из них, которые были свидетелями того, что он впускает под свои покрова Али, Фатиму, Хасана и Хусейна (мир им!) и произносит аят «О обитатели Дома…»? Вне всякого сомнения, это свидетельство того, что жены не входят в Ахл аль-бейт.

Согласно другим преданиям, после ниспослания аята «О обитатели Дома…», Пророк, во время утренней молитвы, шесть месяцев подряд подходил к двери дома Али и Фатимы (мир им!) и говорил: «Время молитвы, о Ахл аль-бейт!»:

3206 حَدَّثَنَا عَبْدُ بْنُ حُمَيْدٍ حَدَّثَنَا عَفَّانُ بْنُ مُسْلِمٍ حَدَّثَنَا حَمَّادُ بْنُ سَلَمَةَ أَخْبَرَنَا عَلِيُّ بْنُ زَيْدٍ عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ يَمُرُّ بِبَابِ فَاطِمَةَ سِتَّةَ أَشْهُرٍ إِذَا خَرَجَ إِلَى صَلَاةِ الْفَجْرِ يَقُولُ الصَّلَاةَ يَا أَهْلَ الْبَيْتِ إِنَّمَا يُرِيدُ اللَّهُ لِيُذْهِبَ عَنْكُمْ الرِّجْسَ أَهْلَ الْبَيْتِ وَيُطَهِّرَكُمْ تَطْهِيرًا

قَالَ أَبُو عِيسَى هَذَا حَدِيثٌ حَسَنٌ غَرِيبٌ مِنْ هَذَا الْوَجْهِ إِنَّمَا نَعْرِفُهُ مِنْ حَدِيثِ حَمَّادِ بْنِ سَلَمَةَ قَالَ وَفِي الْبَاب عَنْ أَبِي الْحَمْرَاءِ وَمَعْقِلِ بْنِ يَسَارٍ وَأُمِّ سَلَمَةَ

Тирмизи передает от Анас Ибн Малика: Поистине, Посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха!) шесть месяцев проходил мимо двери Фатимы, когда выходил на утреннюю молитву, и говорил: время молитвы, о Ахл аль-бейт! «Аллах хочет удалить скверну от вас, семьи его дома (Ахл аль-бейт) и очистить вас наилучшим очищением».

 Абу Иса (Тирмизи) сказал: этот хадис хороший (хасан) и неизвестный по этой цепочке.

Джами ас-сахих (Сунан Ат-Тирмизи), книга: Толкование Корана. Глава: Толкование суры Аль-Ахзаб (33), том 5, стр. 352, хадис 3206, изд-во Дару ихйаи турасил араби, исследование Ахмад Мухаммад Шакир и другие, Бейрут, Ливан, в пяти томах.

А Хаким Нишапури и Захаби назвали данный хадис достоверным (сахих).

Подробнее с  преданиями об этом вы можете ознакомиться по следующей ссылке: https://dovodi.ru/dovodi/aat-tathir-ocisenie/ayat-tathir-ahlulbait-dovodi

Теперь, возникает очень важный вопрос, делал ли Пророк (с) когда-нибудь что-то подобное в отношении своих жен? Нет, никогда не делал и никоим образом не указывал на то, что данный аят был ниспослан о его женах. Тогда откуда у вас такое желание внести жен его светлости (с) в число тех, о ком ниспослан аят «О обитатели Дома…»!?

  1. Жены Пророка (с) никогда не говорили, что этот аят был ниспослан о них. Более того, наоборот, некоторые из них утверждали об обратном. Например, Ум Салама, которая стала свидетелем того, что Пророк (с), впустив Али, Фатиму, Хасана и Хусейна (мир им!) под свои покрова и называя их Ахл аль-бейт, молился о них, попыталась также войти под покрова, но Пророк (с) помешал ей и вырвал свою одежду из ее рук:

 26206 حَدَّثَنَا عَفَّانُ حَدَّثَنَا حَمَّادُ بْنُ سَلَمَةَ قَالَ حَدَّثَنَا عَلِيُّ بْنُ زَيْدٍ عَنْ شَهْرِ بْنِ حَوْشَبٍ عَنْ أُمِّ سَلَمَةَ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ لِفَاطِمَةَ ائْتِينِي بِزَوْجِكِ وَابْنَيْكِ فَجَاءَتْ بِهِمْ فَأَلْقَى عَلَيْهِمْ كِسَاءً فَدَكِيًّا قَالَ ثُمَّ وَضَعَ يَدَهُ عَلَيْهِمْ ثُمَّ قَالَ اللَّهُمَّ إِنَّ هَؤُلَاءِ آلُ مُحَمَّدٍ فَاجْعَلْ صَلَوَاتِكَ وَبَرَكَاتِكَ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ قَالَتْ أُمُّ سَلَمَةَ فَرَفَعْتُ الْكِسَاءَ لِأَدْخُلَ مَعَهُمْفَجَذَبَهُ مِنْ يَدِي وَقَالَ إِنَّكِ عَلَى خَيْرٍ

 Ахмад Ибн Ханбал передает хадис с цепочкой передатчиков восходящей к Шахр Ибн Хавшабу, который передает от Ум Салама, которая сказала: Поистине, Посланник Аллаха (с) сказал Фатиме: «приходи ко мне вместе с супругом и сыновьями». И пришла Фатима с ними. И накинул на них пророк плащ из Фадака (Хайбар) и сказал: «О Аллах! Эти и есть семейство Мухаммада, так установи Свое благословение и благодать над Мухаммадом и его семейством. Поистине, ты Хвалимый и Славный». Ум Салама говорит: я подняла плащ чтобы войти под нее вместе с ними, но Пророк вырвал плащ из моих рук и сказал: поистине, ты в добре.

Ахмад Ибн Ханбал, Муснад, остальной муснад ансаров, глава: хадис Ум Саламе, супруги пророка (с), том 44, стр. 327, хадис: 26746, исследование: Шуйаб Аль-Арнаут, Адил Муршид и другие, изд-во Муассисатур рисаля, Бейрут, Ливан, издание первое, 2001 — 1421.

Пророк (с) вырывал этот «плащ» из рук своих жен, а вы хотите силой вклеить его в их руки.

  1. Существуют предания, согласно которым в число Ахл аль-бейт входят только те, кто имеет кровное родство с Пророком (с):

(2408) حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ بَكَّارِ بْنِ الرَّيَّانِ، حَدَّثَنَا حَسَّانُ يَعْنِي ابْنَ إِبْرَاهِيمَ، عَنْ سَعِيدٍ وَهُوَ ابْنُ مَسْرُوقٍ، عَنْ يَزِيدَ بْنِ حَيَّانَ، عَنْ زَيْدِ بْنِ أَرْقَمَ، قَالَ: دَخَلْنَا عَلَيْهِ فَقُلْنَا لَهُ: لَقَدْ رَأَيْتَ خَيْرًا، لَقَدْ صَاحَبْتَ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَصَلَّيْتَ خَلْفَهُ، وَسَاقَ الْحَدِيثَ بِنَحْوِ حَدِيثِ أَبِي حَيَّانَ، غَيْرَ أَنَّهُ قَالَ: » أَلَا وَإِنِّي تَارِكٌ فِيكُمْ ثَقَلَيْنِ: أَحَدُهُمَا كِتَابُ اللهِ عَزَّ وَجَلَّ، هُوَ حَبْلُ اللهِ، مَنِ اتَّبَعَهُ كَانَ عَلَى الْهُدَى، وَمَنْ تَرَكَهُ كَانَ عَلَى ضَلَالَةٍ » وَفِيهِ فَقُلْنَا: مَنْ أَهْلُ بَيْتِهِ؟ نِسَاؤُهُ؟ قَالَ: لَا، وَايْمُ اللهِ إِنَّ الْمَرْأَةَ تَكُونُ مَعَ الرَّجُلِ الْعَصْرَ مِنَ الدَّهْرِ، ثُمَّ يُطَلِّقُهَا فَتَرْجِعُ إِلَى أَبِيهَا وَقَوْمِهَا أَهْلُ بَيْتِهِ أَصْلُهُ، وَعَصَبَتُهُ الَّذِينَ حُرِمُوا الصَّدَقَةَ بَعْدَهُ

2408-1. Передают Зэйда Ибн Аркама. Он сказал: «Мы вошли к нему и сказали ему: «Тебе досталось столько добра! Ты сопровождал Посланника Аллаха, молился за ним…» Далее он привёл аналогию хадиса Абу Хаййана, но выразился так: «О, да! Я оставляю в вас две тяжести. Одна из них – Писание Аллаха, Всепочитаем Он и Всеславен. Оно – нить Аллаха. Кто последует ему, тот пребудет на правильной дороге. Ну, а кто оставит оное, тот пребудет в блуждании…» В нём также говорится: «И мы спросили: «Кто это «люди его дома» (Ахл аль-бейт)? Его женщины (что ли)?» Тот ответил: «Нет! Клянусь Аллахом! Женщина пребывает (лишь некоторое время) вместе с мужчиной. Век в вечности. Но затем он даёт ей развод и она возвращается к своему отцу и (к) своему народу. «Люди его дома» (Ахл аль-бейт) – (то) его корень и его кровная родня, подаяние которым запрещено после него».

Сахих, автор: Муслим Ибн Хаджадж Абу Аль-Хасан Аль-Кейшари Ан-Нисабури, книга: Достоинства сподвижников, глава: О достоинствах Али Ибн Абу Талиба, том 4, стр. 1874, хадис 2408, изд-во Дару ихйаи кутубил арабиййа, исследование: Мухаммад Фуад Абд Аль-Баки, в пяти томах, Бейрут, Ливан.

  1. Пророк (с) неоднократно использует слово Ахл аль-бейт вместе со словом кровные родственники (عترة — итра), что явно свидетельствует о том, что жены не могут входить в это число:

3788 حَدَّثَنَا عَلِيُّ بْنُ الْمُنْذِرِ الْكُوفِيُّ حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ فُضَيْلٍ حَدَّثَنَا الْأَعْمَشُ عَنْ عَطِيَّةَ عَنْ أَبِي سَعِيدٍ وَالْأَعْمَشُ عَنْ حَبِيبِ بْنِ أَبِي ثَابِتٍ عَنْ زَيْدِ بْنِ أَرْقَمَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا قَالَا قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِنِّي تَارِكٌ فِيكُمْ مَا إِنْ تَمَسَّكْتُمْ بِهِ لَنْ تَضِلُّوا بَعْدِي أَحَدُهُمَا أَعْظَمُ مِنْ الْآخَرِ كِتَابُ اللَّهِ حَبْلٌ مَمْدُودٌ مِنْ السَّمَاءِ إِلَى الْأَرْضِ وَعِتْرَتِي أَهْلُ بَيْتِي وَلَنْ يَتَفَرَّقَا حَتَّى يَرِدَا عَلَيَّ الْحَوْضَ فَانْظُرُوا كَيْفَ تَخْلُفُونِي فِيهِمَا قَالَ هَذَا حَدِيثٌ حَسَنٌ غَرِيبٌ

Нам рассказал ‘Али ибн аль-Мунзир аль-Куфий: нам рассказал Мухьаммад ибн Фудайл: нам рассказал аль-А’маш от ‘Утайа, от Абу-Са’ида и аль-А’маш, от Хьабиба ибн Абу-Сабита, от Зейда ибн Аркхама, которые сказали:

«Посланник Аллаха (саллал-Лаху ‘алейхи ва саллам) сказал: «Я оставляю среди вас то, (благодаря чему,) если вы будете держаться за это, никогда не впадете в заблуждение после меня. Одно из них (из двух), важнее другого. Это – книга Аллаха, (которая является) верфью, протянутой от небес к земле. (Второе – это) мои кровные родственники (итрити), обитатели моего дома (Ахл аль-бейт). Они не отделятся друг от друга, пока не примкнут ко мне у водоема (источника Каусар). Так будьте же внимательны к ним после меня!».

Джами ас-сахих (Сунан Ат-Тирмизи), книга: Достоинств. Глава: Достоинства Ахлул Байт Пророка (с), том 5, стр. 622, хадис 3788, изд-во Дарул Кутубил илмиййе, Бейрут, Ливан, в пяти томах. —http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?bk_no=2&ID=2039&idfrom=3718&idto=3722&bookid=2&startno=1

В этих преданиях слова мои кровные родственники (итрити) и обитатели моего дома (Ахл аль-бейт) использованы как синонимы, что невозможно, если жены входят в число Ахл аль-бейт.

Итог: Все говорит о том, что жены Пророка (с) не входят в число тех людей, о которых был ниспослан аят «О обитатели Дома…». Желание принизить семейство Пророка (с) и возвысить жен его светлости (с), некоторые из которых были дочерями халифов, людей, провозгласивших себя после Пророка (с) его наместниками, толкает последователей этих халифов на беспощадные попытки подтолкнуть их под покрова Пророка (с), под которыми могут быть только Ахл аль-бейт.

Источник : https://dovodi.ru

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.