Наша сегодняшняя беседа станет продолжением изысканий вокруг темы «совершенный человек в Коране». В данной теме можно затронуть множество оттенков. И сегодня эта тема находится в центре внимании не только верующих, но и в целом всего мира. По сути, каждая цивилизация, каждый образ мышления, каждая идеология имеет свою концепцию совершенного человека.
Решающий фактор в просветлении общества
Например, в коммунистической идеологии есть свой определенный образ совершенного человека, в либеральном образе мышления имеется своя модель, у левых свое понимание и пр. В нашем ХХI веке ситуация такова, что каждый имеет возможность и выносит собственные убеждения, свою идеологию на публику. И с точки зрения исламской мысли, самая важная тема в данной презентации, которая играет одну из ключевых ролей в наставлении общества на праведный путь, это образ совершенного человека. То есть в данном случае речь идет об ответе Ислама на вопрос о том, «кто есть совершенный человек?». Размышления вокруг вопроса о том, «какие качества отличают совершенного человека в воззрении нашей религии?» станут основой презентационной части нашей беседы.
В ходе нашей прошлой беседы, взяв за основу 63-й аят суры «Фурган», мы начали процесс ознакомления с качествами совершенного человека. Начиная с этого аята, в суре перечисляются качества истинных служителей Всемилостивого Творца, первым среди которых указывается их соответствие образу «хауна». Иными словами, походка этих людей соответствует состоянию хауна. Этот образ, это состояние подразумевает наличие в себе таких качеств, как скромность, степенность, достоинство, мягкость, учтивость и доброжелательность.
Кто есть истинные служители всевышнего?
Мы видим, что Всевышний открывает человечеству качества истинных Своих служителей. Начиная с 63-го аята суры «Фурган», для истинных служителей Всемилостивого Аллаха перечисляются 12 качеств, некоторые среди которых носят больше нравственный характер, тогда как другие имеют социальный характер или же мировоззренческий уклон. Мы ознакомились только с одним из этих качеств — хауна, которая, как мы отметили, подразумевает под собой скромность, доброжелательность, мягкость, а также спокойствие и достоинство. Поступь сообразно состоянию «хауна» отличает отдаленность от гордыни, грубости, и наличие внутреннего равновесия, гармонии.
Некоторые из остальных 11 качеств относятся больше к эхлагу, некоторые имеют социальный характер, а некоторые относятся к области убеждений. Безусловно, данное разделение вовсе не значит, что каждое из этих качеств относится только к одной конкретной из вышеперечисленных категорий. Например, такое качество, как скромность, включает в себя все три аспекта – эхлаг, веру и социальную сторону, так как проявляется в процессе общения с людьми. Скромность – это качество, относящееся к категории тех свойств, которые человек обнаруживает в обращении с людьми. В воззрении Ислама мы располагаем всеми возможностями уяснить для самих себя, что является истинным служением Аллаху, истиной человеческой сущности. Так, ответом на вопрос «кто является истинным служителем Всевышнего?» будет: человек, который воплотил в себе эти 12 качеств. Совершенный человек – это тот, кто является подлинным носителем этих 12 качеств. В данном контексте разбор этих качеств представляет большое значение.
Один из показателей сущности человека
Надо отметить, что поступь по образу «хауна», и в целом степенность во время хождения не подразумевают только физическое передвижение. Речь не идет походке только в физическом понимании. В действительности, здесь также подразумевается образ жизни, опирающийся на умеренность, целесообразность. Здесь есть намек на философию жизни. Она воспринимается как показатель сущности человека, его духовной вместимости. Когда говорится «ступать по образу «хауна»», то имеется в виду как хождение в физическом понимании, так и духовно-нравственное состояние, формирующее эти движения. В этом проявляется и образ жизни, и действия и поведения, соответствующие им. Жизнь истинного служителя зиждется также и на скромности. Раскрывая смысл понятия «хауна», Имам Джафар Садык (а) сказал: «Смысл (хауны) – это жизнь на основе фитрета и в созвучии и гармонии с духовностью, сотворенной Всевышним».
Как следует из хадиса, хауна – это жизнь в согласии и соответствии со своим фитрэтом, то есть своей природой, своей духовной сущностью. Когда жизнь человека строится в согласии с его природой, то можно сказать, она построена на основе «хауна». Если жизнь человека бывает в созвучии с духовностью, которую заложил в него Всевышний, то в этом случае можно утверждать, что человек живет по образу «хауна».
Наивысший универсальный титул
В этом аяте есть еще один важный момент. Как мы знаем, в нем проходит выражение «истинные служители Всемилостивого Аллаха». В действительности, это сама высокая награда. Служение Аллаху – это самый высокий титул, который может быть дан человеку. В разных культурах, в разные времена, в разных странах существуют самые разные награды, почетные звания. Но есть один универсальный, абсолютный в своей славе титул, который Творец дает человеку. Титул, статус, который Великий Творец дает в Своей Книге тем, чей жизненный вектор обращен в сторону, указанную Им. Это – титул «служителя Всемилостивого Аллаха».
Данное звание для человека – благословенно, светло, священно. Титул служителя Всевышнего Аллаха. Здесь дается титул за истинную привязанность к Бесконечному, Наивысшему. Так Всевышний награждает тех, кто действительно живет по Его законам. Всевышний дает им имя «служитель Всемилостивого Аллаха». Ибо их привязанность – это привязанность к Нему. И поскольку они связаны узами с Бесконечным, и их жизнь, и их развитие устремлено наверх, в сторону высшей добродетели и совершенства. Такие же качества, как скромность, способны привести к такому прогрессу, к такому состоянию души, обладателя которой Всевышний отнесет к Себе. Того, кто имеет связь со своим Творцом, Он отнесет к Себе, придаст ему Свой оттенок, украсит его венцом имени Своего. Он выведет его из круга всего ограниченного, временного, бренного, и введет в круг бесконечного, продолжительного, вечного.
Поведение человека – это показатель его личности
Есть еще один урок, который мы перенимаем из этого благословенного аята. Как выясняется исходя из аята, поведение человека является показателем его личности. Каково поведение человека, такова и его личность. Если он ходит по миру скромно, мягко, с достоинством и доброжелательностью, значит, и личность его велика. Значит, он является тем, кто именуется служителем Всевышнего. Если же его движения и поступь отличают гордыня, грубость и неучтивость, то, следовательно, и его личность мелка и презренна.
Отсюда мы приходим к очередному выводу о том, что Ислам является настолько прекрасной, совершенной, благородной религией, что в ней имеются заветы, относящиеся к даже самым мелким и тонким нюансам всех сцен человеческой жизни. И человек, стремящийся достичь совершенства, не останется без ответа ни в одном из своих вопросов. Даже в теме ходьбы Ислам имеет свою благословенную программу.
Всевышний сотворил человека вольным, правым делать выбор. Он даровал тому возможность выбирать, самоопределяться. Но для выбора, как известно, необходимы знания. Человек должен быть в должной мере осведомленным, чтобы суметь сделать правильный выбор. И даже в отношении того, как лучше ступать по этой бренной земле, Всевышний дает человеку свои советы. Даже в таком, казалось бы простом и несущественным вопросе, Творец не оставляет человека без советов.
Вера человека имеет непосредственное влияние на его поведение
Еще один момент, который выясняется при разборе благословенного аята, заключается в том, что вера и убеждения человека имеют непосредственное воздействие на его поведение. Кто ходит по земле скромно, мягко, гордо и доброжелательно? Те, кто признают Всевышнего и снискали звание Его служителя. Признание своего Творца становится главным ориентиром всех последующих поступков и поведения человека.
Другое умозаключение, которое вытекает из аята, это то, что скромность является плодом служения Всевышнему и ее первым признаком. Одной из польз служения является приобретаемая при этом скромность. Скромность – это один из плодов древа души, именуемого служением. Если человек будет добровольно служить своему Творцу, одним из позитивных его достижений станет скромность. Скромность – есть капитал человека. Это – вложение, которое, закрепившись в душе своего обладателя, приносит ему духовные удовольствия и душевное умиротворение.
Начало доброжелательности – это вера
Одним из моментов, на который нужно обратить внимание при рассмотрении данной темы, является мотивация поступков. Ибо именно это является показателем качественности поступков. Надо учесть, что началом доброжелательности и мягкости человека является вера, а не страх и слабость. Человек бывает истинно доброжелательным вовсе не из страха, опасения или стыда перед кем-то. Истинный служитель ведет себя мягко с другими людьми именно потому, что обладает волей и величием духа. Он ведет себя так мягко и добросердечно из-за того, что вера диктует ему вести себя подобным образом. Если же его добросердечность исходит из трусости, то это уже не добросердечность, а нечто совсем другое. Человек лишь поддается самообману, принимая свое поведение за широту своей души.
Если скромность, мягкость являются результатом того, что человек опасается кого-то, то это не имеет отношение к скромности и мягкости, о которых гласит Ислам. Ибо мусульманин мягок потому, что является служителем Всемилостивого Аллаха и подобным обращением исполняет Его волю и завет.
В общем и целом, по мнению ряда лексикографов, слово «хауна» имеет два значения:
1) скромность и мягкость, исходящая от души;
2) скромность и самоуничижение, которые выказываются под влиянием других людей.
Если в первом случае «хауна» — это то, что возвышает человека, то во втором случае она приносит человеку унижение. Одно дело, когда человек вынужден быть мягким и скромным под воздействием внешних обстоятельств, и совсем другое, когда скромность исходит от души. Когда это – результат не внешних факторов, а силы духа и воли.
Если доброжелательность порождается слабостью, то это уже не доброта, а раболепие. Подобная «мягкость» только унижает человека.
Естественно, что в аяте подразумевается первое значение этого слова, то есть скромность, мягкость и доброжелательность, которая берет свое начало из веры и служения Всевышнему. Это – состояние, которое полностью охватывает всю сущность служителя Всевышнего. Эти скромность, мягкость, чувство собственного достоинства и доброжелательность охватывают всю его сущность. И находят свое проявление даже в таком простом деянии, как походка.
Походка как феномен
Еще одна тема, которую необходимо рассмотреть в ходе нашей сегодняшней беседы, это – походка в целом как феномен. Следует отметить, что, как посчитали ученые, в течение 70 лет жизни человек в среднем совершает 500 миллионов шагов. Это значит, что человек преодолевает расстояние от Земли до Луны (384 000 км).
Но сколькие из этих 500 млн. шагов человек совершает в угоду Всевышнему? Куда ведут эти 500 млн. шагов человека: к спасению или к пропасти? Вот в чем состоит главный вопрос.
Походка человека – это характерная форма и последовательность шагов. Ученые определили, что обычно человек не прилагает особой воли на выработку особой манеры своей походки. Походка человека – это больше плод его подсознания, результат комплексного проявления тех или иных признаков. И в связи с походкой у каждого человека вырабатывается некая привычка. Вследствие чего это происходит как бы автоматически.
Манера хождения у каждого человека индивидуальная. И именно поэтому люди даже издалека могут распознать кого-то по его походке. Походка, хождение – это особая совокупность качеств, которые человек привык проявлять в своей повседневной жизни. Поэтому специалисты-психологи утверждают, что на основе анализа способны определить психологический тип человека. Приводя в качестве доказательства тот факт, что между походкой человека и его психотипом наличествует непосредственная связь, они утверждают, что могут определить то, к какому типу он относится.
Поскольку походка относится к тем феноменам, которые весьма слабо поддаются регуляции, она может указать на стабильные качества человека. И возвращаясь к аяту, мы можем сказать, что человек, чья походка характеризуется скромностью, мягкостью, достоинством и доброжелательностью – ощущает себя служителем Всевышнего. Его психологическое состояние таково, что его такая постоянная привычка, как походка, будучи показателем его личности, способна указать на его статус служителя.
Это – не фрагментарное явление. Это не так, чтобы встречаться раз или два из 10 раз. Это – то, что продолжительно имеет место. Если скромность, мягкость, достоинство и доброжелательность впиталось в сущность человека, если его походку отличают все эти упомянутые выше качества, то это уже очевидно свидетельствует о служении Всевышнему.
Исследования показывают, что походка, которая сформировалась в долгом и последовательном процессе систематического передвижения человека, способна с относительной точностью выдать его психотип. Манера ходьбы выполняет ряд функций: она регулирует среду общения, выдает информацию о текущем состоянии человека, раскрывает определенные черты его личности. И среди всех этих психологических типов показателем его зрелости является его походка в манере «хауна».
Достаточно взглянуть на походку
В психологических исследованиях используются несколько общих характеристик походки, такие как: ритм ходьбы, длина шага, давление, оказываемое на поверхность хождения, положение стопы, движение рук и плеч, положение головы, отличия, зависимые от возрастных, половых, профессиональных особенностей. Каждая категория имеет характерные свойства, которые формируют умеренность, скромность, степенность и т.д. Социальная среда, климатические и пр. условия могут быть совершенно разными. Но наша вера дает общий рецепт для каждой индивидуальной походки: кем бы и где бы ты ни был, надо быть носителем таких ценностей, как скромность, мягкость, достоинство и доброжелательность. Наша вера не затрагивает физические особенности человека. Она лишь дает универсальную формулу для данного случая. Она гласит: будь носителем тех ценностей, к которым относятся качества образа «хауна».
Для того, чтобы постичь насколько тонко, изящно и совершенно то, что сотворил Аллах, достаточно посмотреть на один процесс хождения человека. Походка имеет прямое воздействие на центральную нервную систему человека. Процессы же, которые происходят в центральной нервной системе, в свою очередь, находят свое отражение в ходьбе. Ходьба, может на первый взгляд и представляется простым процессом, но на она имеет достаточно сложный механизм. Каждый шаг человека – это, по сути, несостоявшееся падение, это – балансирование, опирающееся на самые тонкие механизмы равновесия. Несмотря на все усилия, конструкторы все еще не смогли изобрести механизм, который мог бы имитировать походку человека — вот настолько сложен этот механизм. Посему, молим Всевышнего Аллаха даровать всем нам успеха в том, чтоб мы могли должным образом использовать столь великий и бесценный дар! Аминь!
Источник: http://alhassanain.org