Али (а) благодаря своим необычайным способностям и божественной милости, а также благосклонности Пророка (с), который на протяжении 23 лет своей пророческой миссии обучал и воспитывал Али, смог овладеть знаниями, законами и правилами Шариата настолько, что стал хранителем всех пророческих знаний. Данная истина подтверждена самим Пророком ислама (с). Он многократно указывал на это обстоятельство. Так, Пророк сказал: «О, Абу альХасан (эпитет Али), да будет приятным на вкус твоё знание! Ведь как много ты испил его и как много вкусил!»1
Пророк Аллаха (с) сказал: «Я город знаний, а Али его ворота. Тот, кто жаждет знания, должен пройти через ворота»2 .
Пророк Аллаха (с) сказал: «Я — дом мудрости, а Али — его врата»3 .
Анас ибн Малик передаёт слова Пророка, который, обращаясь к Али, сказал: «Ты после меня будешь решать спорные вопросы в общине и определять истину»4 .
Салман Фарси, бывший раб Мухаммада, много сопровождавший его, передаёт такие слова Пророка: «Али ибн Абу Талиб является самым сведущим в моей общине»5
Указания к записыванию
Хотя Али (а) не был подвержен забывчивости или совершению ошибок и погрешностей и не нуждался в записывании хадисов для их запоминания, Посланник Аллаха (с) велел всё, чему он обучал Али, записывать и составить книгу, чтобы передать её потом следующим имамам.
Повелитель правоверных Али (а) передаёт слова Пророка: «Сказал он мне: “То, что я тебе говорю – записывай!” Ответил я: “О, Посланник Аллаха, неужели ты опасаешься, что я что-нибудь забуду?” “Нет, — ответил он, — этого я не боюсь, ведь я просил Аллаха, что Он сделал тебя хранителем знаний. Ты записывай эти знания для таких же как ты, для имамов из твоего рода”»6 .
Передача книг следующим имамам
Благодаря постоянным усилия Али (а) и стараниям Посланника Аллаха (с) пророческие знания и законы и правила Шариата были зафиксированы в книгах, как наследство передавались от одного имама другому и использовались ими. Иногда в своих беседах имамы ссылались на содержимое этих книг и говорили, что такто написано в книге Али, или в «Свитках» (Сахифа), или в «Сборнике» (Джамэ).
Имеется немало хадисов с упоминанием подобных случаев, некоторые из которых мы можем привести здесь в качестве примера. Абу Марьям передаёт: «Имам Мухаммад Бакир (а) сказал: “У нас есть книга “Джамэ”, и написанного в ней – на 70 локтей. Всё в ней записано, определено даже наказание за царапину. Эта книга написана рукой Али под диктовку Пророка. Ещё одна книга есть у нас, которая называется «Джафр». Эта книга из дублёной кожи и в ней изложено всё о прошлом и будущем до самого Судного дня”» 7 .
Абдалла ибн Синан сказал: «Я слышал от имама Садика (а), как он сказал: “У нас есть выделанная кожа длиной в 70 локтей, на которой под диктовку Пророка и рукой Али записано всё, в чём нуждаются люди, даже размер воздаяния за царапину, нанесённую телу, и тот указан в этой книге”»8 .
Моала бен Ханис рассказывает, что имам Садик (а) сказал: «У имама Али были книги. Когда он отправился в Ирак, он оставил их на хранение у Умм Салама. После смерти Али они были переданы имаму Хасану (а). После смерти имама Хасана – (а) их передали имаму Хусейну (а). После гибели имама Хусейна (а) они были переданы Али ибн Хусейну (а). А после его смерти книги оказались у моего отца»9 .
Джабир рассказывает, что имам Мухаммад Бакир (а) сказал ему: «О, Джабир, клянусь Аллахом! Если бы мы лишь по своему разумению передавали людям хадисы, тогда мы были бы из числа погибающих, но мы даём хадисы из книги, доставшейся нам в наследство от самого Пророка (с). Как другие собирают и прячут золото и серебро, так наши великие предки собрали хадисы, и так, из рук в руки, они дошли до нас»10 .
Ибн Хайян отозвался о Джафаре Садике как об одном из самых выдающихся знатоков хадисов и сказал: «Джафар Садик является одним из авторитетнейших представителей Дома Пророка по знаниям в области мусульманского права, по эрудиции и владению науками. На его хадисы можно опираться. Я изучил его хадисы и нашёл их достоверными и не нашёл ничего, что вступало бы с ними в противоречие» 11 .
Источник: книга «ИМАМАТ И ИМАМЫ»
1) Захаир ал-огба С.8
2) Йаналби ал-мавадда С.82
3) Йаналби ал-мавадда С.81
4) Мостадарак хакима Нишабури, Т.3 , С.122
5) Мостадарак хакима Нишабури, Т.3 , С.80
6) Мостадарак хакима Нишабури,
7) Джами ахадис аш-шиа, Т.1, С. 185
8) Джами ахадис аш-шиа, Т.1, С. 186
9) Джами ахадис аш-шиа, Т.1, С. 195
10) Джами ахадис аш-шиа, Т.1, С. 195
11) Джами Ахадис аш-шиа, Т.2, С. 104