Поведение Пророка с детьми

Руководители того или иного общества достигают успеха в реализации больших целей соответственно роли, которую они играют в этом деле, иногда даже обретая любовь и признание общественности. Однако успех божественных предводителей, являющихся избранниками Всевышнего, не ограничивается одной сферой. Они любимы и безупречны во всем, даже в самых незначительных вопросах. Его светлость Мухаммад (с) – последнее звено в цепи божественных пророков, являясь мудрым и бесподобным предводителем, представлял собой также совершенный эталон в общественном этикете и в деле просвещения других. В предыдущей передаче мы говорили о достойном поведении Пророка в кругу семьи. Рассматривая другую грань высокой натуры его светлости – манеру общения с детьми, возникает ощущение, словно мы имеем дело с компетентным психологом, который всю свою жизнь посвятил исследованию человеческой психики. Эти качества делают Мухаммада (с) уникальной личностью – специалистом человеческой природы. Французский ученый Сидуа говорит: «Милость и благоволение, которые Мухаммад (с) испытывал по отношению к детям, умиротворяли человека. Он всегда заботился о сиротах и испытывал безмерное удовольствие от проявления любви и ласки к детям. Мухаммад отменил обычай хоронить заживо новорожденных девочек».
***
Пророк (с) сидел с присущим ему благосклонным и полным нежности видом. Он посадил к себе на колени одного из своих детей, которого он ласкал и целовал. Он говорил: «Запах ребенка – один из запахов божественного рая. Часто целуйте ваших детей, ибо Всевышний уготовил вам благое место в раю.» В это время к его светлости пришел один из представителей местной родовой знати, который, увидев ласковое обращение Пророка со своими детьми, удивленно сказал: «У меня 10 сыновей, но до сих пор я ни разу не поцеловал хотя бы одного из них.» Услышав это, Пророк переменился в лице и произнес: «Тот, кто не проявляет нежность и милость к другим, окажется обделенным милости Создателя.» 
В один из праздничных дней Пророк вышел из дома для совершения праздничного намаза. На улице он увидел нескольких детей, игравшихся между собой. Внезапно преисполненный любовью взгляд Пророка встретился со взглядом плачущего ребенка, одетого в старые, изношенные одежды и стоящего у стены. Сердце Пророка сжалось от боли. Он подошел к ребенку и спросил, почему он не играет с другими детьми. Всхлипывая, ребенок ответил: «Мой отец погиб в бою, и поскольку я не похож на остальных детей, я не могу быть вместе с ними.» Тогда Пророк сказал мальчику с предельной лаской в голосе: «Согласен ли ты, чтобы я был твоим отцом, моя дочь Фатима – твоей сестрой, Али – твоим дядей, а Хасан и Хусейн – твоими братьями?» В тот момент мальчик узнал Пророка. Почувствовав в душе удивительное чувство спокойствия и доверия, он улыбнулся приятной улыбкой. Посланник Божий отвел его домой, одел его в новые одежды, накормил его и отвел от его сердца горечь от сиротской участи. Мальчик радостно выбежал на улицу из дома Пророка и направился к другим детям. С того дня Пророк проявлял постоянную заботу о нем.
Дети нуждаются в руководстве своих родителей. Их личность формируется главным образом в домашней среде. Чем в большей степени отец и мать будут обладать высокой культурой, тем лучшее воспитание получат их дети. Фактически любое прогрессивное общество с опытными и компетентными членами обязано семьям, которые приложили большие усилия для правильного воспитания своих детей. Пророк ислама (с) говорил: «Воспитание детей с подготовкой условий для их всестороннего развития лучше, чем ежедневное выделение денег для пожертвований.»
Пророк ислама придавал большое значение чувствительному моральному состоянию детей. Он всегда первым здоровался с ними, чтобы придать им достоинство и важность, и закрывал глаза на их ошибки. Его светлость говорил: «Да помилует Господь родителей, которые помогают своим детям в совершении благих дел.» Однажды некто спросил Пророка: «О, Посланник Божий! Как мы можем помочь своим детям?» Его светлость ответил: «Спрашивайте с них в соответствии с их возможностями и прощайте им их ошибки.» Однажды одна мать посадила своего ребенка на колени Пророку. В тот же момент ребенок запачкал рубашку Пророка. Матери стало неловко и она торопливо хотела забрать ребенка из объятий Пророка. Однако Пророк божий (с) со свойственным ему спокойствием сделал знак матери, чтобы она оставила ребенка. 
Большинство психологов убеждены, что дети в шестилетнем возрасте способны осознавать время, место и связь между причиной и следствием. Посланник Божий (с) призывает людей к тому, чтобы именно в этом возрасте они постепенно и в мягкой форме начали обучать детей религиозным нормам. Его светлость говорил: «Когда ваш ребенок достигнет шестилетнего возраста, научите его делать поясной и земной поклоны. В возрасте семи лет подготовьте его к совершению омовения и поощряйте его к совершению намаза. Знайте, что научив ребенка упоминанию имени Всевышнего, учителя, отца и мать ребенка минует божественная кара.»
Одним из вопросов, на которых Пророк (с) акцентировал внимание, было соблюдение прав детей. Святой Пророк ислама считал выбор хорошего имени правом ребенка и в этой связи подчеркивал необходимость соблюдения справедливости и равенства между детьми. Когда однажды его светлость увидел, как один мужчина в присутствии двух своих детей целует только одного из них, он упрекнул его за это, сказав, что с детьми следует поступать одинаково. Некто по имени Нааман бин Башир говорит: «Однажды отец принес для меня подарок, а другим моим сестрам и братьям не принес ничего. Моя мать расстроилась, увидев это, и сказала отцу: «Я не согласна с подобной несправедливостью, разве что Посланник Божий (с) подтвердит правильность твоего поступка.» Тогда отец отправился к Пророку и сказал ему: «О, Посланник Божий! Я сделал своему сыну подарок. Моя жена спрашивает Вашего мнения по этому поводу.» Пророк спросил: «Всем ли своим детям ты сделал подарки?» Отец ответил: «Нет». Тогда Пророк сказал: «Так бойтесь Всевышнего и поступайте со своими детьми по справедливости. Я никогда не одобрю такой несправедливый поступок.»
Дети подобны видеокамере — они непроизвольно фиксируют в памяти поведение и качества своих родителей, а затем воспроизводят их сами. По мнению Посланника Божьего поведение детей является прямым результатом поведения родителей. Поэтому его светлость особенно отмечал необходимость правдивости, верности данному слову и доброты в отношении с детьми. Пророк говорил: «Говоря о своих детях, упоминайте их имена с уважением и обращайтесь с ними приветливо и вежливо.»
При встрече с детьми Пророк вставал со своего места и радушно приветствовал их. Его светлость знал, что мир детей полон игр и развлечений, поэтому, находясь с ним, он подстраивал свое поведение под них. Он разговаривал с детьми на их же языке и радовал их своим присутствием во время детских игр. Многие немусульманские мыслители находили поведение Пророка с детьми достойным восхищения. Французский востоковед Эмиль Дормингем говорит о великой личности Пророка: «Мухаммад любил детей. Он позволял двум своим внукам Хасану и Хусейну садиться ему на спину или играться на минбаре в разгаре его проповедей. Однажды к нему привели маленькую девочку. Девочка взяла в руки молитвенную плитку его светлости и начала играться им. Мать девочки хотела взять у нее из рук плитку, однако Пророк не позволил ей сделать это. Он любил дарить подарки девочкам-сиротам и удивлялся арабам, которые никогда не целовали своих дочерей».
Такими были спасители человечества. Благодаря их животворным посланиям в сердцах устанавливалось спокойствие и умиротворение. Воистину, они заслуживают благодарности и признательности.

Источник: https://derbentshia.ucoz.ru

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.