В чем особенность дня Арбаин?
Пора, охватывающая месяцы Мухаррам-Сафар, характеризуется несколькими кульминационными моментами. Каждый из которых, в свою очередь, знаменует определенные периоды школы Ашуры. Но, с точки зрения значимости сбережения многовековой традиции соблюдения мухаррамовой поры, и зарождения традиции паломничества на могилу Святейшего Хусейна (а), и также увековечения школы Ашуры, исключительное место среди этих дней занимает, конечно же, сороковой день со дня смерти Имама Хусейна (а), а иначе, Арбаин.
Воспоминания Атиййи
Арбаин – это день, в который было положено начало традиции паломничества святой могилы Имама Хусейна (а). И зарождение данной традиции связано с именем одного из досточтимых сахабе — сподвижника Святейшего Пророка (с) — Джабиром Ибн Абдуллахом. Будучи одним из искренних и горячо любимых соратников Святейшего Пророка Ислама (а), Джабир Ибн Абдуллах явился и первым человеком, посетившим Святыню Имама Хусейна (а). Это произошло 20-го числа месяца Сафар 61-го года от хиджры, на сороковой день (на арабском сорок обозначается как «Арбаин») после гибели Святейшего Имама (а). Один из приближенных Джабира Ансари – Атиййя так описывает это событие: «Мы вышли из Медины, чтобы вместе с Джабиром Ибн Абдуллах Ансари посетить могилу Имама Хусейна (а). Как только мы дошли до Кербелы, Джабир пошел к реке Фарат (Евфрат) и совершил омовение (гусль). После он облачился в одеяния и натерся благовониями. Затем, повторяя зикр на каждом шагу, он направился к Святыне Имама Хусейна (а). Когда мы приблизились к могиле, он приказал мне: «Положи мою руку на могилу» (досточтимый сахабе был уже незрячим). Я так и сделал. В тот самый момент я увидел, как Джабир потерял сознание и пал на могилу. Я плеснул немного воды ему в лицо. Придя в сознание, Джабир трижды воскликнул: «Хусейн! Хусейн! Хусейн!». Из каких глубин души вырывался этот возглас Джабира?! Какие чувства испытывал этот достопочтенный старец, когда взывал имя Святейшего Имама (а) на его благословенной могиле?!
«О, Хусейн!»…
Сколь много оттенков кроется в этом проникновенном призыве «О, Хусейн!», невольно слетевшим с уст почтенного Джабира. Дабы вникнуть в суть этого события, осознать подлинную причину того, почему спустя десятилетия этот достопочтимый старец, приближенный Святейшего Пророка (с), поспешил на могилу Хусейна (а) и при прибытии на святыню, не устояв, лишился чувств, а затем, придя в себя, трижды воскликнул «О, Хусейн!», возвратимся к одному эпизоду, произошедшему несколько лет назад. В один прекрасный день, в те времена, когда Святейший Пророк (с) был еще жив и озарял мир своим светом, Джабир Ансари пришел к Святейшему (с). И, после Святейший Пророк (с) повелел: «Джабир! Ты будешь жить так долго, что (увидишь как) вырастит Хусейн и Всемилостивый Аллах ниспошлет ему сына, которого тот назовет Али /Имам Саджад (а)/. Ты проживешь столько, что вырастит и Али /Имам Саджад (а)/ и Всемилостивый Аллах дарует и ему сына Мухаммед Багира, рассекающего (завесы) наук. Ты передай ему мое приветствие (мой салам)».
В обращении Святейшего Пророка (с) к одному из своих ближайших соратников Джабиру отмечены три важнейших момента. Первое – это то, что он – Джабир проживет долгую жизнь на земле. Затем Пророк (с) известил Джабира о рождении благословенного дитя и внука Имама Хусейна (а). Но, в обращении Пророка (с) прозвучало еще и третье провозвестие – о преемственности его миссии предводительства над уммой – имамата, которое послужит последним из худжатов — доказательств, свидетельств, знаков, оберегающих Божье слово, донесенное божественными Посланниками (а) и завершенное последним из пророков – Святейшим Мухаммедом (с), раскрывающим для людей смыслы благословенного Корана и помогающим им укрепиться в Божьей вере.
Два священных горизонта
Словно два священных горизонта раскрыл перед взором Джабира Святейший Посланник Всевышнего (с). Первый горизонт – это Имам Саджад (а), который явил собой истинный образец преклонения перед Всевышним и научил людей обращаться к Всевышнему, взывая, молясь, он научил людей молитвам. Он возродил в обществе культуру моления, и, вооружив людей молитвами, возвел ее (молитву) на ту вершину, которую изначально определила для нее благословенная вера. Свидетельством всех его трудов является ныне книга «Сахифеи-Саджадия» – сборник молитв Святейшего Имама Саджада (а).
Вторая священная окоема – это вершина Имама Багира (а), который своей сущностью засвидетельствовал силу и величие Всевышнего, приобретаемые на пути постижения наук и познаний. И, как свидетельствует хадис, донесение своего приветствия Мухаммеду Багиру (а) – благословенному потомку, который является к тому же и сыном Имама Саджада (а), внуком Имама Хусейна (а) и правнуком Святейшего Имама Али (а) — эту почетную миссию Пророк (с) возлагает именно на благословенного Джабира Ансари.
Проходят годы… Джабир еще жив, но Святейший Пророк (с) уже покинул этот мир. Покинул, оставив сиротой свою умму. Покинул с неустранимой тревогой на сердце. С беспокойством о будущих деяниях тех, кто породит смуту в Бани-Сагифа. С великим смятением в душе, провидя тяготы, которые придется испытать его дорогому и горячо любимому Али (а) – льву Господне, витязю истины, грозе неверных и предателей, и то терпение, которое ему придется проявлять долгие десятилетия во имя сохранения Ислама, во имя единения уммы…
Проходят годы… Святейший Али (а) тоже покидает этот мир. Со дня смерти Пророка (с) проходит уже 30 лет. Имам (а) погибает от рук вероломного невежды, который наносит отравленный меч на благословенную голову Имама (а) тогда, когда он пребывает в преклонении перед Всевышним… Кровь, хлынувшая с раны на благословенном челе, окрашивает в алый цвет лицо Святейшего Имама (а). Лицо того, чьим светом озарялся этот мир. Кровь того, кто в любое мгновение был готов расстаться с жизнью на пути возлюбленного Аллаха. Но Джабир еще живет. Он переживает великое горе, и продолжает свой земной путь…
Проходят годы… Джабир живет, но нет в этом мире уже и Имама Хасана (а). Он погибает от яда, который подсыпал ему один презреннейший, подосланный проклятым Муавией. Но неблагодарные люди не позволили даже плоти Святейшего Имама (а) упокоиться рядом со своим праотцем – Святейшим Пророком (с)…
Проходят годы… Джабир все еще жив. Но уже нет в живых Святейшего Хусейна (а). Растет его сын – Имам Али Ибн Хусейн – Имам Саджад (а). И вот, Имам Саджад (а) – Али сын Хусейна (а) попадает в плен к врагам Ислама. Тот самый Али Ибн Хусейн (а), о рождении которого провозвестил Джабира Святейший Посланник (с).
Как тяжко Джабиру жить с этими потерями, с болью утраты любимых людей и величайших, совершеннейших среди сотворенных. Как трудно вынести кончину Святейшего Пророка (с), смерть Святейшей Фатимы (с.а.), гибель Святейшего Али (а), Имама Хасана (а), Имама Хусейна (а)…
О чем мыслил Джабир?
Но, возвратимся ко дню Арбаин. Вернемся к Джабиру – уже состарившемуся достопочтенному сахабе, который вышел из Медины и направился в Кербелу… Тому, кто, будучи чистым душой, дойдя до реки, решит непременно совершить омовение, очистить свою плоть перед тем, как подойти к святыне. Тому, кто, придя к могиле, воскликнет «Хусейн! Хусейн! Хусейн!». О чем размышлял Джабир, когда подходил к берегу Евфрата, когда направился оттуда к Святыне Имама Хусейна (а)? Он стал первым человеком, посетившим Имама Хусейна (а) после его смерти и, таким образом, явился первым паломником Кербелы. Что он чувствовал в эти минуты? Джабир стал тем человеком, который заложил основу традиции поминания сороковины Святейшего Хусейна (а).
Что же он – Джабир испытывал, о чем думал тогда, в те мгновения? Возможно, он вспоминал веселое личико маленького Хусейна (а), и то, как Святейший Пророк (с) игрался с ним, носил его на руках, и расхаживал, посадив его на свои плечи. И, может быть, вспоминал Джабир то, как Пророк (с) прижимал к сердцу маленького Хусейна (а), любил и тешил его, проявлял особую чуткость в отношении малыша, стараясь всеми возможными способами обратить внимание уммы на свое особое отношение к Хусейну (а). И о том, как после на глазах той самой уммы благословенное чело любимого внука Пророка (с) отделили от плоти; то, как именующие себя мусульманами, последователями Пророка (с) своими же руками сразили того, о ком сам Пророк говорил «Хусейн от меня (моей сущности), а я – от Хусейна»…
Попросив Атиййу положить его руки на могилу Имама (а) и тотчас же потеряв сознание, Джабир, видимо, изведает те ужасы, которые пришлось испытать мученикам Кербелы 40 дней назад, в Ашуру. Увидит страшную гибель Хусейна, его плоть, израненную, изрубленную руками невежественной, кровожадной, ослепленной, тупой массы недочеловеков. После же, когда придет в себя, воскликнув: «Хусейн, Хусейн, Хусейн!» и разрыдавшись, Джабир вспомнит завет Пророка (с), вспомнит горе Имама Саджада – Али Ибн Хусейна, на глазах у которого убили его родного отца. И наполнится кровью его сердце, согнется спина почтенного старца от осознания горестей, переносимых Ахли-Бейтом (а)…
Но успокоит свое сердце Джабир. Он еще должен жить. Он должен собрать все свои силы, чтобы жить дальше. На него возложена миссия. Он еще не выполнил задачу, возложенную на него Святейшим Пророком (с). Он еще не передал Его приветствия сыну Имама Саджада (а) – Имаму Мухаммеду Багиру (а), рассекающему завесы науки. Джабир донесет послание Пророка (с) его благословенному потомку. Он выполнит его (с) священный завет. И став посланником символического, но вместе с тем вверенного ему Святейшим (с) как величайшую ценность послание, Джабир способствует различению истины ото лжи, поможет мусульманам определить тропу, ведущую к Всевышнему, найти путь истины, оставленную Пророком (с).
В действительности, Джабир явился тем, кто возвел мост между сценами Ашуры и арбаином. Он — тот, кто возвел мост между заветом Святейшего Пророка (с), со светом имамата и с днем Ашура, в котором смутьяны, нечестивые совершили зверское убийство того, кто был определен Всевышним продолжателем миссии Пророка (с) в божественном, духовном предводительстве. «Хусейн! Хусейн! Хусейн! восклицает Джабир и все ужасы, перенесенные Ахли-бейтом (а) восстают перед его взором… Если подумать, Джабир является живой летописью злоключений Ахли-бейта (а), и вместе с тем, он олицетворяет собой искреннюю и беззаветную преданность Святейшему Пророку (с) и пречистой семье…
1370-й Арбаин
Арбаин – это величайший день. День поминания Хусейна, его самопожертвования, непреклонности, отваги, стойкости, самоотверженности, проявленной в борьбе во имя божественных идеалов. День, в который зародилась культура паломничества на его святыню. И в этот день Святейшая Зейнаб (с.а.) и Имам Саджад (а) – те, кто известил мир о трагедии Ашуры и раскрыл глаза людей на истину, положили основу традиции ровзе. Прожив свои жизни в поминании горестей Святейшего Хусейна (а), они зародили и закрепили эту традицию поминать Имама Хусейна (а) в день Ашура, в Арбаин и, в целом, на протяжении всей Мухаррам-Сафаровой поры.
Джабир же отворил дверь паломничества на святыню Имама Хусейна (а). Святыню, быть которой завещал сам Святейший Пророк (с) и Ахли-бейт (а), и, которая одним своим существованием напоминает человеку о его великой и почетной миссии, заключенной в защите угнетаемых и противостоянию гнету нечестивых.
С тех пор миновало 1370 лет. Но каждый год – вот уже 1370-й раз любящие Имама Хусейна (а) поминают день Арбаин. Каждый год в этот день миллионы людей стекаются к Святыне Имама Хусейна (а). Те же, кто не имеют возможности посетить Святые места в эти дни, читают зияретнаме – молитвы, обращенные Святейшему Имаму Хусейну (а).
Все эти молитвы-зияретнаме заключают в себе величайший смысл и глубокие познания. Однако во всех них одна мысль проходит красной нитью. Быть подле истины, держаться за истину и всегда бороться с несправедливостью — учат верующих зияретнаме Святейшего Имама Хусейна (а). И неустанно призывать к добру и предостерегать от предосудительного учит нас сама святыня Имама Хусейна (а). Жить во имя Аллаха, проявлять доброту и милосердие, отвагу и великодушие, непреклонность и принципиальность призывают нас зияретнаме Имама Хусейна (а). Молим Всевышнего Аллаха утвердить всех нас среди познавших Хусейна (а) и пребывающих на его пути, иншаллах!
Да наставит Всемилостивый Аллаха на путь истинный каждого из людей, ради невинно пролитой крови Хусейна (а)! Молим Всевышнего, ради Имама Хусейна (а), ради Али Ибн Хусейна (а), ради знаменосца Святейшего Хусейна (а), до последней секунды своей жизни не опустившего знамя свободы и истины – Святейшего Абульфазль Аббаса (а), ради всех тех блаженных, который пали мучениками в Кербеле, не оставить верующих в стороне от благословенного паломничества на святыни Посланника Всевышнего (с) и его Ахли-бейта (а) в этом мире и их заступничества в Судный день! Да определит Всемилостивый Аллах всех невинных жертв, павших в Карабахе, в Палестине и во всех иных частях земли во имя высоких идеалов вместе с шехидами Кербелы! И да ускорит Он пришествие 12-го Святейшего Имама Сахиб-аз-Замана (а.ф.), и да утвердит с его прибытием справедливость на Земле! Аминь!
Источник: http://alhassanain.org