О рефлексии и значимости разума в исламе

В исламской письменной традиции ключевое место отводится двум важным качествам человека. К первому из них относится стремление к самопознанию. Когда у Пророка Мухаммада (с) спросили, в чём заключается путь познания истины, он ответил: «В познании души».

Появившийся первоначально в философии термин «рефлексия» обозначает мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей и поведения. Трудно найти книгу об этике (ахлак), в которой бы не цитировались слова:

«Кто истинно познал себя, тот познал своего Господа» [1].

Если человек полон решимости узнать о своем Господе, то лучший способ выполнить эту задачу — это узнать больше о себе. Дело жизни заключается в том, чтобы прийти к Богу, прочесть то, какую задачу Он записал в душе, и исполнить её. На самом деле это осознанное путешествие в глубины собственной души далеко не для всех очевидно и не каждому под силу.

Существует любопытная народная притча об ангелах, которые никак не могли решить, куда спрятать от людей счастье. Они считали, что нельзя было прятать его в слишком простом месте, поскольку им недостоин обладать тот, кто ни к чему не стремится. Первый предложил спрятать его на вершине самой высокой в мире горы.

– Нет, человек силён, кто-то сможет взобраться и найти, и если найдёт один, все остальные сразу узнают, где счастье, – ответил другой.

– Тогда давайте спрячем его на дне моря!

– Нет, не забывай, что люди любопытны, кто-то сконструирует аппарат для подводного плавания, и тогда они обязательно найдут счастье.

– Спрячем его на другой планете, подальше от Земли, – предложил кто-то ещё.

– Нет, когда-нибудь они придумают корабль, чтобы путешествовать по мирам, и откроют эту планету.

И тогда последний, самый мудрый ангел, который на протяжении всего разговора молчал, сказал, что знает, где лучше всего спрятать счастье. «Внутри них самих, – предложил он. – Они будут так заняты его поисками снаружи, что им и в голову не придёт искать его внутри себя».

Эта притча говорит о тех самых людях, которые тратят всю свою жизнь в поисках счастья, не зная, что оно спрятано в них самих, в познании самого себя. В одном из стихотворений, авторство которого приписывают Али ибн Талибу (а), говорится:

Твоё исцеление в тебе самом,

В то время как ты не видишь этого.

И болезни твои от тебя самого, в то время как ты не понимаешь этого.

Ты думаешь, что ты лишь маленькая частица,

В то время как ты таишь в себе огромный мир.

Воистину, ты то самое ясное писание,

Благодаря буквам которого тайное становится явным.

Посему — нет для тебя нужды в чём-то из вне.

То, что ты ищешь, таится в тебе самом, если только ты поразмыслишь.

Вторым ценным качеством, на котором в исламе делается акцент повсеместно, является разум. В Коране сказано:

Даёт [Аллах] мудрость кому пожелает. И кому будет дана мудрость, поистине, [значит это, что] дано ему благо великое. И не поминает [назидание никто], кроме обладающих разумом [2].

В одном из исламских сборников передаётся хадис от Имама Али (а), где рассказывается, как Джабраиль однажды спустился к Адаму (а) и обратился к нему: «О Адам, мне приказано предложить тебе три вещи, дабы ты выбрал одну из них и оставил две другие». Адам спросил его: «О Джабраиль, что это за три вещи?» Джабраиль ответил: «Разум, скромность и религия». Тогда Адам сказал: «Я выбираю разум». После этого Джабраиль обратился к скромности и религии: «Вернитесь и оставьте разум». Но они сказали: «О Джабраиль, нам было велено всегда находиться рядом с разумом». Тогда Джабраиль сказал: «Поступайте, как было велено вам», а затем он воспарил вверх [3].

Имам Садик (а) говорил:

Разум – опора человека. Из разума проистекают проницательность, понимание, память и знание. Посредством разума он достигает совершенства. Разум является его проводником, зрением и ключом к деяниям. Если его разум будет поддержан Божественным светом, то он станет знающим, помнящим, поминающим, проницательным, понимающим. Посредством этого он познает «как», «почему» и «где». Он постигнет того, кто наставляет его, и того, кто обманывает его. А когда он постигнет это, то он постигнет свой путь в жизни, свою связь и отделённость. И он проявит искренность в свидетельстве о единственности Аллаха и в признании покорности Ему. А когда человек сделает это, он получит утерянное и осознает грядущее. Он познает, где он пребывает. Он познает, зачем он пребывает там. Он познает, откуда он явился и куда уйдёт. И все это достигается при поддержке разума [4].

В другом предании рассказывается об одном из сынов Израилевых, который длительное время поклонялся Аллаху на одном из цветущих и зелёных островов. Ангел, однажды пролетавший мимо этого человека, удивился тому, какую незначительную награду уготовал для него Господь. Получив от Него откровение явиться к этому мужчине, ангел принял человеческий облик и спустился на остров. Мужчина из сынов Израиля спросил ангела: «Кто ты?» Тот ответил: «Я человек, поклоняющийся Аллаху. До меня дошли вести об этом месте и о твоём поклонении в нём. Поэтому я прибыл сюда, чтобы вместе с тобой поклоняться Аллаху». Тот день ангел провёл вместе с ним. Когда наступило утро, ангел сказал: «Твоё место замечательное, и оно как нельзя лучше подходит для богослужений». На что мужчина сказал: «В этом месте есть один недостаток». Ангел спросил: «И какой же это недостаток?» Мужчина ответил: «Нет у нашего Господа домашних животных. Если бы у Него был ослик, то мы пасли бы его в этом месте. А так вся эта трава пропадает». Ангел спросил: «У Господа нет ослика?» Мужчина ответил: «Если бы у Него был ослик, то эта трава не пропадала бы впустую». После этого Аллах ниспослал ангелу откровение: «Воистину, Я вознаграждаю его в соответствии с его разумом» [5].

Одно лишь бездумное и механическое поклонение не способно даровать человеку счастье и вознести его в райские сады. Каждый будет вознаграждён в соответствии с его мыслительными способностями. Сущность философии поклонения Богу заключается в глубокой рефлексии (обретении самого себя) и интеллектуальных поисках, размышлениях. Вопреки представлениям многих людей поклонение (‘ибада) не сводится к одному лишь совершению ритуальной пятикратной молитвы. В одном из преданий говорится, что «час размышлений лучше поклонения длинною в 1 год [6]» [7]. Поклонение включает в себя не только веру, но и глубокую осознанность и постоянно совершенствующийся разум. Поклонение – это познание мироздания и его Создателя, познание самого себя, это следование всем предписаниям и запретам религии, выполнение всех нравственных и общечеловеческих норм, которые превозносят на новый уровень душу и дух человека.

Источник: http://fatima-zahra.ru/2023

[1] Маджлиси М.Б., Бихар ал-анвар, т. 2, стр. 32; Шахри М.Р.  Мизан ал-хикма, т. 6, стр. 142, хадис 11923.

[2] Коран, 2:269.

[3] Ал-Кулайни М., Ал-кафи, Книга разума и невежества, хадис 2.

[4] Ал-Кулайни М., Ал-кафи, Книга разума и невежества, хадис 15.

[5] Ал-Кулайни М., Ал-кафи, Книга разума и невежества, хадис 6.

[6] Есть источники, в которых говорится и о 70 лет.

[7] Маджлиси М. Б., Бихар ал-анвар, т. 71, стр. 327.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.