Здесь возникает закономерный вопрос: в чем смысл «совершенства»? Что означает понятие «совершенный человек»?
В арабском языке есть два слова: камил («совершенный») и тамам («полноценный», «завершенный»), антонимом для которых является слово накис («имеющий изъян или недостаток», «неполноценный»). В персидском языке эти слова используются с теми же значениями. Оба эти слова использованы в одном из айатов Священного Корана: «Сегодня завершил Я [ниспослание] вам Веры вашей, довел до конца милость Свою и одобрил для вас ислам в качестве религии»[1].
Итак, какова разница между этими двумя терминами? Без выяснения разницы между ними мы не в состоянии будем продолжить нашу беседу. Предмет считается полноценным при наличии всего, что в принципе необходимо для его существования. Если же чего-либо для его существования не хватает, то предмет по своей сущности будет неполноценным: например, существует наполовину, на треть или на две трети и т. д. Так, к примеру, здание конкретно взятой мечети, если оно строится согласно проекту, должно иметь зал, а зал должен иметь стены, потолок, двери, стекла и другие необходимые детали. Только тогда, когда будут в наличии все компоненты, без которых здание непригодно для использования, можно будет считать его завершенным или законченным. Противоположность этому —незавершенность, незаконченность. В свою очередь, термин «совершенный» употребляется по отношению к предмету, который, будучи завершенным или полноценным, может иметь более высокую степень, а затем может подняться на еще более высокий уровень. И если это не предел совершенства для данного предмета, то по овладении определенным уровнем он будет находиться на более высокой ступени совершенства. То есть, образно говоря, совершенство подразумевает вертикальную, а полноценность — горизонтальную направленность. Когда какой либо предмет достигнет конечных возможных пределов в горизонтальном плане, он может считаться полноценным, а если конечные пределы достигнуты и в вертикальном отношении, то можно утверждать, что данный предмет совершенен.
Когда говорят, что «ум у такого-то человека совершенствовался», то это означает, что данное лицо и раньше обладало умом, но в настоящее время это качество достигло более высокой ступени. Когда утверждают что «знания у такого-то лица совершенствовались», то подразумевают, что и ранее у данного человека были знания, а сейчас они у него находятся на более высоком уровне.
Следовательно, есть полноценный человек, который отличается от человека в горизонтальном понимании неполноценного, то есть от принципиально неполноценного, на треть или на две трети. Но есть полноценный человек, который может стать совершенным, еще более совершенным и достичь наивысшего для человека уровня совершенства, то есть уровня «наисовершеннейшего человека».
Понятие «совершенного человека»
До XIII в. в исламской литературе выражение «совершенный человек» не встречалось. Сейчас в Европе это понятие очень популярно, но впервые оно было выдвинуто исламскими мыслителями, а именно известным теософом Мухйи ал-дином ибн ‘Араби Андалуси Тайи[2], который считается отцом всех исламских гностиков. То есть все известные ‘арифы, жившие среди всех исламских народов после XIII в., в частности персоязычные, являются последователями его научной школы. Учеником школы Мухйи ал-дина является и Джалал ал-дин Руми (Маулави), с точки зрения ‘ирфана[3] уступающий Мухйи ал-дину.
Мухйи ал-дин родился в Андалусии[4], происходил из арабского рода Хатима ал-Тайи. Он много путешествовал по исламским странам и умер в Шаме (соврем. Сирия). Мухйи ал-дин Андалуси Шами (так как он похоронен в Сирии, то иногда его называют и «ал-Шами») похоронен в Димашке (совр.: Дамаск). У него был ученик по имени Садр ал-дин ал-Кунави[5], который после своего учителя считался величайшим гностиком (далее: ‘арифом). Развитие научных основ исламского гностицизма (далее: ‘ирфана) является следствием трудов Мухйи ал-дина и комментариев к ним Садр ал-дина.
Садр ал-дин ал-Кунави родился в городе Кунйе (совр.: Конье, на территории нынешней Турции). Он был сыном жены Ибн ‘Араби, то есть его пасынком и учеником.
Маулави Джалал ал-дин Руми, будучи современником Садр ал- дина ал-Кунави, часто ходил в мечеть, имамом которой тот был, и под его предводительством совершал молитву.
Идеи Мухйи ал-дина через Садр ал-дина ал-Кунави были восприняты Джалал ал-дином Руми. Одной из важнейших идей, выдвинутых этим мыслителем, является рассуждение о «совершенном человеке» в контексте ‘ирфана. Далее о «совершенном человеке» оригинально напишет Махмуда Шабистари[6] в своей уникальной поэме Гулшан-и раз («Цветник тайны»). Позднее эта идея будет поддержана и другими авторами, каждый из которых станет рассматривать ее по-своему. А теперь хотелось бы выяснить, что значит «совершенный человек» с позиции Корана. Для того чтобы подойти к рассмотрению этого вопроса, начнем нашу беседу с понятий «полноценного» и «неполноценного» человека.
[1] Священный Коран, сура «Трапеза», айат 3. Здесь использованы слова с корнями камил и тамам в форме камалту («завершил») и атмамту («довел до конца»).
[2] Мухйиал — дин Абу ‘ Абд Аллах Мухаммад ибн ‘Али ал — Хатими ал — Тайи (1165—1240) крупнейший мусульманский теософ, создатель учения о «единстве и единственности бытия».
[3] ‘Ирфан (араб., букв.: ?ведение’) — гносис, теософия, свод знаний, приобретенных преимущественно посредством интуиции, нежели путем дискурсивного мышления. Обладающий подобным знаниям — ‘ариф, гностик. Далее вместо распространенных в русскоязычной литературе слов «суфий» и «мистик» мы используем слово ‘ариф; вместо термина «мистицизм» — термин ‘ирфан.
[4] Нынешняя Испания была исламской страной под названием Андалусия.
[5] Мухаммад ибн Исхак ибн Мухаммад ибн Йусуф ибн ‘Али , известный как Садр ал-дин ал-Кунави (ум. 1275), — автор нескольких книг по исламскому мистицизму, комментатор трудов Ибн ‘Араби.
[6] Са‘дал — дин Махмудибн ‘ Абдал — Карим Шабистари (ум. 1320) — известный ‘ариф, автор знаменитой поэмы Гулшан-и раз (на персидском языке) и нескольких других трудов по ‘ирфану.
Источник : книга «Совершенный человек в исламе»