Воспитание — не лёгкое дело, с которым может справиться не каждый родитель. Это сложное искусство, которое имеет сотни тонкостей. Воспитатель имеет дело с психологией ребёнка и потому не сможет хорошо исполнять свои обязанности, не имея на то достаточных знаний и опыта. У ребёнка другой мир и другие представления. Его мысли несравнимы с мыслями взрослых. У него чистая, восприимчивая душа, которая готова перенять любое воспитание. Ребёнок — это маленький человек, который ещё полностью не сформировался и потому очень гибок. Воспитатель должен разбираться в людях, особенно в детях, и знать методы воспитания. Ему должны быть известны человеческие достоинства и недостатки. Он должен чувствовать ответственность и любить свою работу. Он должен иметь желание, терпение, опыт и не бояться трудностей.
Необходимо отметить, что педагогические рекомендации не абсолютны и не универсальны. Каждый ребёнок имеет особые физические и умственные способности, и метод его воспитания должен соответствовать его способностям и условиям окружения. Потому родителям следует изучить особенности своего ребёнка и воспитывать его, исходя из них. В противном случае их старания не дадут ожидаемого результата.
До того, как стать родителями, супруги должны изучить методы воспитания детей. Ведь процесс воспитания начинается с момента рождения ребёнка и даже раньше. Именно в этот период начинает формироваться его натура, закладываются основы его нрава, поведения, привычек и даже мышления.
Родителям следует стараться не проглядеть это важный период и не откладывать воспитание ребёнка на будущее, нужно начинать воспитывать с тех пор, когда он почти сформировался и привык к хорошему или плохому поведению, так как воспитание намного легче перевоспитания (конечно, перевоспитание возможно, но это требует большего знания, терпения и труда).
Имам ʻАли (ʻа) сказал:
أصعبُ السياساتِ نَقْلُ العادات
«Самое сложное в управлении — это изменение привычек»[1].
Также он изрёк:
للعادة على كلّ إنسان سُلْطانٌ
«Привычка имеет власть над каждым человеком»[2].
Также он сказал:
العادة طَبْعُ ثان
«Привычка — вторая натура»[3].
Избавиться от плохой привычки трудно, потому это считается одним из лучших видов богослужения.
Имам ʻАли (ʻа) сказал:
أفضلُ العبادةِ غلبةُ العادةِ
«Одоление плохой привычки — лучшее богослужение»[4].
Один из важных элементов воспитания — это взаимодействие родителей и других воспитателей в выполнении воспитательной программы. Если отец и мать, а также те, кто воспитывает ребёнка, например, дедушка и бабушка, будут взаимодействовать друг с другом в его воспитании, то смогут достичь желаемого результата и вырастить достойного человека. Но если один из них не будет уделять этому должного внимания, или у каждого будет своё мнение на счёт воспитания, то они не достигнут цели, так как в этом процессе необходима определённость. Ребёнок должен знать, как себя вести. Если отец будет говорить одно, а бабушка другое, то он запутается, и не будет знать, что ему делать. И если каждый из них будет упорствовать и отстаивать свой метод воспитания, то это приведёт лишь к плохим последствиям. Одно из сложных препятствий на пути хорошего воспитания — это когда отец принимает одно решение, а мать или бабушка совсем другое и наоборот. Поэтому воспитатели должны взаимодействовать и согласовывать свои действия, чтобы ребёнок знал, как себя вести, и чтобы ничто не сбивало его с толку.
Иногда случается, что отец — воспитанный человек, заинтересованный в том, чтобы дать своему ребёнку хорошее воспитание, а мать — не заинтересована в воспитании ребёнка (или наоборот). Эта проблема встречается во многих семьях. И, как правило, дети, вырастающие в такой семье, не получают правильного воспитания, так как старания радеющего за педагогический процесс супруга не дают ожидаемого результата из-за поведения другого супруга. Однако эти трудности не снимают с родителей ответственности. В подобной ситуации на «воспитанного» супруга возлагается ещё бόльшая ответственность, и ему следует оказывать воспитанию своего ребёнка гораздо больше внимания. Ему следует самосовершенствоваться и приучать к этому своего ребёнка, уделяя ему как можно больше времени. Своими знаниями и хорошим поведением он должен привлечь ребёнка на свою сторону и быть для него лучшим примером. У него с малышом должно быть полное взаимопонимание. Ему следует разъяснять ребёнку хорошее и плохое доступным образом.
Взрослый должен сделать так, чтобы сам ребёнок мог отличать хорошее поведение от плохого и презирать последнее. Если воспитатель будет умным и терпеливым, он сможет более или менее добиться желаемого результата и предотвратить или уменьшить плохое влияние своего супруга. В любом случае, это трудная задача, но другого пути нет, так как результат очень дорог.
Гарри Гуэрра в этом отношении пишет: «Только в тех семьях, где родители единомышленны в вопросе воспитания и приводят свои требования в соответствие со своими действиями, создаются хорошие условия для нормального развития психики малыша. Семья — это общество, где формируется нравственность ребёнка. В тех семьях, где царствуют дружные отношения, вырастают спокойные, уравновешенные дети. И, наоборот, там, где между родителями возникают постоянные ссоры, вырастают безнравственные, нервные люди»[5].
[1] Амиди. Гурар ал-хикам. С. 142.
[2] Там же. С. 544.
[3] Там же. С. 43.
[4] Там же. С. 187.
[5] Гуэрра Г. Детская практическая психология. С. 191.
Источник : книга «Воспитание»