В мусульманской литературе регулярно встречается информация о том, к какому идеалу должны стремиться женщины в отношении своих мужей.
В качестве примера для подражания выступают в высочайшей степени терпеливые, мягкие, благонравные, целомудренные, хозяйственные и в то же время смелые женщины исламской истории, такие как Зейнаб бинт Али (а) и Фатима аз-Захра (а). Но не так часто можно встретить сведения касательно того, какими должны быть мужья для своих семей, в частности – для жён. Невольно складывается впечатление о том, что эта мужская роль в исламе обходится стороной, считается незначительной и никак не освещается. Однако на самом деле мусульманские источники изобилуют информацией об обязанностях (а не только правах) мужчин перед женщинами.
К числу самых важных обязанностей мужчин относится их долг финансово обеспечивать своих жён. Согласно исламскому шариату, женщина имеет право не тратить свои денежные средства на семью, тогда как мужчине вменяется в обязанность расходовать их на покрытие нужд своих подопечных. Однако это не значит, что прекрасной половине человечества можно «своевольничать» и безрассудно тратить финансы на своё личное усмотрение. Отдельно оговаривается важность для жены осознанно обходиться с имуществом, вверенным ей мужем на хранение или для использования.
Не каждый мужчина, оскорбляющий жену и сквернословящий в её адрес, осведомлён о том, насколько это в рамках исламской религии дискредитирует его же самого. Посланник Аллаха (с) сказал:
От мужчины, который обижает жену своим языком, Творец не принимает ни его подношений на пути Аллаха, ни его желательной молитвы, ни его благого поступка, пока он не обрадует свою супругу; если этот мужчина даже целыми днями держит пост и выстаивает целыми ночами желательные молитвы, освобождает рабов… он всё же будет первым человеком, который попадёт в ад [1].
Что говорить о тех, кто поднимает руку на жён и, не вдаваясь в существенные подробности исламского положения, оправдывает свои действия аятом Корана о дозволенности прибегать к рукоприкладству в отношении женщин [2]. Пророк Мухаммад (с) в этой связи говорил:
Я удивляюсь, глядя на того, кто бьёт свою жену, сам прежде неё будучи достойным побоев. О люди, не бейте своих женщин палками, поскольку это действие подлежит «кисас» [3] [4].
Имам Садик (а) также сказал:
Кто наказывает своих подопечных не должен ожидать награды или обретения высокого положения [5].
Какими же качествами в исламе должен обладать муж на самом деле? Посланник Аллаха (с) сказал:
Просите у Всевышнего Аллаха для своих жён внимания и заботы, ибо они перед вами подобны пленникам… Вы их взяли в качестве вверенного Аллахом на хранение («аманат»), и они по отношению к вам имеют обязательное право, ибо их тело считается для вас дозволенным, и вы получаете наслаждение от них; они носят в себе ваших детей, пока родами не избавляются от бремени, поэтому питайте к ним любовь и покоряйте их сердца, дабы они находились подле вас. Не считайте женщин недостойными и не гневайтесь на них. Из того, что вы дали им, без их согласия и разрешения ничего обратно не берите [6].
Посланник Аллаха (с) также сказал:
Самый лучший из вас — тот, кто добрее всех относится к своей супруге [7].
В другом предании Исхак ибн Аммар спросил у Имама Садика (а): «Какие права у жены к мужу, соблюдая которые, он будет добродетельным?» Имам (а) ответил:
Он должен кормить её, одевать её и прощать, если она проявит невежество. У моего отца была жена, которая причиняла ему мучения, но он прощал её [8].
Очень часто превышение своих полномочий мужчинами связано не только с их недостаточной осведомлённостью о своих правах в рамках религии, но и с недостаточно высоким уровнем осознанности и самообладания. Однако желание придерживаться религии не на уровне слов, а на уровне ежедневной практики, касающейся взаимодействия с домочадцами в том числе, может кардинально исправить существующий порядок в семье. Ведь отношения между мужем и женой сильно влияют на всю атмосферу в доме. Имам Саджад (а) сказал:
Что же до прав жены, то ты должен знать, что Аллах сотворил её для твоего успокоения и радости, и, чтобы ты знал, — это милость, которой наделил тебя Аллах, поэтому уважай её и будь к ней снисходительным [9].
В Коране имеется прямое обращение к мужчинам:
О те, которые уверовали! Оберегайте себя и семьи свои от огня [адского], растопкой которого [будут] люди и камни! [10]
В этом правиле, пожалуй, заключается основная мудрость. В первую очередь мужчинам даётся указание работать над собой, а уже впоследствии над членами семьи, за которых он несёт колоссальную ответственность перед Аллахом. Эта ответственность и является причиной наличия довольно обширных полномочий во взаимоотношениях с супругой. Как мы видим из источников, злоупотребление этими свободами имеет существенные последствия для самих мужчин.
Пророк Мухаммад (с) сказал, обращаясь к мужчине:
Знай, что все вы — опекуны, отвечающие за судьбу своих подопечных. Лидер мусульманской общины — опекун, отвечающий за своих людей. Мужчины обязаны заботиться о своих семьях и нести за них ответственность. Женщины также являются опекунами своих мужей и детей и должны будут ответить за них. Знайте, что все вы — опекуны, отвечающие за своих подопечных! [11]
Источник: http://fatima-zahra.ru
[1] Маджлиси М.Б. Бихар ал-анвар, т. 73, стр. 334.
[2] В Коране (4:34) говорится о том, что в крайне редких случаях после того, как словесные увещевания не помогли удержать женщину от грехопадения, допустимо использование незначительной физической силы, от которой не должна даже побагроветь кожа. Стоит принимать во внимание, что все мусульманские учёные призывают избегать такой метод воздействия.
[3] В исламском праве категория преступлений, за которые шариат устанавливает точную санкцию. По общепринятому определению, кисас — это наказание, равное по тяжести совершенному противоправному деянию.
[4] Маджлиси М.Б. Бихар ал-анвар, т. 103, стр. 249.
[5] Маджлиси М.Б. Бихар ал-анвар, т. 75, стр. 272.
[6] Амили Х. Васа’ил аш-ши‘а, т. 14, стр. 121.
[7] Там же.
[8] Кулайни М. Ал-Кафи, т. 5, стр. 510.
[9] Ас-Садук. Ман ла йахдуруху ал-факих., т. 2, стр. 621.
[10] Коран, 66:6.
[11] Варрам М. Маджму‘а, т. 1, стр. 6.