Ибн Аббас говорил: «Дорогой Посланник Аллаха (с), находясь в Медине, объединял совершение намаза зухр и аср, а также магриб и иша, хотя в то время не было ни дождя, и нам не угрожала какая-то опасность». У Ибн Аббаса спросили: «Что хотел выразить этим Посланник Божий?». Ибн Аббас ответил: «[Пророк] хотел, чтобы его община не испытывала трудностей и стеснённых обстоятельств». («Сунан» Термези, том 1, стр. 354, глава 138; «Сунан» Бейхаки, том 3, стр. 167.)
Малик бин Анас, основатель маликитского мазхаба, приводит хадис от Са’ада бин Джубейра, а тот от Ибн Аббаса, который сказал: «Дорогой Посланник Аллаха (с) совмещал полуденную и послеполуденную молитвы, а также вечернюю и ночную, хотя в это время не находился в путешествии, и не было никакой угрозы». («Аль-маута», том 1, стр. 144, книга «Сокращение молитв при путешествии».)
Ахмад ибн Ханбал, основоположник школы ханбалитов, в своем «Муснад»-е от Джабира ибн Зейда приводит следующее: «Джабир говорит: «Слышал от ибн Аббаса: «Мы вместе с дорогим Пророком (с) восемь ракатов намаза зухр и аср, а также же семь ракатов намаза магриб и иша читали вместе”. Сказал Абу Шагсе: «Я думаю, что его светлость (с) намаз зухр отсрочил, а намаз аср читал раньше времени, и поступил так же при совершении намазов магриб и иша”. Абу Шагса ответил: «Я тоже так думаю”» (Муснад Ахмад Ханбал, т.1, стр.221).
Ахмад ибн Ханбал, основоположник ханбалитской религиозно-правовой школы в своей книге «Маснад» приводит от Абдаллаха бин Шакика следующий хадис: «Как-то раз, после совершения послеполуденной молитвы, ибн Аббас начал произносить речь, которая затянулась до того, что село солнце и стали видны звёзды. Люди начали призывать к молитве. Среди них был один человек, из племени Тамил, который громко воскликнул: — Намаз! Намаз! – Ибн Аббас пришёл в негодование и сказал ему: — Ты хочешь научить меня суннату дорогого Посланника Аллаха (с)? Я свидетельствую, что Пророк Ислама (с) совмещал исполнение полуденной и послеполуденной молитвы, а также вечерней и ночной» («Маснад» Ахмад ибн Ханбал, том 1, стр. 251)
Малик ибн Анас основатель суннитской школы «Малики», в своей книге «Муватта” пишет следующее: «Посланник Аллаха (с) намазы зухр и аср читал вместе и намазы магриб и иша, так же читал вместе, в то время как не был в путешествии, и враги ему не угрожали» («Муватта” Малик, книга молитва 3, стр.125, хадис 178).
Малик ибн Анас от Мутазе ибн Джабаля приводит следующее: «Посланник Аллаха (с) намазы зухр и аср, а также магриб и иша читал вместе» («Муватта”, стр.135, хадис 176; Муслим «Сахих», часть 2, стр.152).
Малик ибн Анас от Нафе и Абдаллы Умара приводит следующее: «Когда Посланник Аллаха (с) торопился в дорогу, намазы магриб и иша читал вместе» («Муватта”, Малик ибн Анас, стр.125, хадис 177).
Малик ибн Анас от Абу Хурейры приводит следующее: «Поистине Посланник Аллаха (с) объединил намазы зухр и аср, когда отправился в поход на Табук» («Муватта”, Малик ибн Анас, стр.124, хадис 175).
И снова в книге «Муватта” Малик ибн Анас приводит следующее: «Всякий раз, когда правители во время дождя читали намазы магриб и иша вместе, Абдулла ибн Умар, так же читал намазы, объединив их» («Муватта”, Малик ибн Анас, стр. 125, хадис 179).
Малик ибн Анас приводит от Али ибн Хусейна: «Всякий раз, когда его светлость Посланник Аллаха (с) хотел отправиться в путь, намазы зухр и аср читал вместе, а когда ночью хотел идти в путь, то объединял намазы магриб и иша («Муватта”, Малик ибн Анас, стр. 125, хадис 181).
Мухаммад Заркани к комментарию «Муватта” от Абу Шатаса приводит следующее: «Абдулла ибн Аббас в городе Басра намазы зухр и аср читал в одно время, так же намаз магриб и иша читал вместе, так что между ними не было промежутка во времени» (Шарх Заркани «Муватта” Малика, стр. 294).
Заркани от Табарани, он от Ибн Масуда: «Дорогой Посланник Аллаха (с) намазы зухр и аср читал, объединяя их, затем намазы магриб и иша тоже объединял. У Него спросили причину и Он ответил: «Чтобы моя умма не испытывала затруднений”» (Шарх Заркани «Муватта” Малика, стр. 294).
Муслим ибн Хаджадж от Абу Забара, он от Саида ибн Джабира, он от Ибн Аббаса приводит, что когда Пророк (с) находился в Медине и в то время, когда не было угрозы со стороны врагов и он не отправлялся в путешествие, то читал намазы зухр и аср вместе. После Ибн Аббас спросил у его светлости (с) причину и Он сказал: «Чтобы моя умма не испытывала трудностей”» («Сахих» Муслима, часть 2, стр.151, Шарх Заркани «Муватта” Малика, стр. 294).
И снова Муслим в своем «Сахихе” приводит следующее: «Пророк Ислама в Медине объединил намазы зухр и аср, а также намазы магриб и иша, когда не было угрозы врагов и дождя. Затем Саид ибн Джабир спросил у ибн Аббаса, почему Пророк (с) так сделал. Ибн Аббас ответил: «Потому что его светлость (с) не хочет, чтобы умма испытывала затруднения» («Сахих» Муслима, часть 2, стр.152).
Абу Абдулла Бухари в своем «Сахих” в разделе «продление намаза зухр до аср” пишет, что является ясным доказательством того, что намаз зухр можно читать во время аср, и читать их вместе: «Пророк (с) семь ракатов намазов магриб и иша, и восемь ракатов намазов зухр и аср читал вместе» («Сахих” Бухари, раздел 1, стр. 110).
Бухари в своем «Сахих”-е в другом месте приводит следующее: «Абдулла ибн Умар, Анаб Амари и Абдулла ибн Аббас сказали: «Его светлость Пророк (с) совершал два намаза (Магриб и Иша), соединив их”» («Сахих” Бухари, часть 1, стр. 113).
Муслим ибн Хаджадж в своем «Сахих” пишет: «Человек сказал ибн Аббасу: «Намаз!» Ибн Аббас ничего не сказал. Человек сказал второй раз: «Намаз!», ибн Аббас промолчал и тот снова повторил: «Намаз!», тот не дал ответа. На четвертый раз ибн Аббас сказал: «Нет у тебя матери! Ты хочешь учить меня молитве? В то время, как мы совершали намаз за Пророком (с) и объединили два намаза» («Сахих” Муслим, часть 2, стр. 153).
И снова Муслим в «Сахих” приводит следующее: «Дорогой Посланник Аллаха (с) в путешествии, военном походе на Табук объединил два намаза». Саид ибн Джабир спросил: «Ибн Аббаса причину этого. Он сказал: «Пророк (с) не хочет затруднений для своей уммы» (Сахих” Муслима, часть 2, стр. 151).
Муслим ибн Хаджадж со слов Мутаза приводит следующую историю: «Мы с Пророком (с) отправились на Табук и Пророк (с) два намаза зухр и аср, а также магриб и иша объединил» (Сахих” Муслима, часть 2, стр. 152).
Малик ибн Анас в книге «Муватта” пишет: «Ибн Шахаб спросил у Салима ибн Абдуллы, можно ли намаз зухр и аср объединять в путешествии. Тот ответил: «Да, разве ты не видел людей во время Арафы?» («Муватта” стр. 125, хадис 180).
Мутакки Хинди в книге «Канз аль-уммаль” приводит, что: «Абдулла ибн Умар сказал: «Пророк, (с) даже и не отправляясь в путешествия, объединял намазы”. Человек спросил у Умара: «Почему его светлость (с) так поступал?” Тот ответил: «Для того, чтобы умма не испытывала трудностей и неудобств”» («Канз аль-уммаль”, раздел молитва, т.8, стр.246).
Так же в «Канз аль-Аммаль” мы читаем: «Джабир ибн Абдулла сказал: «Его светлость Посланник Аллаха (с) после одного азана читал намазы зухр и аср объединив их. И снова в «Канз аль-уммаль” Джабир ибн Абдулла говорит: «В Мекке, когда солнце зашло, Пророк (с) намазы магриб и иша читал вместе». От ибн Аббаса приводится следующее: «Пророк (с) в Медине объединил намазы зухр и аср, магриб и иша, и когда не было дождя (то есть в период стихийных бедствий), и когда он (с), не отправлялся в путешествие. Раваи говорит, что когда спросили у ибн Аббаса, почему Пророк (с) объединяет намазы, ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха (с) не хочет, чтобы нация мусульман испытывала трудности» («Канз аль-Амаль”, т.8).
Имам Садик (а) говорил: «Воистину, Посланник Аллаха (с) совмещал намаз зухр и аср, читая при этом один азан и два икамата. Его светлость также совмещал исполнение намаза магриб и иша, читая при этом один азан и два икамата, хотя не было никаких причин для этого, и его светлость не находился в путешествии». («Васаил аш-шиа», том 2, стр. 160)
Ибн Аббас сказал следующее: «Посланник Аллаха (с), совмещал исполнение полуденной и послеполуденной молитвы, а также вечерней и ночной, хотя при этом не находился в путешествии, в это время не лил дождь». Люди спросили у Ибн Аббаса: «Какова была цель Пророка Ислама при этом?». Он ответил: «Цель его светлости – это расширение (Ислама) и облегчение для своей общины». («Васаил аш-шиа», том 2, стр. 161)
Источник: https://derbentshia.ucoz.ru