Общий взгляд на философии и мудрости.

С разных точек зрения философия и мудрость в общем смысле имеют различные виды (деления). Но если будем иметь в виду их метод и направление, то они сводятся к четырем категориям: дис­курсивная мудрость, иллюминативная мудрость, эмпирическая (опытная) мудрость, диалектическая мудрость. 
Дискурсивная мудрость основывается на силлогистике и дока­зательстве. Она имеет дело только с меньшей и большей посыл­кой, выводом и следствием, контрарными и контрадикторными суж­дениями и т.п. 
Иллюминативная мудрость имеет дело не только с аргумента­цией, она в большей степени имеет дело с вкушением, вдохновени­ем и озарением. Она больше вдохновляется душой, чем разумом. 
Эмпирическая (опытная) мудрость — это та, которая не имеет Дела ни с разумом и силлогистическими аргументами, ни с душой и Душевными вдохновениями. Она исключительно имеет дело с чувством, опытом и экспериментом, т.е. она, устанавливая связь между результатами наук, являющимися продуктами опыта и экс­перимента, придает им форму мудрости и философии. 
Диалектическая мудрость есть мудрость дискурсивная и дока­зательная. Но предпосылками аргументации в этой мудрости явля­ются вещи, которые логиками называются «общепринятыми» по­сылками и «допущениями». 
Раньше в общем разделе логики при изложении темы «Пяте­ричное искусство» мы говорили, скольких видов бывают предпо­сылки доказательства. В их ряду есть доказательства, которые называются «самоочевидными» первичными и «допущениями». К ним, например, относится суждение: «Две вещи, равные третьей вещи, равны между собой», что по-арабски звучит: «мусави ал-мусави мусавин». Таково и суждение: «Невозможно, чтобы два противоречащих суждения в одно и то же время были бы истинны­ми». Такие суждения принадлежат к числу самоочевидных посы­лок. Но суждение: «Безобразно, когда человек в присутствии дру­гих зевает» — относится к посылкам допущения. 
Ссылка на самоочевидные первичные посылки и аргументация при их помощи называется «доказательством». Ссылка же на до­пущения и аргументация ими считается частью диалектики. Стало быть, диалектическая мудрость есть мудрость, которая аргумен­тирует мировые и общие проблемы допущениями. 
Фундамент аргументации мутакаллимов главным образом зиж­дется на том, что такая-то вещь безобразна, а такая-то — прекрас­на. Мутакаллимы строят всю свою аргументацию на основе раци­онального прекрасного и рационального безобразного. 
Мудрецы считают, что все прекрасное и безобразное связано с кругом жизни человека. О Боге, мире и бытии невозможно судить по этим критериям. По этой причине философы называют калам диалектической мудростью. 
Философы убеждены, что основные принципы религии лучше поддаются аргументированию посредством доказательных само­очевидных первичных посылок, нежели через общепринятые и ди­алектические посылки. Поскольку в эпоху ислама, особенно среди шиитов, философия без отказа от своей задачи свободного обсуж­дения вопросов и без предварительного обязательства защищать святость ислама наилучшим образом утверждала исламские принципы, постольку диалектическая мудрость усилиями таких мысли­телей как Хаджа Насираддин Туси получила оттенок дискурсив­ной и иллюминативной мудрости, и калам оказался под лучами фи­лософии. 
Опытная философия, безусловно, чрезвычайно важна. Но изъян этой философии сводится к двум моментам. Один из них сводится к тому, что круг опытной философии ограничивается опытными науками, а опытные науки ограничиваются осязательными и конк­ретно-чувственными проблемами, в то время как философская нуж­да человечества вращается вокруг более широких проблем, чем проблемы сферы опыта. 
Например, когда мы дискутируем вопрос о начале времени, о конце пространства, об исходном начале причин, то каким образом в лаборатории и под микроскопом достигнем своей цели? Поэтому опытная философия не смогла насытить философскую потребность человечества, и была вынуждена в основных философских вопро­сах избрать путь молчания. Другой изъян опытной философии со­стоит в том, что ограниченность и зависимость от природы опыт­ных вопросов сделала их ценность до такой степени шаткой, что сегодня уже очевидно, что опытные научные вопросы обладают только временной ценностью, и в каждый момент ожидается их упразднение. Мудрость, основанная на эксперименте, по своей при­роде является шаткой и в результате не удовлетворяет одну из ос­новных потребностей человечества, т.е. его потребность в уверен­ности и истине. Уверенность и истина возникают в тех вопросах, которые имеют математическую и философскую отвлеченность. Математическая и философская отвлеченность может быть объяс­нена только в философии. 
Остается разъяснить сущность дискурсивной и иллюминатив­ной философии. Вопросы, которые будут дискутированы на буду­щих уроках, помогут нам разъяснить сущность этих двух филосо­фий и определить их ценность. 

Источник: книга «Философия и калам»

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.