Подобно тому, как рождение Пророка Ислама и события, следующие за ним, были удивительными и говорили о его неординарной личности, речь и поведение его светлости в детстве отличали его от сверстников, так, что даже его дед Абд-аль-Муталлиб оценил это и проявлял к нему глубочайшее уважение.[1]
Дядя Пророка, Абу Талиб говорил: «Я никогда не видел от Мухаммада лжи и непристойного и необдуманного поступка: ни неуместного смеха, ни бесполезных разговоров. Большую часть времени он проводил в одиночестве».[2]
Мухаммаду (с) было семь лет, когда произошёл этот удивительный случай. Как-то иудеи приготовили украденную курицу и послали её Абу Талибу. Все отведали этого мяса, и только Мухаммад (с) не прикоснулся к нему. Когда остальные хотели узнать причину, он ответил: «Мясо было запретным, а Бог уберегает меня от всего запретного…»
В другой раз иудейские раввины взяли у соседей курицу, пообещав заплатить после. Но, Пророк по-прежнему не прикасался к мясу, говоря, что сомневается в дозволенности этой пищи.
Тогда иудеи подтвердили: «Этот ребёнок обладает большим превосходством».[3]
Несколько случаев из детства и юношества
Детство Пророка Мухаммада (с), сопровождавшееся горечью сиротства, прошло под опёкой его великодушного деда Абд-аль-Муталлиба и ласкового дяди Абу Талиба. Словно, эти годы, когда любая печаль, терзала его тонкую душу, были необходимым условием в дальнейшем формировании великой личности Пророка. Сирота, которому суждено было стать Посланником и благодетелем, должен был с самого детства познать все горести и страдания; ему нужно было обладать твёрдостью и стойкостью, чтобы вынести нелёгкую ношу божественного послания. Несмотря на то, что будущий пророк был лишён доброты матери и нежной любви отца, он не был покинут. Абу Талиб, согласно завещанию своего брата, а также по настоятельной просьбе отца, Абд-аль-Муталлиба, взял под свою заботу и защиту Мухаммада (с). Фактически, племянник заменял Абу Талибу сына и был памятью о брате Абдулле и об отце Абд-аль-Муталлибе. Абу Талиб был для Мухаммада (с) ласковым отцом, преданным дядей и сострадательным и отзывчивым опекуном. Дядя и племянник были настолько привязаны друг к другу, что казалось, их жизни неразрывно сплелись между собой невидимой нитью. Из-за большой привязанности Абу Талиб никогда не расставался с Мухаммадом (с), и даже водил его с собой на такие большие базары, как: «Акказ», «Маджанна», «Зил Маджаз». Когда же Абу Талиб покинул Мекку для торговли в Сирии, то, неспособный выдержать разлуку, взял его с собой в дорогу. Сидя верхом на верблюде, Мухаммад (с) преодолевал долгий путь в Сирию.[4]
Встреча Мухаммада (с) с монахом Бахирой
В день, когда курайшитский караван приближался к городу Бусра,[5] некий монах по имени Бахира, ведущий отшельнический образ жизни, был у себя в келье, как вдруг заметил вдали караван и облако, которое следовало за ним и защищало путников от палящих лучей солнца.
Бахира вышел из своей кельи и велел своему слуге: «Иди и скажи тем людям, что сегодня они наши гости».
Пришли все, кроме Мухаммада (с), оставшегося стеречь вещи. Увидев, что облако не сдвинулось с места, Бахира спросил: «Все ли путники присутствуют здесь?» — Да, кроме одного мальчика, — последовал ответ.
Монах попросил, чтобы привели мальчика, и когда тот пришёл, облако тоже последовало за ним. Бахира очень внимательно разглядывал Мухаммада (с) и после, сказал ему: «Я спрошу тебя ради Лата и Уззы».[6]
— Я ничего ненавижу так, как эти два имени, коими ты заклял меня.
— Ответь тогда мне ради Аллаха.
— Спрашивай.
После недолгой беседы с Мухаммадом (с), монах припал к его ногам и рукам и, целуя их, произнёс: «Если дано будет мне жить в твоё время (время твоего пророчества), то я, одним из первых, буду сражаться с твоими врагами. Поистине, ты — великий человек…»
Затем, Бахира поинтересовался, кому принадлежит этот ребёнок. Ему указали на Абу Талиба, сказав, что он его отец.
— У этого отрока не должно быть живого отца, — возразил Бахира.
— Он сын моего брата, — признался Абу Талиб.
Тогда Бахира обратился к нему:
— Этого мальчика ожидает большое будущее. Но, если иудеи увидят его и узнают то, что знаю я, они попытаются его убить. Береги его от них!
— Но, что предстоит ему сделать, и какое отношение иудеи имеют к этому? – спросил Абу Талиб.
— Он будет Пророком. Ангел Откровения снизойдёт к нему.
Бог не оставит его одного![7]
Несмотря на то, что Абу Талиб был одним из знатных курайшитов, но всё же денег на тяжёлые расходы его семьи было недостаточно. Мухаммад (с), достигший зрелости, был склонен заняться делом и тем самым, помочь Абу Талибу.
Но какую же профессию он должен выбрать, чтобы она соответствовала его духовному миру?
Ввиду того, что Мухаммаду (с) предстояло стать великим Пророком и благородным предводителем, а также столкнуться с упрямыми и необузданными арабами, вести борьбу с фанатичными иудеями и неправильными традициями эпохи Невежества, заложить основы возвышенного дворца справедливости и принести в мир счастье и благополучие, он предпочитает пастушество.
Мухаммад (с) пас скот своих родственников и мекканцев в степях, находившихся в окрестностях города Мекки. Полученные за работу деньги, он отдавал дяде. Кроме этого, пустынные просторы, отдалённые от мирской суеты, были хорошей возможностью отдалиться от погрязшего в разврате и невежестве общества.
Источник: книга «Жизнь Пророка Мухаммада»
[1] «Бихар аль-Анвар», том 15, стр. 382, 402, 366.
[2] Там же.
[3] Там же, стр. 336.
[4] «Сира», Ибн Хишам, том 1, стр. 180.
[5] Небольшой город в Сирии.
[6] Самые почитаемые идолы мекканских язычников.
[7] «Бихар аль-Анвар», том 15, стр. 193-204.