Несколько уроков из того, как имам Хусейн (а) запрещал совершать дурное
Имам Хусейн, (а) в самые последние мгновения своей жизни, когда увидел, что солдаты Язида собираются атаковать шатры, где находились женщины и дети из рода Пророка (с) сказал следующее: «Если вы не имеете религии, то хотя бы, по крайней мере, оставайтесь свободными». Речь имама произвела на них такое впечатление, что до тех пор, пока имам Хусейн (а) был жив, они воздерживались от совершения нападения на лагерь. Мы извлечём из этого несколько уроков:
1- Запрет дурного – обязательное религиозное предписание, даже в последнее мгновение жизни.
2- Запрет дурного – обязательное религиозное предписание, даже по отношению к дикарям и варварам.
3- Если одновременно совершается несколько предосудительных деяний, а мы имеем возможность, воспрепятствовать совершению только одного какого-нибудь дурного дела, то наш религиозный долг – приложить все усилия для этого.
4- Вполне возможно, что у некоторых из людей совершающих преступления, под влиянием запрета, «проснётся» совесть и они отвратятся от дурного.
5- Если мы не можем обратиться за помощью в этом деле к их религиозным убеждениям, то должны использовать другие качества и причины их характера.
6- Защита чести и достоинства – обязательное величайшее религиозное предписание.
Запрет совершения дурного при самых тяжёлых условиях
Отец, братья, дядя и другие потомки рода Пророческого на глазах имама Саджада (а) пали мучениками за веру, а самого имама пленили и повели в Куфу, а затем в Сирию. В то время, когда имама привели в одну из мечетей Сирии, он увидел там проповедника, восседавшего на минбаре[1] и расхваливающего Язида. Несмотря на присутствие Язида, имам мгновенно воспрепятствовал проповеди и во весь голос заявил: «Эй, проповедующий! Ты, старающийся своей лестью и подхалимством удовлетворить Язида, навлекаешь на себя гнев Всемогущего Аллаха. Я должен подняться на минбар, занять место этого подхалима, чтобы донести до людей наиглавнейшее повеление, которое имеется в религии нашего Пророка Мухаммада (с) и его непорочного рода и тем самым возродить это повеление». После этого имам Саджад (а) поднялся на минбар и своей пламенной речью произвёл полнейший переворот в умах и душах слушателей.
Молчание недостаточно, необходимы призыв и поступки
Имам Садик (а) однажды был приглашён в гости, где увидел, как один из гостей дал знать хозяину дома, что хочет выпить воды. Владелец же, вместо воды, принёс спиртное. Его светлость, сразу же после того, как понял происходящее, прекратил своё выступление и произнёс следующее: «Собрание, на котором распивают спиртное не должно продолжаться. Его необходимо прекратить и покинуть, чтобы другие поняли, что распитие спиртного – гнусное и отвратительное дело»[2]. Имеются исторические факты, что Усама бен Зейд, молодым, в семнадцатилетнем возрасте, незадолго до кончины Посланника Аллаха (с) был назначен главнокомандующим армии мусульман. Однажды он удостоился чести быть принятым повелителем правоверных Али (а), где попросил у его светлости помощи для себя. Имам Али (а) ответил: «Я не буду помогать тебе». Усама сказал: «Я Усама, ближайший сподвижник Посланника Аллаха». Его светлость произнёс: «Да, это верно. Однако ты вспомни то время, когда Муавия начал вести против нас военные действия. Ты в это время промолчал, хотя молчание твоё было греховно. Конечно ты не был вместе с Муавией, но своим молчанием ты становился его единомышленником». Поэтому, просто молчание и в то же время воздерживание от совершения греха – нелогично. Как-то незадолго до совершения исламской революции, один из депутатов парламента пришёл к имаму Хомейни (Да будет милостив к нему Аллах) и сказал: «Сегодня хотели утвердить антиисламский закон и я не принял участия в голосовании». Имам с гневом ответил: «Однако этого недостаточно. Надо было громкогласно заявить о своём несогласии и после этого покинуть заседание парламента». Поэтому добро, видя отклонения от пути истины, никогда не должно молчать. Если добро будет препятствовать совершению зла, то загрязнённая среда возможно изменится.
[1] Минбар – специальное место для проповедника в мечети, находящееся справа от ниши в стене, обращенной в сторону Мекки.
[2] «Бихар» том 79, стр. 141.
Источник : книга «Призыв к благому и запрет предосудительного»