Последователи шиитского вероучения собрали огромное количество хадисов, в которых разъясняются все необходимые для человечества вопросы. Часть этих хадисов была рассказана посланником Аллаха (c) и передана имамами из его рода (да будет мир с ними), а часть поведана самими имамами, ибо они, как уже было сказано ранее, являются наследниками знаний всех пророков. Все эти предания были собраны в сборники, которые составляют второй по значимости после Корана источник шиитского вероучения. Наиболее знаменитыми и значимыми являются четыре сборника хадисов, которые иногда называют «четыре книги». К ним относятся «Аль-кафи», «Тахзиб аль-ахкам», «Аль-истибсар», «Ман ля йахдуруху аль-факих».
Однако, то, что вышеупомянутые сборники являются признанным источником шиитского вероучения, не означает того, что каждый упомянутый в этих сборниках хадис является достоверным и всё сказанное в нём нужно принимать за правду, без проверки. Это не так. Каждое предание необходимо сверять со Священным Кораном, и в случае его противоречия аятам небесной книги оно не будет представлять какой-либо ценности. Любой хадис имеет цепочку передатчиков, каждого из которых необходимо проверить на справедливость, набожность, честность. Если все передатчики какого-либо хадиса будут признаны справедливыми, то хадис будет считаться достоверным, в ином случае хадис будет сомнительным и слабым. В шиитском праве разработана целая система проверки хадисов, хорошо слаженный механизм отделения достоверных преданий от слабых и сомнительных. Но чтобы разбираться в этом деле, необходимы соответствующие познания и умение, которые достигаются путём долгого обучения.
Сказанное выше показывает, что отношение шиитов к своим сборникам хадисов немного отличается от отношения суннитов к своим. Так как авторы самых знаменитых суннитских сборников (особенно Бухари и Муслим) собирали те хадисы, которые по их мнению отличаются высокой степенью достоверности. Поэтому современные сунниты считают достоверными и не подлежащими сомнению все предания, собранные в данных сборниках. По этой причине каждый из этих хадисов можно использовать как источник изучения суннитского вероучения. Тогда как авторы шиитских сборников хадисов стремились собрать все хадисы, восходящие к пророку и имамам, а уже затем учёные отделяли достоверные хадисы от недостоверных.
Большая часть огромного количества хадисов, которые собраны в шиитских сборниках, переданы пятым и шестым безгрешными имамами, то есть имамом Мухаммадом Бакиром и имамом Джафаром Садыком (а). Также значительная часть хадисов была передана восьмым имамом – Али Ридой (а). Из всех 12-ти имамов именно эти трое смогли рассказать огромное количество преданий по той причине, что жили они в эпоху, когда со стороны омеядских и аббасидских правителей на них оказывалось меньшее давление. Поэтому, используя благоприятные условия, они разъясняли мусульманам истинные положения исламской религии, открывая ворота в океан божественных знаний последнего пророка (да благословит Аллах его и его род). Иногда шиитскую правовую школу называют джафаритской, по имени имама Джафара Садыка (а). Пятый имам, помимо того что от него передано самое большое количество хадисов, воспитал огромное количество учеников в различных областях исламских наук: в богословии, толковании Корана, праве и так далее. Имам Садык (а) в полной мере воспользовался условиями своего времени, когда омеядские правители уже утратили былую силу и влияние, а аббасидские правители всё ещё оставались не такими могущественными, какими стали позже.
Абу Ханифа, основатель одной из суннитских правовых школ, также некоторое время перенимал знания у имама Садыка. Он говорил о нём: «Я не видел человека, более сведущего в исламских науках, чем Джафар ибн Мухаммад».[1]
Малик ибн Анас, основатель другой суннитской правовой школы, сказал однажды об имаме Садыке (а): «На протяжении некоторого времени я посещал Джафара ибн Мухаммада, и всегда заставал его за совершением одного из трёх деяний. Или он выполнял молитву, или совершал пост, или же был занят чтением Священного Корана. На мой взгляд, никто не слышал и не видел человека, более знающего и поклоняющегося Аллаху чем Джафар ибн Мухаммад Садык».[2]
Большое число суннитских учёных с уважением отзывались о знаниях, благочестии, набожности шиитских имамов. Но так как в этой книге все темы изложены вкратце, мы не будем приводить здесь их слов, так как это займёт очень много места.
Источник: https://makarem.ir
1) «Тазкиратуль-хуффаз» т.1 стр.166
2) Тахзиб ат-тахзиб» т.2 стр.104