Психологи убеждены, что атмосфера, создающая предпосылки формирования личности, в большей степени исходит из общественной среды того или иного общества. Некоторые из них даже считают, что общественная среда наиболее важное и даже основное звено в формировании здорового сознания, психики и личности человека.
Именно поэтому, общество, в котором царит атмосфера религиозной и нравственной чистоты, воспитывает и положительно влияет непосредственно на каждого индивида. И наоборот, общество, в котором ценностью является аморальное поведение и разврат, откладывает свой отпечаток.
На этом основании, люди, отстраняющиеся от неправедной среды, предпочитая отшельничество или уединение, не могут быть подобны другим членам этого общества.
Пророки — создатели общественного порядка
В то время, как жители Мекки направлялись в места поклонения идолам, Мухаммад (с) направлялся в пещеру под названием Хира, что неподалёку от Мекки, для поклонения Всевышнему Аллаху — Господу миров. Его светлости Мухаммаду (с) не довелось учиться, но, тем не менее, он всегда отстранялся от идолопоклонства, что делали только люди избранные, знающие и ученые.
Он по божественной милости ещё в самом начале своего жизненного пути распознал заблуждение арабов, и вопреки традициям своего народа не последовал их образу жизни.[1]
Ни на одно мгновение Мухаммад (с) не следовал язычеству, и даже при упоминании имени идола в его присутствии, он открыто и бесстрашно выказывал своё отвращение к ним.
Когда Мухаммаду (с) было всего двенадцать лет, монах-отшельник заклял его именами двух идолов Лата и Уззы. Он, придя в негодование, сказал: «Нет для меня ничего отвратительней, чем эти два идола».[2]
Чистота и величие его нрава были известны среди арабов. Из-за его правдивости и верности слову ему дали имя Амин, что означает «верный», «надёжный», и именно поэтому Хадиджа доверила ему торговые дела. Его нравственные качества были настолько величественны и прекрасны, что арабы не переставали удивляться Мухаммаду.
Аммар рассказывает: «До пророческой миссии Мухаммада (с), мы вместе пасли овец. Как-то я предложил ему поменять пастбище. Он согласился. Рано утром, достигнув того места, я увидел Мухаммада(c), который уже ждал меня там, причём не давал своим овцам пастись на той полянке. Когда я спросил, почему он не пасёт своих овец, он ответил: «Я ведь дал тебе слово, и мне не хотелось пускать на пастбище своё стадо раньше твоего».[3]
Таким образом, он воспитывался, противореча укладу и образу жизни арабов. В свою очередь, люди испытывали большую любовь и уважение к нему за его нрав. Когда у арабов бывали какие-либо трудности, они приходили к Мухаммаду (с), чтобы он разрешил их споры и разногласия.
Установление черного камня
Его светлости Мухаммаду (с) было тридцать пять лет, когда арабы приняли решение обновить Каабу.[4] В связи с тем, что каждое из арабских племён желало непосредственно участвовать в обновлении Каабы, каждое из племён взяло на себя ответственность по восстановлению её отдельной части. В начале Валид приступил к разборке Каабы, затем другие помогали ему в этом. Дойдя до основания, заложенного Пророком Ибрахимом(а), каждое племя приступило к восстановлению определённого участка.
Когда Кааба была восстановлена, и осталось установить чёрный камень — «Хаджар аль-Асвад», между племенами возникло разногласие, кому из племён надлежит установить камень, ибо его установление и, следовательно, завершение работы каким-то одним племенем, было бы причиной его гордости. Постепенно, эти разногласия переросли в настоящее противоборство, сыновья Абд ад-Дара наполнили большую чашу кровью и, опустив в неё руки, заключили договор между собой, что будут вести борьбу до победы или же умрут на этом пути.
Разногласия продолжались около четырёх или пяти дней, после чего Абу Умайя, который был самым молодым среди курайшитов, сказал: «Мой совет вам, назначьте судьёй всякого, кто войдёт в эту дверь первым». Курайшиты согласились с мнением Абу Умайи. Тут вошёл Мухаммад (с). Арабы, увидев его, очень обрадовались, ибо знали, он всегда решал справедливо. Согласившись помочь спорящим, он попросил принести материю и положить на неё черный камень. Мухаммад (с) приказал каждой из враждующих сторон взять за конец материи и поднести её к Каабе, затем он сам укрепил камень. Благодаря мудрому решению Мухаммада (с), была предотвращена большая рознь между племенами.
Источник: книга «Жизнь Пророка Мухаммада»
[1] «Бихар аль-Анвар», том 18, стр. 277-281.
[2] Там же, том 15, стр. 410.
[3] Там же, том 16, стр. 224.
[4] Кааба – кубическое сооружение в Мекке, основано праотцом арабов его светлостью Ибрахимом (Авраамом), в авраамической традиции Кааба — символ подлинного единобожия. В доисламский период арабы-язычники, потерявшие символическую связь с традицией Ибрахима, утеряли смысл подлинного значения Каабы.