Качества хорошего спутника жизни

Хороший спутник жизни должен иметь нижеследующие качества, которые приведены в порядке приоритетности.

1. Вера и религиозность

При выборе спутника жизни прежде всего необходимо обратить внимание на его веру и религиозность. Потому что во время семейной жизни супруги неминуемо будут оказывать влияние на мысли, убеждения, характер и поведение друг друга. Верующий человек будет побуждать свою половину к религиозности, набожности, благонравию, праведным делам и воздержанию от грехов. Он будет лучшим другом и помощником на пути воспитания и очищения души и создаст все условия для достижения счастья, совершенства. И наоборот. Ненабожный и маловерный человек поведёт свою половинку к злу и греховному.

Верующему человеку, привязанному к исламским нормам и ценностям, легче доверять, и он лучше сможет защищать жизнь, честь и имущество своего спутника жизни. Соблюдая исламские законы и предписания, он лучше других сможет создать уютный семейный очаг и воспитать хороших детей. Поэтому в изречениях благородного Пророка и имамов вера и религиозность называются главными качествами хорошего спутника жизни.

Имам Садик(а) сказал: «Если мужчина женится на женщине из-за её красоты или богатства, то будет предоставлен этому. Если же он женится на ней из-за ее религиозности, то Аллах даст ему и богатство, и красоту»[1].

Посланник Аллаха изрёк: «Кто женится на женщине только ради её красоты, не увидит в ней то, чего хочет. Кто женится на ней ради её богатства, того Аллах предоставит этому. Потому женитесь на религиозных»[2].

Также он сказал: «Того, кто женится на женщине ради её богатства, Аллах предоставит это ему. Кто женится на ней ради её красоты, увидит в ней то, что ненавидит. Тому же, кто женится на ней ради её религиозности, Аллах предоставит всё это вместе»[3].

Однажды некий мужчина пришёл к Пророку, чтобы испросить совета о женитьбе. Пророк сказал ему: «Женись на религиозной женщине и окажешься в выигрыше»[4].

Поэтому тот, кто выбирает спутника жизни, особенно верующий человек, должен считать религиозность главным качеством и постараться найти того, в ком она есть. Родители тоже должны руководствоваться этим в поисках невесты для сына или жениха для дочери и помочь своему ребёнку найти такого человека.

Здесь кто-то может придраться к вышесказанному и возразить, мол, религиозность нельзя считать отличительным качеством, потому что многие люди религиозны, т.е. они ходят в мечеть, держат пост, посещают святые места, но плохо относятся к супругам. И наоборот, многие люди, не отличающиеся своей религиозностью, хорошо относятся к своим семьям.

Чтобы решить этот вопрос, следует указать на несколько моментов:

1. Вера — дело сердечное. Суть веры и её степени проявляются в поступках человека. Чем крепче его вера, тем лучше его поступки. И наоборот, чем меньше внимание религиозным обязанностям, тем явственнее слабая вера. Поэтому абсолютно верующим и религиозным человеком может считаться тот, кто следует всем моральным и ритуальным нормам религии. Если человек соблюдает одни предписания и пренебрегает другими, то он не считается абсолютно религиозным. Но ему можно доверять в той степени, в какой он соблюдает свои религиозные обязанности. И в этом плане он лучше некоторых людей. Например, те, кто молится и постится, но плохо заботится о своей семье, слабы с точки зрения нравственности и не считаются религиозным людьми, тем не менее превосходят тех, кто не молится и не постится, хотя это и не служит им (молящимся) оправданием.

2. Религиозность не определяется только соблюдением молитв, поста и некоторых других обрядов, так как это несложно и каждый человек может постепенно привыкнуть к ним. Религиозность человека можно определить его верностью и честностью, праведностью и правдивостью, справедливостью и соблюдением прав других. Поэтому при её определении нельзя ограничиваться молитвой и постом. Надо быть более внимательным и требовательным.

Имам Садик(а) сказал: «Не обольщайтесь молитвой и постом людей. Ибо человек может так привыкнуть к молитве и посту, что если оставит их, то соскучится по ним. Испытывайте их в правдивости и верности»[5].

3. Лучший метод определения религиозности человека ― это общение и сотрудничество. Так вы можете проверить своих родных, близких и друзей. Но как бы там ни было, определить религиозность человека не так-то просто. Но поскольку она признана одним из главных критериев выбора спутника жизни, человек должен проявить максимум усердия, чтобы её обнаружить.

2. Ум и интеллект

Второе самое важное качество хорошего спутника жизни после религиозности ― это ум и интеллект. Управлять семейной жизнью, следовать прямым путём и решать жизненные проблемы не так-то легко. Если супруги понимают друг друга, занимают одну позицию и осознают реалии жизни, то они смогут выстроить свою жизнь правильным образом, выполнять свои обязанности, приносить в дом любовь и радость и решать возникающие трудности. Умный спутник хорошо понимает условия жизни и возможности семьи, у него нет завышенных запросов и неуместных ожиданий, чтобы давить на свою половинку. В большинстве случае семейные разногласия вызваны глупостью жены, мужа или обоих. Чем умнее супруги, тем лучше они смогут выполнять свои обязанности, заложить основы своего счастья и сократить проблемы и разногласия. Умные супруги умеют прощать и не разрушают семью из-за маленьких проблем.

Кроме того, ум и интеллект супругов передаётся их детям. Дети из умных и понятливых семей, как правило, бывают умными и сметливыми. И наоборот. Глупость супругов также отражается на детях. Умным супругам легче обучать и воспитывать своих детей. Поэтому ум и интеллект считаются важными и ценными качествами, которые следует принимать во внимание при выборе спутника жизни.

Имам ‘Али(а) сказал: «Остерегайтесь женитьбы на глупой женщине, ибо общение с ней — беда, а ребёнок от неё — утрата»[6].

Посланник Аллаха(с) изрёк: «‘Али, нет бедности сильнее, чем глупость, и нет имущества полезнее, чем ум»[7].

Имам Садик(а) сказал: «Ум — путеводитель верующего»[8].

Так же он сказал: «Кто умён, тот верует, а кто верует, тот войдёт в рай»[9].

Ум, безусловно, одно из самых главных человеческих достоинств. И потому, выбирая себе спутника жизни, человек должен помнить об этом и всячески пытаться раскрыть его в том, с кем хочет связать свою судьбу. Для этого он может прибегнуть к следующим способам:

а. Общение

Если парень с девушкой пообщаются некоторое время, то смогут примерно оценить ум и интеллект друг друга. Но такое общение практически невозможно для большинства тех, кто собирается вступить в брак. Однако общение в течение нескольких часов и возможно, и полезно. Так как это качество ― одно из основных условий, молодые люди должны решиться и постараться раскрывать его друг в друге. Они должны несколько раз увидеться и, отбросив излишнюю стыдливость, открыто поговорить. Они могут обсудить цели брака, права и обязанности супругов, надежды и чаяния, планы на жизнь, возможные проблемы и пути их решений, политические и социальные вопросы, и таким образом оценить умы друг друга.

б. Переписка

Эти же вопросы можно обсудить и в переписке. Если вопросы будут ясными и чёткими, а ответы конкретными, то в результате нескольких переписок можно достичь цели.

в. Совещание

Уровень ума и интеллекта человека можно узнать у его родных, близких и друзей, если, конечно, им можно доверять.

г. Изучение семьи

Анализируя ум и интеллект родителей можно в некоторой степени узнать и об интеллекте детей, так как они в большинстве случаев похожи на своих родителей. В действительности представители некоторых общественных групп и слоев имеют более высокий уровень ума и интеллекта, но это не должно восприниматься как непреложная истина, так как бывают совсем противоположные случае.

д. Местожительство

Горожане умнее сельчан, а жители мегаполисов образованнее жителей маленьких городов. Жители одних регионов страны понятливее жителей других, а образованные сметливее необразованных. Но это всё не абсолютно и не категорично. Исключения многочисленны. Есть такие провинциалы, которые намного превосходят некоторых горожан в плане ума и интеллекта.

Более того, среди тех, у кого есть высшее образование, встречаются такие люди, которые с точки зрения социального мышления находятся ниже, чем те, кто не получил такого образования. И поэтому этот критерий нельзя считать абсолютным и универсальным, но можно принять как относительный.

3. Хороший характер

Хороший характер тоже очень важное качество, которому следует уделить должное внимания при выборе спутника жизни. Супруги должны прожить всю жизнь вместе. Обладая хорошими характерами, они смогут сделать свою жизнь радостной и счастливой, чистой и светлой. Но если хотя бы у одного из них характер будет плохим, то жизнь будет сложной для них обоих.

Хороший характер ― одно из лучших качеств. Оно вбирает в себя набожность, праведность и правдивость, честность, верность и искренность, воспитанность, доброжелательность и ласковость, скромность, целомудренность и снисходительность, смелость, умеренность и ответственность. Такие качества считаются истинными добродетелями человека и при выборе спутника жизни необходимо уделить им особое внимание.

И наоборот, плохой характер считается недостатком человека. Его признаки: маловерие, грубость, гневливость, нечестность, неверность и двуличность, упрямство, злопамятность и завистливость, невоспитанность, наглость и трусливость, жадность, алчность и расточительность и тому подобные. Эти качества тоже должны учитываться перед сватовством и бракосочетанием.

После веры и ума хороший характер считается важным качеством, о котором следует помнить, хотя вера и ум человека сами по себе поощряют его иметь хороший характер.

Важность хорошего характера также подчёркивается в изречениях Пророка и имамов, примеры которых мы здесь приведём.

Хусайн ибн Башшар рассказывает: «Я написал Имаму Ризе: “Один из моих родственников посватался к моей дочери, но у него плохой характер”. Он ответил: “Не выдавай ее замуж за него, если у него плохой характер”»[10].

Пророк(с) сказал: «Если к вам посватается тот, чей характер и вера нравятся вам, выдавайте за него свою дочь. Если вы этого не сделаете, то на земле будет смута и великий разврат»[11].

Поэтому нет сомнений в том, что хороший характер ― один из главных критериев при выборе мужа или жены. Но главная проблема заключается в том, как узнать о характере человека. Как можно узнать о нём, если это скрытое, внутреннее качество, особенно если учесть, что молодые люди не всегда знакомы друг с другом и у них порой нет времени так близко узнать друг друга? Но если мы признаем характер важным качеством, то должны будем изыскать любые пути и возможности, чтобы раскрыть его. Укажем на некоторые из них:

а. Расспросить друзей.

Как правило, близкие друзья лучше всех знают характеры своих друзей. Поэтому для того, чтобы разузнать о характере человека следует обратиться к его друзьям, одноклассникам, однокурсникам, коллегам, соседям, конечно, если они честные люди и им можно доверять.

б. Познакомиться с семьёй

Через характер родителей, братьев и сестёр можно в некоторой степени узнать о характере самого человека. Потому что дети берут пример со своих родителей и родных. Сын учится у отца, каким надо быть мужем, а дочь у матери, какой быть женой. Если родители живут в любви и согласии, то их дети, как правило, вырастают хорошими людьми. И наоборот, в неблагоприятных семьях растут грубые, невоспитанные и злонравные дети. Разумеется, и этот критерий не универсален, потому что в некоторых хороших семьях вырастают плохие дети так же, как в некоторых плохих — хорошие, что связано с внешними факторами.

в. Пообщаться

Если молодые люди несколько раз встретятся и погорят о планах на будущее, целях брака, правах и обязанностях супругов, о своих мечтах и ожиданиях, о возможных проблемах в жизни и путях их решений, то смогут многое узнать о характере друг друга. Они даже могут спросить друг друга о том, что им не нравится в себе.

Молодым людям, собирающимся создать семью, следует быть честными и откровенными и говорить друг другу только правду. Это намного лучше, чем скрывать действительность. Да, правду можно скрыть, но в будущем это может породить множество проблем. Потому намного лучше поставить свою будущую половинку в известность обо всём. У неё будет всего два варианта: либо вступить в брак и терпеть, либо отказаться. Это лучше, чем если вы вступите в брак, а потом будете вынуждены развестись или промучиться всю жизнь.

Также им следует исправиться, если на этом этапе они обнаружат в себе нравственный недостаток. Они должны откровенно признаться, что у них есть такой-то недостаток, но они полны решимости исправиться и выполнить своё обещание. Такая честность подтвердит, что у вас хороший характер и вполне вероятно, что ускорит свадьбу.

Важное предостережение

Переписка, встреча и общения в рамках дозволенного между молодыми людьми с целью знакомства и подготовки к бракосочетанию полезны, но не лишены опасности. Для того чтобы предупредить вероятные нежелательные последствия, надо соблюдать следующее.

1. Эти действия должны быть предварительно согласованы с родителями, если они уже достигли общего согласия на брак, а не спонтанными и самовольными. Потому что может случиться так, что они полюбят друг друга, но их родители будут против их брака. При таком раскладе молодым людям будет сложно. Если они решат пожениться без согласия родителей, то не смогут рассчитывать на их поддержку, а если откажутся от женитьбы, то вполне вероятно, что будут долгое время страдать, а может и сожалеть до конца жизни.

2. Все эти действия в умеренной и дозволенной форме в некоторой степени необходимы для общего знакомства. Но если они выйдут за рамки дозволенного вследствие наущений сатаны, то они не только запретны, но и могут иметь плохие нравственные и психические последствия.

3. Молодым людям не следует уединяться и говорить на интимные темы, потому что это не только запретно, но и может привести к греховным поступкам, так как молодым людям нелегко контролировать своё либидо. Поэтому им лучше избегать всего этого.

4. Девушки должны помнить, что не все парни честные и порядочные, чтобы им доверять. Среди них много вероломных обманщиков, которые обещают девушкам жениться на них, но на самом деле пытаются удовлетворить лишь свой половой инстинкт. Получив своё от одних девушек, они тут же переключаются на других. К сожалению, таких бессовестных предателей немало. Поэтому девушки должны быть осторожными, чтобы их не обманули такие сластолюбцы.

Исходя из всего вышесказанного, знакомства на улице, в парке, в кино, по телефону или через интернет не отвечают интересам молодых людей, особенно девушкам. К сожалению, вот уже некоторое время неправильная западная культура пришла и в наше общество и в серьёзной форме угрожает нашим нравственным и семейным ценностям и устоям. Мы же надеемся, что ответственные лица осознают всю опасность этой проблемы и не преминут её решить.

4. Целомудрие

Семейная жизнь строится на взаимном доверии. Супруги хотят посвятить друг другу всего себя и никого другого не впускать в свой очаг. Муж надеется, что жена не станет смотреть на других мужчин и посвятит себя лишь ему. Он надеется, что жена не будет знакомиться с другими мужчинами, не станет привязываться к ним, не станет показывать свою красоту, не будет шутить и заигрывать, а будет верной и целомудренной.

Мужчина хочет жениться на стыдливой, целомудренной и благородной женщине, которой он может полностью доверять. И это естественное и дозволенное желание. Так как жизнь с неверной женой невозможна для ревнивого мужа. Также и женщина хочет выйти замуж за благородного и целомудренного мужчину, которому может доверять, который не станет заглядываться на других женщин и ухаживать за ними, а посвятит всего себя только своей законной жене.

Пророк изрёк: «Аллах, Свят Он и Велик, сказал: “Если Я захочу дать мусульманину все блага мирской и загробной жизни, то дам ему сердце набожное, язык молящийся, тело к испытаниям терпеливое и жену верующую, которая будет радовать его, когда он будет смотреть на неё и которая будет хранить ему верность в себе и его имуществе, когда он будет отсутствовать”»[12].

Имам Садик(а) сказал: «Достойный — это когда человек целомудрен и у него достаток»[13].

5. Красота

Красота — явное превосходство, которое нельзя не заметить. Поэтому естественно, что мужчина хочет жениться на красивой женщине, так же как женщине хочется выйти замуж за красивого мужчину. Ислам не противоречит этому желанию, и потому разрешает и даже поощряет их увидеть и оценить друг друга до брака.

Посланник Аллаха(с) сказал: «Ищите блага у красивых ликом, ибо их деяния достойнее быть красивыми»[14].

Имам Риза(а) сказал: «Три вещи дают взору блеск: зелень, текущая вода и красивый лик»[15].

Пророк изрёк: «Если кто-нибудь из вас захочет жениться, то пусть спросит о её волосах так же, как спрашивает о её лице, ибо волосы ― одна из двух красот»[16].

Имам Риза(а) сказал: «Одно из счастий мужчины ― снимать одежду с белокожей женщины»[17].

Да, красота действительна пленительна и желанна и может быть одним из критериев при выборе спутника жизни. Поэтому ислам дозволяет мужчине внимательно разглядеть ту, на ком он собирается жениться.

Некий мужчина спросил Имама Садика(а): «Может ли мужчина посмотреть на ту женщину, на которой хочет жениться, на её волосы и красоты?» Он ответил: «Это допустимо, только если он не получает от этого удовольствия»[18].

Другой мужчина рассказывает: «Я спросил Имама Бакира: “Если мужчина хочет жениться, то может ли он посмотреть на свою избранницу?” Он ответил: “Да, ведь он покупает её за самую высокую цену”»[19].

Имам Садик сказал: «Он может посмотреть на её лицо и запястья, если хочет жениться на ней»[20].

Некий мужчина спросил у Имама Садика(а): «Если мужчина хочет жениться, то дозволяется ли ему посмотреть на неё?» Он ответил: «Да, и она может одеть лёгкую одежду, ибо он желает купить её за самую высокую цену»[21].

Юноша и девушка, которые хотят создать семью, имеют право увидеть друг друга, и если они понравятся друг другу, то смогут пожениться. При этом каждый из них должен дать возможность другому посмотреть на себя. Это лучше, чем жениться или выйти замуж, не увидев друг друга, а потом пожалеть. В таком случае либо их брак разрушится, либо у них не будет счастливой семейной жизни.

Есть другой путь того, как узнать о красоте избранницы. Парень должен попросить маму, сестру, родственницу или знакомую пойти к его избраннице, посмотреть на неё, узнать о её достоинствах и недостатках и рассказать ему. Если он доверяет этим женщинам, то может довольствоваться их мнением. Но лучше всего, чтобы сами молодые люди увидели друг друга, так как у каждого свой вкус и каждый по-своему определяет человеческую красоту. Мужчине предстоит жизнь прожить со своей женой, поэтому именно он должен считать её красивой. Иногда бывает, что его сестра, мать или тетя выбирает какую-нибудь девушку, так как считают её красивой, но парню она не нравится. И действительно, вкусы мужчины и женщины сильно отличаются.

Здесь следует обратиться к сватам. Молодые люди оказали вам своё доверие и теперь их будущая жизнь в ваших руках. Когда вы идёте свататься, будьте предельно внимательны и честны. Ничего не утаивайте и не приукрашивайте, чтобы молодые люди могли принять решение самостоятельно. Если вы скажете не то, что знаете или видели, то этим не только предадите оказанное вам доверие, но и совершите великий грех, за что будете наказаны в Судный день.

Здесь также необходимо упомянуть два момента:

1. При выборе спутника жизни нельзя пренебрегать его красотой, но и не следует считать её главным критерием, пренебрегая при этом его верой, умом, характером и целомудрием. Сначала надо обратить внимание на религиозность, интеллект и благонравие человека и лишь затем на его красоту. И будет замечательно, если он вбирает в себя все эти качества. Но если придётся выбирать между красивым, но нерелигиозным, злонравным или глупым человеком и некрасивым, но религиозным, добрым и умным, то лучше выбрать второго.

2. Несмотря на то, что красота должна учитываться при выборе спутника жизни, всё это не должно принимать сложных форм и мешать человеку создать семью. Люди делятся на три категории: красивые, некрасивые и средние. Первых и вторых не так много, а последних большинство. Многие люди относительно красивы и пригодны для совместной жизни. Если человек не убог и не уродлив, лучше довольствоваться его относительной красотой, чем искать идеально красивого, потому что в большинстве случаев ничем хорошим это не заканчивается.

Если человек религиозен, благонравен, умен и при этом относительно красив, то вступите с ним с брак. Со временем он покажется вам более красивым и вы больше привяжитесь к нему. Ум, вера и характер компенсируют много недостатков и могут показать некрасивое красивым.

6. Происхождение

Одни семьи благородны и уважаемы, даже если бедны, а другие низки и подлы, даже если богаты и высокопоставленны. Поэтому человек должен выбрать себе спутника жизни из благородной семьи по нескольким причинам. Во-первых, человек, происходящий из такой семьи, как правило, благороден. Во-вторых, благородные семьи лучше относятся к своему зятю и своей невестке, чем низкие и подлые семьи. Они более воспитаны и благонравны и ради сохранения чести и достоинства своей семьи избегают плохих поступков и действий. В-третьих, человек вынужден общаться с семьёй своей половинки, и если эта семья будет благородной, то окажет на него хорошее влияние, а если нет, то наоборот.

Посланник Аллаха(с) сказал: «Выбирайте место для своего семени, ибо дядя по матери ― один из двух лежащих вместе»[22]. Он также изрёк: «Избегайте выросшего на навозе растения». Его спросили: «Что это значит?» Он ответил: «Красивая женщина, выросшая в плохом месте»[23].

Имам Садик(а) сказал: «Берите жену из праведной семьи, ибо порода выдаёт»[24].

Поэтому девушки и юноши, которые собираются создать семью, должны искать спутников из благородных семей и избегать низких, например, наркоманов, контрабандистов, воров, бандитов, чтобы не создавать себе проблем.

Но следует отметить, что не все дети в таких семьях низкие и подлые люди. Среди них есть религиозные и благонравные, которым, к сожалению, мешает дурная слава их семей. Эти люди несправедливо угнетаемы, потому что мало кто соглашается жениться на них или выйти за них замуж, хотя они не виноваты в том, что выросли в таких семьях. В итоге они вынуждены породниться с такими же семьями или вовсе не вступать в брак. Потому если добрые люди решатся спасти этих молодых людей от низких и подлых семей путём бракосочетания, то этим они совершат достойный поступок, который вне сомнений будет вознаграждён Господом.

Давайте прочтём письмо одной из таких девушек:

«Мне двадцать лет. И, может быть, таких, как я очень много, таких, к кому не сватаются из-за их родных. Таких, кто несёт наказание за неправильность своих родных. Да, ко мне никто не сватается, потому что мой отец неправедный человек, а братья контрабандисты. Каждый думает про себя, зачем ему жена из этой семьи, если её братья преступники, да и отец не отстаёт. Но я спрашиваю вас, разве это справедливо, что я несу наказание за них? Почему я должна страдать, мечтая о муже и детях? Почему такие, как я, должны каждую ночь проливать слёзы? Разве возможно, чтобы все члены одной семьи были плохими? Разве среди них не может быть хорошего человека?».

7. Образование

Образованность ― явное достоинство человека. С образованным человеком легче живётся, так как он лучше понимает интересы семьи, воспитывает детей, осознает свои обязанности и, в целом, с ним интереснее и приятнее общаться.

Однако следует отметить, что не каждый образованный человек умён и понятлив. В наших образовательных учреждениях, к сожалению, не дают уроков жизни и не подготавливают людей к ней. И даже наоборот. Они воспитывают людей с большими амбициями, которые не совсем хотят работать. Поскольку они получают образование, постольку считают себя выше и умнее других, и потому не хотят даже прислушиваться к советам доброжелателей. Поэтому не стоит считать образование критерием умности и понятливости. Уразумение, понимание и осознание жизни ― это нечто другое. В мире очень много необразованных или малообразованных людей, которые достаточно умны и понятливы, и которые лучше, чем некоторые образованные люди приспособлены к жизни. И наоборот, много образованных людей, которые недостаточно умны и понятливы, и в этом отношении не отливаются от необразованных.

Поэтому, выбирая себе спутника жизни, необходимо обращать внимание не только на его образование, но и на его ум, понятия и мышление. Конечно, если он имеет все остальные достоинства, т.е. веру, ум, хороший характер, целомудрие, благородное происхождение, то образование вне всяких сомнений считается еще одним достоинством и образованному человеку дается предпочтение перед необразованным. В наш век каждый человек должен получить хотя бы полное школьное образование. Но большее необязательно для жизни и не должно быть обязательным условием брака, хотя само по себе считается добродетелью.

8. Богатство

Богатство ― благо, но оно не должно быть целью и мотивом брака. Богатство не считается личным достоинством человека и не влияет на любовь супругов, на их семейное счастье и стремление к высокой цели супружества, для достижения которой необходимы такие личные добродетели, как религиозность, благонравие, ум, целомудрие, благородство. При выборе спутника жизни надо обращать внимание именно на эти критерии, потому что они лучше богатства. И если придётся выбирать между ними и богатством, то предпочтение должно быть дано им. Но если избранный человек обладает всеми этими качествами, то его состоятельность считается ещё одним достоинством.

Надо сказать, что желательно, чтобы семьи молодых людей имели примерно одинаковое финансовое положение, чтобы их жизнь была более гармоничной. Так как если они будут разного уровня, то, как правило, между супругами возникнут проблемы, связанные как раз с высокими ожиданиями одной стороны, которые не могут быть оправданы другой. Но всё же это не всегда так. Есть и такие супруги, которые живут счастливо, несмотря на разные финансовые положения своих родителей. Всё это зависит от уровня их веры, сознания и благородства.

К сожалению, родители молодых людей больше них заинтересованы в состоятельности и положении своих детей. И если они найдут богатого жениха или невесту, то заставят своего ребёнка вступить с ним в брак.

Прочтём это письмо провинциальной девушки:

«Объясните поведение родителей относительно будущей жизни их дочери. Почему они бросают её в огонь ради богатства и положения и думают, что делают её счастливой? Разве деньги могут приносить счастье? Наша провинция такая отсталая и бескультурная, что родители здесь готовы выдавать своих дочерей ради денег и положения. Бывает, что если девушка никак не соглашается, её избивают, пока она не даст своего согласия, хотя почти три четверти таких браков заканчиваются разводом…»

9. Возраст

Разница в возрасте между мужем и женой не имеет каких-то ограничений. Мужчина в любом возрасте может жениться на совершеннолетней женщине любого возраста. Также и женщина в любом возрасте может выйти замуж за мужчину любого возраста. Но всё же желательно, чтобы по мере возможности их возраст соответствовал друг другу, только в таком случае у них будет больше радости и меньше проблем, так как сексуальные желания людей с годами меняются. Если они будут примерно одного возраста, то смогут иметь одинаковое влечение друг к другу и, соответственно, удовлетворять свой половой инстинкт. Но если разница в возрасте будет велика, то они не смогут удовлетворять друг друга, что в итоге закончится тем, что они охладеют друг к другу. Кроме того, если они будут одного возраста, то у них будет примерно равный жизненный опыт и социальное мышление, и потому они смогут лучше понимать друг друга.

Необязательно, чтобы супруги были ровесниками. Желательно, чтобы жена была младше своего мужа на несколько лет, примерно от одного до пяти. Такая разница приветствуются, так как женщина вследствие беременности, родов и вскармливания ребёнка стареет и теряет свою свежесть быстрее мужчины. Если жена будет младше мужа на несколько лет, то сможет дольше сохранять свою привлекательность и лучше удовлетворять его и, таким образом, приносить ему радость и удерживать от мысли о другой женщине.

Поэтому в интересах обоих супругов, чтобы жена была на несколько лет младше мужа. Но эта разница в возрасте не должна быть слишком большой, потому что может создать немало проблем и лишить супругов семейного счастья. Но в любом случае, соответствие в возрасте не должно считаться обязательным условием брака.

10. Физическое здоровье

Здоровье тела, вне всяких сомнений, одно из великих божественных благ и безусловное достоинство спутника жизни. Здоровые супруги и красивее, и способнее, чем нездоровые. Однако больным, инвалидам и калекам тоже нужна семья. Они тоже могут подстроиться под существующие условия и выполнять возлагающиеся на них обязательства. Самые главные критерии выбора спутника жизни ― это религиозность, ум, благонравие, целомудрие, благородство и образование, что вполне возможно найти в больных и неполноценных людях.

Было бы замечательно, если бы добродушные и добродетельные люди заключили брак с больными и неполноценными и спасли их от одиночества. Этим благородным поступком они заслужили бы милость и довольство Господа. Это очень достойный поступок, но он не лишён трудностей. Вследствие того, что неполноценный человек не может жить и управлять семьёй, как полноценный и здоровый, его вторая половинка вынуждена компенсировать его несостоятельность и терпеть связанные с этим тяготы. Кроме того, не стоит забывать и о насмешках и осуждениях глупых и грубых людей. Поэтому браки с такими людьми должны основываться на осознанной решимости и твердой воле, а не преходящих чувствах и эмоциях. Прежде чем предпринять такой шаг, необходимо понять и осознать всю его сложность и трудность.

Не стоит вступать в брак с неполноценным человеком под влиянием непроверенных чувств и эмоций. Вы можете пожалеть об этом и своим нытьем и ворчанием обидеть возлюбленных Богом людей, умножить их боли и страдания.

Что касается брака с теми, кто страдает такими заразными болезнями, как, например, сифилис, гонорея, туберкулез и проказа, то его лучше избегать, если только человек полностью не вылечился и не оправился от недуга. Чтобы убедиться в этом, можно пройти медицинское обследование.

11. Здоровый образ жизни

Ислам считает набожность и праведность важным условием брака. Однажды некий мужчина пришёл к Имаму Хасану(с) спросить его мнения о выдаче своей дочери замуж. Имам сказал ему: «Выдай её за богобоязненного мужчину, ибо если он полюбит её, то будет уважать, а если возненавидит, то не будет угнетать»[25].

Ислам запрещает вступать в брак с порочным человеком и пьяницей. Пророк(с) сказал: «Кто выдал свою дочь за порочного человека, тот прервал с ней родственную связь»[26]. Он же сказал: «Не следует выдавать дочь за пьяницу, когда он сватается»[27].

Имам Садик(а) сказал: «Кто выдаст свою дочь за пьяницу, тот прервал с ней родственную связь»[28].

Не в интересах человека заключать брак с порочным человеком, пьяницей, азартным игроком, наркоманов, вором или преступником, даже если он богат и занимает высокий пост. Брак с ним очернит ваше имя и породит массу проблем. Брак с такими людьми лишит вас счастья и в мирской жизни, и в загробной. Поэтому и девушки, и юноши должны быть внимательны и осторожны, чтобы не быть обманутыми такими людьми. Родители тоже должны следить за тем, чтобы их дети не попались в сети порочных людей.

12. Девственность

Одно из достоинств девушки ― её девственность. Девственница особенно привлекательна. Мужчина хочет жениться на той девушке, которая ранее не имела контакта с другим человеком.

В преданиях девственность также считается достоинством, но не первостепенным и необходимым. Ведь главные достоинства ― это, прежде всего, религиозность, благонравие, благородство, ум, образование, а все остальные — второстепенные. Поэтому если девушка имеет первостепенные достоинства, то тот факт, что она ранее состояла в браке, не должен считаться недостатком. Между девственницей и женщиной нет особой разницы. Самое главное для семейного счастья ― это вера, ум, благонравие и благородство, а в этом девственница не отличается от вдовы или разведённой женщины. Разумеется, при этом следует учесть и разницу в возрасте.

13. Профессия мужа

Каждый мужчина должен работать, чтобы служить народу и обеспечивать себя и свою семью. Поэтому ислам побуждает людей к усердию в своём труде и не любит ленивого человека. Для того чтобы общество развивалось, необходимо, чтобы каждый был занят определённым делом. Общество нуждается в земледельцах, скотоводах, врачах, инженерах, секретарях, учителях, преподавателях, духовниках, предпринимателях, торговцах, рабочих, водителях, грузчиках, полицейских, министрах, адвокатах и т.д. Все дозволенные профессии, несмотря на некоторые их отличия, нужны и почётны. Но, как бы там ни было, невеста и её семья не могут не принимать во внимание занятость жениха. Он должен либо работать, либо учиться, чтобы работать в будущем. Потому что выходить замуж за того, кто не работает и не помышляет об этом, неразумно.

Однако девушка должна обратить внимание на то, что каждая профессия имеет свои достоинства и недостатки. Одни прибыльны, другие — не очень. Одни сопряжены с длительными командировками, как, например, работа дальнобойщика, пилота, военного, другие — с грязью, как, например, работа нефтяника, шахтёра, автомеханика, рабочего, земледельца, третьи — с ночными сменами, как, например, профессия врача, охранника, сторожа, рабочего. Все они нужны для процветания общества. Работать нестыдно, стыдно не работать. Люди разных профессий вынуждены терпеть все их трудности ради служения Божьим созданиям и обеспечения своих семей. Так, дальнобойщики и водители автобусов вынуждены несколько дней в неделю находиться в пути: моряки неделями находиться в море, а военные — годами в командировках. Эти люди хотят так же, как и все, каждый день после работы приходить домой, но ради себя и своей семьи вынуждены терпеть все сопряжённые со своей профессией трудности.

Но главная проблема этих верных служителей начинается после женитьбы. Большинство женщин хотят, чтобы их мужья каждый вечер возвращались домой. Когда они не получают того, чего хотят, то начинают придираться ко всему и усложнять жизнь, хотя если захотят, то смогут подстроиться под имеющиеся условия и сделать её счастливой.

Поэтому прежде, чем выходить замуж, девушка должна подумать о том, сможет ли она смириться с недостатками профессии будущего мужа. Если она решит, что сможет вынести все связанные с его работой трудности, то может выйти за него замуж и подготовить себя к тому, чтобы превратить свой дом в тёплый семейный очаг и уголок счастья. Если же она не найдёт в себе силы и смелости, то лучше всего сразу же отказаться от брака. Это лучше, чем выйти замуж, а потом портить жизнь себе, мужу и детям.

Следует ещё раз отметить, что человек может жить в любых условиях и подстроиться под любые обстоятельства. Поэтому занятость мужа очень важна, а вид этой занятости ― не очень. В любом случае, с ним можно смириться.

Некий молодой человек пишет: «Я работаю водителем. К кому бы я не посватался, меня сначала спрашивают о моей профессии, а потом отказывают, мотивируя это тем, что не выдадут дочь за водителя. Разве это не работа? Скажите родителям, что если у того, кто сватается к вашей дочери, есть вера и хороший характер, то не будьте слишком строги и требовательны к ним».

14. Профессия жены

Бывает и так, что девушки до вступления в брак работают или учатся с целью работать по окончании учёбы. В основном, они работают секретаршами, учительницами, преподавательницами, медсестрами, акушерками, врачами, офисными сотрудницами и т.п. Работающие девушки имеют такое достоинство, что и служат народу, и помогают своим семьям. Но у них есть такой недостаток, что они не могут полностью сосредоточиться на домашних делах и воспитании детей. Эта проблема вытекает из того, что они работают. Поэтому большинство мужей таких девушек недовольно данным положением вещей. Они хотят, чтобы в доме был порядок, чтобы еда была всегда готова, а жены не могут совмещать это со своей работой. Поэтому если муж не нуждается в зарплате жены, то просит её оставить работу и заняться домом и детьми. Но большинство женщин не хотят бросать работу и стать домоседками. Иногда это приводит к серьёзным разногласиям, ссорам и даже разводам.

Поэтому мужчина не может пренебрегать работой будущей жены. Сватаясь к девушке, ему следует поразмыслить над всеми положительными и отрицательными сторонами её работы и лишь затем принять решение. Если он посчитает, что сможет свыкнуться с последствиями её занятости, то может жениться. И если он женится, то должен иметь в виду тот факт, что его жена, так же как и он, работает, и потому дома ей надо отдыхать. Поэтому муж не должен ожидать того, что как только она придёт с работы, то сразу приступит к домашним делам и уходом за детьми, а он пойдёт отдыхать, ссылаясь на то, что домашними делами должна заниматься женщина. Это нечестно и несправедливо. Супруги в такой ситуации должны разделить между собой домашние дела и воспитание детей. После того, как закончат свои дела, они смогут сесть пообщаться и предаться более чувственным удовольствиям.

Поэтому занятость женщины не может считаться недостатком. Более того, как было сказано выше, она имеет и свои достоинства. Супругам следует лишь привести свою жизнь в соответствие с имеющимися условиями и жить в счастье и благополучии. Но если мужчина предположит, что не сможет смириться с занятостью жены, то во время сватовства он должен поднять этот вопрос и предложить невесте отказаться от работы и заниматься только домашними делами. Если она согласится, то ему следует жениться на ней. Если же нет, то ему лучше отказаться от женитьбы и предотвратить всякие вероятные ссоры и разногласия.

15. Равенство

Один из факторов благополучной семейной жизни супругов ― это их равенство между собой и соответствие друг другу. Если супруги равны по происхождению, по материальному положению и уровню образования и образованности, если у них общие цели, интересы и политические взгляды, и если у них одинаковый уровень религиозности и привязанности к исламским законам, то у них будет больше взаимопонимания и меньше проблем. Их семейный очаг будет более теплым и они будут друг другу помощником в достижении общих целей. Ислам поощряет равенство супругов. Пророк сказал: «Сочетайте равных друг другу людей браком. Женитесь на них и выбирайте для своего семени»[29].

Если супруги не будут равными и соответствовать друг другу в этих отношениях, то, как правило, в жизни у них возникнет немало проблем, разногласий, недопонимания и ссор. Например, если один из них будет из религиозной семьи, соблюдающей религиозные предписания, а другой из менее или вовсе нерелигиозной семьи, то по большой вероятности у них возникнут серьёзные проблемы.

Также если у одного будет тяга к знаниям, а у другого к развлечениям, или один будет образованным, а другой неучем, или один будет богатым, а другой бедным, или у одного будут одни политические взгляды, а у другого противоположные, или у одного одна культура, а у другого совсем другая, то, как правило, у них возникнут сложности и наступит дисгармония в отношениях. Поэтому равенство супругов считается одним из достоинств семьи, на которое следует обратить внимание при выборе спутника жизни.

16. Хорошая хозяйка

Хорошая хозяйка, помимо своей веры, ума, хорошего характера, целомудрия, благородия и красоты, хорошо справляется с домашним хозяйством, ухаживает за мужем и смотрит за детьми. «Уход за мужем» — малая, но очень ёмкая фраза.

Если жена умная и сообразительная, то она может вести своего мужа любым путём, вмешиваясь в его дела, касающиеся и мирской, и загробной жизни. Его спокойствие и счастье в этом и ином мире находятся в её руках. Жену можно назвать хорошей, если она помогает мужу соблюдать религиозные предписания. Если она воспитанная, верная, правдивая, ласковая и благонравная. Если она уважает его и когда он входит в дом, приветливо встречает его. Если она превращает дом в место его отдыха и поддерживает его в сложные моменты. Если он заболевает, то ухаживает за ним как мать за своим ребёнком. Если она смирена и послушна перед мужем. Если она благодарна за то, что он приносит домой. Если она не требует у него того, что он не может ей дать. Если она прихорашивается для него, не хвалит других мужчин в его присутствии, не нервирует его, и если он гневается, то не перечит ему. Если она не упрямится и не отпирается выполнять его законные желания. Если она совершает ошибку, то сразу же извиняется, а если извиняется муж за свою ошибку, то сразу прощает его. Если она выходит из дому, то не красится, не прихорашивается, не кокетничает и не общается с другими мужчинами. Если она следит за здоровьем, питанием и внешним видом своего мужа.

Хорошая хозяйка ― это умная и благонравная жена, которая управляет домом наилучшим образом. Она содержит дом в чистоте и порядке и создаёт в нём красоту и уют, хорошо готовит и печёт. Экономна и не расточительна. Где надо, она расходует, а где не надо ― экономит. Не распоряжается имуществом мужа без его согласия. Она верна и надёжна, гостеприимна и почтенна, талантлива и трудолюбива, и по мере возможности сама выполняет все работы по дому, не прибегая к чьей-либо помощи. По надобности умеет шить и вязать. Хорошо ухаживает за детьми и воспитывает их. Они у неё чистые, опрятные и ухоженные. Она готовит им вкусную и полезную пищу, соблюдая при этом рекомендации врачей, чтобы они не заболевали, а если заболевают, то серьёзно ухаживает за ними и лечит их. Она знакома с педагогическими методами воспитания детей, помогает им делать уроки и следит за их поведением. Такую женщину можно считать хорошей хозяйкой и отличной женой.

Обратите внимание на следующие предания.

Имам Садик(а) сказал: «Лучшая женщина та, которая источает аромат и вкусно готовит, и которая если тратит, то тратит разумно, и если экономит, то экономит разумно. Она одна из служителей Аллаха, а Божья слуга не будет горевать и сожалеть»[30].

Некий мужчина пришёл к Посланнику Аллаха и сказал: «У меня есть жена, которая встречает меня, когда я прихожу, и провожает меня, когда ухожу, а когда видит меня озабоченным, то спрашивает: “Что тебя заботит? Если ты заботишься из-за своего удела, то Господь обеспечит им тебя, а если тебя заботит загробная жизнь, то да умножит Господь твою заботу”. Тогда Посланник Аллаха ответил: “У Аллаха есть слуги, и эта одна из них…”»[31].

Имам ‘Али(а) сказал: «Пятеро — лучшие из женщин». Его спросили: «Кто эти пятеро?». Он ответил: «Послушная, добронравная, понимающая, та, которая не смыкает век, увидев мужа в гневе, пока он не успокоится, и та, которая хранит ему верность в его отсутствие. Такая женщина ― одна из слуг Аллаха, а слуга Божья не окажется в убытке»[32].

Пророк(с) сказал: «Добрые деяния той женщины, которая не жалеет своего мужа и возлагает на него то, что ему не под силу, не будут приняты и она встретит Аллаха на неё разгневанным»[33]. Также он сказал: «Сообщит ли мне вам о лучшей женщине?» Сподвижники сказали: «Конечно». Он сказал: «Лучшая женщина ― это рожающая, любящая, целомудренная, заботливая в семье, послушная мужу, прихорашивающаяся для него, непреступная для другого, которая слушается мужа и покоряется ему, а когда они уединяются, то делает для него то, что он хочет, и не пренебрегает своей внешностью, как мужчины»[34].

Надо сказать, что вышеперечисленные качества присущи достойной женщине. Каждый мужчина хочет найти их в своей жене. И потому, выбирая себе жену, он ищет именно такую женщину. Но, к сожалению, лишь малое количество женщин вбирают в себя в хорошие качества и лишены плохих. Кроме непорочных людей, вы никого не найдёте, в ком не было бы плохих качеств, и кто был бы совершенен. Человек, в принципе, таков. Разве вы сами совершенный человек, без недостатков, что хотите найти такую жену? Человек должен искать такую девушку, которая имеет много достоинств и мало недостатков, которые не должны помешать ему жениться. После необходимых поисков и анализа он должен уповать на Господа и молить о том, чтобы его жена была хорошей. Если после женитьбы окажется, что жена угодна ему, то он должен благодарить Бога за этот дар и ценить его. Если же он найдёт в ней недостатки, то не должен впасть в уныние и расстаться с ней. Ему следует предаться воле судьбы и не обращать внимания на недостатки жены и смириться с реалиями. У него найдутся на это силы.

Он же изрёк: «Самая плохая женщина ― это бесплодная, нечистоплотная, упрямая и непослушная, которая покорна своим родным, заботлива лишь к себе, непреступна для мужа и падка на других мужчин»[35].

17. Идеальный муж

Идеальный муж ― это тот, который хорошо заботится о жене и детях. У него хороший характер, он приятен в общении, воспитан, ласков, умён, понятлив, религиозен, активен, образован, благороден и гостеприимен. Он старается ради благоденствия и благополучия своей семьи. Он опрятен, чист и аккуратен. В жизни он умерен и не растрачивает попусту свои средства. Он уважает свою жену и благодарен ей за все её старания. Он любит её и всячески выражает ей свою любовь и дружбу. Прощает ей ошибки и принимает извинения. Не смотрит на других женщин и не хвалит их. Помогает своей жене в домашних делах. Если она болеет, то ухаживает за ней как заботливая мать. Не гневается, а если и гневается, то сдерживает себя и не ругается. Он религиозен и прививает это своей семье. Он успевает учить и воспитывать своих детей. Его уважают и ему доверяют. Он не бьёт жену и не грубит ей. Он не упрям и не упёрт.

Это качества идеального мужа. Каждая девушка мечтает, чтобы у неё был такой муж. Но, к сожалению, таких мужчин мало, которые имеют все хорошие качества и не имеют недостатков. Не стоит ждать такого от обычных людей. Разве вы совершенная девушка, без недостатков, что надеетесь найти такого мужа? Если после замужества он будет вам угоден, то благодарите Бога за этот великий дар и цените его. Если же найдёте в нём недостатки, то не обращайте на них внимания. Предайтесь воле судьбы и радуйтесь жизни. У вас найдутся на это силы.

Источник : книга «Качества хорошего спутника жизни»

[1] Там же. С. 30.


[2] Там же. С. 31.


[3] Там же.


[4] Там же. С. 30.


[5] Кулайни. Кафи. Т. 1. С. 104.


[6] Ал-Хурр ал-Амили. Васа’ил аш-ши‘а. Т. 14. С. 56.


[7] Кулайни. Кафи. Т. 1. С. 25.


[8] Там же.


[9] Там же. С. 11.


[10] Ал-Хурр ал-Амили. Васа’ил аш-ши‘а. Т. 14. С. 54.


[11] Там же. С. 51.


[12] Там же. С. 23.


[13] Там же. С. 51.


[14] Там же. С. 37.


[15] Там же. С. 38.


[16] Маджлиси. Бихар ал-анвар. Т. 103. С. 237.


[17] Ал-Хурр ал-Амили. Васа’ил аш-ши‘а. Т. 14. С. 36.


[18] Там же. С. 59.


[19] Там же.


[20] Там же. С. 59.


[21] Там же. С. 61.


[22] Там же. С. 29.


[23] Там же.


[24] Табарси. Макарим ал-ахлак. С. 226.


[25] Табарси. Макарим ал-ахлак. С. 223.


[26] Там же. С. 234.


[27] Ал-Хурр ал-Амили. Васа’ил аш-ши‘а. Т. 14. С. 53.


[28] Там же.


[29] Маджлиси. Бихар ал-анвар. Т. 103. С. 375.


[30] Ал-Хурр ал-Амили. Васа’ил аш-ши‘а. Т. 14. С. 15.


[31] Там же. С. 17.


[32] Там же. С. 15.


[33] Табарси. Макарим ал-ахлак. С. 246.


[34] Там же. С. 229.


[35] Там же. С. 19.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.