Имам Садик (А) и суфии

К Имаму Садику (а) прибыл Суфйан ас-Саури1, который жил в Медине. Он увидел
Имама, на котором было белое и весьма изящное одеяние, подобное тонкой пленке, отделяю-
щей яичный белок от скорлупы. Суфйан возмутился и сказал: «Не пристало тебе носить такое
одеяние. Ты не должен осквернять себя мирскими украшениями. От тебя ожидается, что ты
будешь аскетичным и богобоязненным, а также станешь оберегать себя от мирского».
Имам ответил: «Я хочу кое-что сказать тебе. Хорошенько послушай, ибо это пойдет на
пользу как твоей мирской жизни, так и посмертной. Если ты ошибся и не понимаешь истин-
ного мнения исламской религии по этому вопросу, то мои слова будут тебе очень полезны.
Однако если твоим намерением является нововведение в Исламе, искажение истины и пере-
ворачивание ее с ног на голову, то это другой вопрос, и мои слова не принесут тебе никакой
пользы. Ты можешь представить себе простоту и бедность положения Посланника Аллаха и его
сподвижников в те времена и подумать, что до самого Судного дня на всех мусульманах лежит
обязанность принимать это положение за образец и жить в нищете. Однако я скажу тебе, что
Посланник Аллаха жил в то время и в той среде, когда над людьми властвовали нищета, бед-
ность и нужда и все в равной степени были лишены предметов самой первой необходимости.
Особое положение Посланника Аллаха и его сподвижников было связано с общим поло-
жением того времени. Однако если в какую-либо эпоху появляются средства для жизни и воз-
никают условия для пользования божественными дарами, то благодаря использованию этих
благ самые достойные из людей являются праведными и добродетельными, а не грешными и
порочными, являются мусульманами, а не неверными.
Что во мне ты счел недостатком? Клянусь Аллахом, при том, что, как ты видишь, я поль-
зуюсь благами и дарами Всевышнего, с того самого времени, как я вырос и достиг зрелости,
не прошло дня или ночи, чтобы я не заботился о том, чтобы незамедлительно расходовать из
своего имущества, как только у кого-либо возникает право на долю от него».

Суфйан не смог ничего возразить логике Имама и ушел от него, понурив голову и потер-
пев поражение. Он присоединился к своим друзьям и единомышленникам, рассказал им обо
всем, и вместе они решили пойти к Имаму и вступить с ним в спор. Всей группой они пришли
к нему и сказали: «Наш товарищ не смог правильно изложить свои доводы. Теперь мы пришли,
чтобы своими ясными доводами осудить тебя».
Имам спросил:
– Каковы ваши доводы? Изложите их.
– Наши доводы – из Корана.
– Разве могут быть доводы лучше, чем доводы из Корана? Изложите их. Я готов вас
выслушать.
– Мы приведем два айата из Корана в качестве доводов, подтверждающих наши слова
и правильность того пути, который мы избрали, и этого с нас будет достаточно. Всевышний в
одном из айатов Священного Корана следующим образом восхваляет группу сподвижников:
«А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним
и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед
собой, даже если они сами нуждаются. А те, кто уберегся от собственной скупости, являются
преуспевшими»2.
В другом месте Коран гласит: «Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря
на то, что она желанна и для них самих»3.
Как только они дошли до этого места, один человек, сидевший неподалеку и слушавший
их, сказал: «То, что я пока понял, – это то, что вы сами не верите в свои слова. Вы внушаете
людям безразличие к их имуществу, чтобы они отдавали его вам. А на деле никто не видел,
чтобы вы воздерживались от употребления хорошей еды».
Имам сказал: «Оставьте поспешные выводы, в них нет никакой пользы». Затем он повер-
нулся к пришедшим и сказал:
– Сначала скажите мне, если вы приводите доводы из Корана, можете ли вы отличать
однозначные айаты от неоднозначных, отменяющие – от отмененных? Все заблудшие этой
уммы заблудились именно таким образом, обращаясь к Корану, но не имея о нем правильных
знаний.
– Конечно же, у нас есть общие сведения по этому вопросу, но мы не владеем ими в
совершенстве.
– В этом и состоит ваше несчастье. Хадисы Пророка подобны айатам Корана. Они нуж-
даются в совершенном знании.
Что касается прочитанных вами айатов Корана, эти айаты указывают не на запретность
использования божественных благ, а касаются самоотверженности, дарения и щедрости. Все-
вышний восхваляет тех людей, которые в определенное время отдавали другим предпочтение
перед самими собой и раздавали им имущество, которое было дозволенным для них самих,
однако если бы они не раздавали его, они не совершили бы тем самым греха. Аллах не повелел
им так поступать, но в то же время и не запретил им этого. Они обрекли себя на бедность и
нужду и раздали свое имущество другим в силу своих чувств и искренности. Аллах вознагра-
дит их за это. Таким образом, эти айаты не соответствуют тому, что вы утверждаете, потому
что вы запрещаете людям пользоваться своим имуществом и благами, которыми наделил их
Аллах, и порицаете их за это.
В тот день они так щедро раздавали свое имущество, что вскорости от Аллаха пришло
полное и всеобъемлющее руководство по данному вопросу, которое устанавливало границы

этого деяния. Разумеется, это руководство представляло собой ответ на их поведение, и мы
должны следовать этому последнему указанию, а не их деянию.
Чтобы исправить положение верующих, Аллах своей особой милостью запретил чело-
веку обрекать свою семью на нищету и раздавать другим все, что у него имеется, потому что
среди домочадцев этого человека могут быть больные, пожилые и немощные старики, которые
не выдержат таких трудностей. Если я пожелаю пожертвовать имеющейся у меня лепешкой
хлеба, члены моей семьи, за которых я несу ответственность, погибнут. Поэтому Пророк (С)
сказал: «Если у кого-то есть несколько фиников, несколько лепешек хлеба или же несколько
динаров, и он хочет их пожертвовать кому-либо, то пусть в первую очередь пожертвует своим
родителям, во вторую очередь – самому себе, своей жене и детям, в третью очередь – своим
верующим родственникам и братьям, а в четвертую очередь – на благотворительность и доб-
рые дела». Когда Посланник Аллаха (С) услышал, что кто-то из ансаров умер, оставив детей и
раздав на пути Аллаха все свое скромное имущество, он сказал: «Если бы вы сообщили мне
об этом раньше, я бы не позволил, чтобы его похоронили на мусульманском кладбище. Он
оставил после себя детей, которые будут ходить перед людьми с протянутой рукой!»
Мой отец Имам Бакир4 рассказывал мне, что Посланник Аллаха (С) говорил: «Всегда
начинайте свое пожертвование со своих семей, а далее раздавайте по степени близости к вам.
Чем ближе этот человек к вам, тем большее предпочтение ему оказывается».
Помимо всего этого, Коран запрещает следовать вашей манере и образу жизни, когда
говорит:
«Когда они делают пожертвования, то не излишествуют и не скупятся, а придерживаются
середины между этими крайностями»5.
Во многих айатах Корана осуждается расточительство и крайность в раздаче милостыни,
как осуждается скупость и жадность. Коран определяет в этом деле золотую середину и уме-
ренный путь, а не требует от человека раздавать другим все то, что у него имеется, оставаясь
неимущим, когда он возносит руки в молитве и просит Аллаха дать ему пропитание. Аллах
никогда не примет такой мольбы, потому что Пророк сказал: «Аллах не отвечает на мольбу
нескольких групп людей:
а) Если кто-либо просит у Аллаха чего-то плохого для своих родителей.
б) Если кто-либо дал свое имущество в долг, не потребовав от должника свидетелей или
долговой расписки, а тот присвоил его себе, и вот теперь этот человек возносит руки в мольбе
и просит Аллаха дать ему выход из положения. Конечно же, молитва такого человека не будет
принята, потому что он своими собственными руками лишил себя выхода и отдал имущество
без свидетелей и долговой расписки.
в) Если кто-либо попросит Аллаха защитить от зла его жены, потому что выход из этого
положения находится в его собственных руках. Если он и вправду недоволен этой женщиной,
он может расторгнуть брачный союз путем развода.
г) Если человек сидит дома и не ударит пальцем о палец, но просит Аллаха о пропитании.
В ответ на просьбу этого невежественного и корыстного человека Аллах говорит:
«О мой раб! Разве Я не открыл тебе путь для движения? Разве Я не дал тебе здоровые
члены тела? Я дал тебе руки и ноги, глаза, уши и разум, чтобы ты видел, слышал, думал, дви-
гался и поднимал руки! Все эти вещи были сотворены с определенной целью. Благодарность за
них заключается в том, чтобы применять их в деле. Поэтому Я довел до тебя свой последний
довод, чтобы ты предпринимал шаги в поисках пропитания, следовал Моему предписанию об
усердии и движении и не был обузой для других. Конечно же, если это будет отвечать Моей

общей воле, Я наделю тебя обильным пропитанием, однако если по тем или иным причинам
в твоей жизни не произойдет перемен, то ты приложил усилия, выполнил свою обязанность и
имеешь оправдание передо Мной».
д) Если Аллах даст кому-либо много имущества и богатства, а он растратит его в резуль-
тате многих пожертвований, а затем станет обращаться к Аллаху с мольбой, прося Его даро-
вать ему пропитание. Аллах скажет ему в ответ:
«Разве Я не наделил тебя обильным пропитанием? Почему ты не был умеренным? Разве
Я не повелел тебе придерживаться середины в жертвовании своим имуществом?! Разве Я не
запретил неумеренную щедрость и расточительство?»
е) Если кто-либо молится о прекращении родственных связей, то есть просит Аллаха о
чем-то, что предполагает прекращение родственных связей (или же если с мольбой о чем-то
обращается человек, прервавший узы родства).
В Священном Коране Аллах отдельно обучает своего Посланника тому, как надо прояв-
лять щедрость и совершать пожертвование, потому что однажды произошел случай, когда у
Пророка было сколько-то золотых монет и он хотел раздать их беднякам, не желая, чтобы эти
деньги оставались в его доме даже на одну ночь. Поэтому он раздал все золото за один день.
На следующее утро пришел нищий и стал умолять Пророка помочь ему, однако у того уже не
было ничего, что он мог бы дать просящему, что привело его в сильное расстройство и крайне
опечалило.
В этот момент был ниспослан айат Корана:
«Не позволяй своей руке быть прикованной к шее и не раскрывай ее во всю длину (не
будь скуп и расточителен), а не то сядешь порицаемым и опечаленным»6.
Таковы хадисы, дошедшие до нас от Пророка, а айаты Корана подтверждают смысл этих
хадисов. Конечно же, те, кто является последователем Корана и верит в него, разделяет веру
и в айаты Корана.
Перед смертью Абу Бакру7 сказали: «Составь завещание о своем имуществе». Он сказал:
«Пусть пятая часть моего имущества будет роздана, а оставшееся достанется наследникам,
ведь пятая часть – это не так уж и мало».
Абу Бакр завещал одну пятую часть своего имущества, хотя смертельно больной человек
имеет право пожертвовать до трети своего имущества. Если бы он считал, что лучше восполь-
зоваться своим правом полностью, он завещал бы одну треть.
Салман8 и Абу Зарр9, которых вы знаете благодаря их достоинству, богобоязненности
и аскетизму, придерживались такого же подхода.
Когда Салман получал причитающуюся ему за год долю из Байт аль-мал, он откладывал
ту ее часть, которая была необходима ему для того, чтобы дожить до следующего года. Ему
сказали: «При всем своем аскетизме и благочестии ты думаешь о запасах? Ты можешь умереть
сегодня же или завтра же, не дожив до конца года!» Он сказал в ответ: «Может быть, я и не
умру. Почему вы считаете верным только предположение о моей смерти? Имеется и другое

предположение, а именно то, что я останусь жив, а если я останусь жив, у меня будут расходы
и нужды. О невежды! Вы забываете о том, что, если человек не будет иметь достаточно средств
на жизнь, он будет более слабым и нерадивым в покорности Всевышнему и лишится своей
бодрости и сил на пути Аллаха».
Что касается Абу Зарра, у него было несколько верблюдов и овец, которых он держал для
молока, а иногда, когда желал отведать мяса, или к нему прибывал гость, или же он заставал
кого-то в нужде, он использовал также и мясо своих животных. Если он хотел поделиться им
с другими, он оставлял себе долю, равную доле остальных.
Кто из них был более аскетичен? Пророк сказал о них такие вещи, которые всем вам
известны. Эти люди никогда не избавлялись от всего своего имущества под предлогом благо-
честия и аскетизма и не следовали по тому пути, который вы сегодня предлагаете, призывая
людей отказаться от своего имущества и обречь себя и своих близких на нищету.
Я открыто предупреждаю вас и расскажу вам хадис, который мой отец привел от своего
отца и предков, передавших его от Посланника Аллаха (С). Посланник Аллаха сказал:
«Самой удивительной из всех вещей является состояние, которое обретает верующий,
ведь, если его режут на кусочки ножницами, это будет для него благом и счастьем, а если ему
дадут все богатство востока и запада, это опять же будет для него благом и счастьем».
Благо верующего состоит не в том, чтобы обязательно быть бедным и неимущим. Благо
верующего исходит из его веры и убеждения, потому что, в каком бы состоянии он ни оказался
– в бедности и нищете или же в богатстве и достатке, – он знает, что обладает в этом положении
обязанностями, и прекрасно их выполняет. Самой удивительной вещью является состояние,
обретаемое верующим, для которого любые события, трудности и невзгоды являются благом
и счастьем.
Я не знаю, достаточно ли вам того, что я сейчас сказал, или же добавить к этому что-
то еще?
Как вы знаете, на заре Ислама, когда мусульман было очень мало, заповедь джихада пред-
полагала, что один мусульманин должен был выстоять против десяти неверных, а если он не
выстоял, это считалось грехом и нарушением, однако впоследствии, когда возможностей стало
больше, Аллах проявил еще большую милость и дал еще большее облегчение, изменив эту
заповедь таким образом, что каждый мусульманин должен был выстоять перед лицом всего
лишь двух неверных и не более того.
Я спрашиваю вас о заповеди по поводу судейства и исламских судов: представьте себе,
что один из вас находится в суде, речь идет об обеспечении жены довольствием (нафака), и
судья выносит решение о том, что вы должны выдать своей жене довольствие. Что ваш товарищ
делает в таком случае? Оправдывает ли он себя тем, что является аскетом и отрекся от мир-
ского? Приемлемо ли такое оправдание? На ваш взгляд, является ли решение судьи о том, что
вы должны выдать жене довольствие, правильным и справедливым, или же оно представляет
собой несправедливость и нарушает ваши права? Если вы скажете, что это решение несправед-
ливо, вы произнесете явную ложь и совершите этой неуместной клеветой несправедливость по
отношению ко всем последователям Ислама, а если вы скажете, что решение судьи правильно,
то ваши оправдания недействительны и вы признаете, что ваш путь является ложным.
Другой вопрос заключается в том, что бывают такие случаи, когда мусульманин совер-
шает рад обязательных или необязательных пожертвований. Например, он выплачивает закят
или возмещение (каффара). Таким образом, если мы предположим, что смысл аскетизма
состоит в отказе от жизни и ее потребностей, и допустим, что все люди стали аскетами, как вы
этого хотите, и отвернулись от жизни и ее запросов, что тогда делать с выплатой обязательного
возмещения или милостыни? Что делать с обязательным закятом, который взимается с золота,
серебра, овец, верблюдов, коров, фиников, винограда и прочего? Разве не эта милостыня поз-
воляет неимущим жить лучше и пользоваться дарами жизни? Это само по себе говорит о том,

что цель религии и этих установлений заключается в приобретении жизненных благ и извле-
чении из них пользы. Если бы цель религии заключалась в бедности, а высшая степень рели-
гиозного воспитания состояла в том, чтобы человек отрекся от благ этого мира и жил в край-
ней нужде, бедности и нищете, тогда бедняки уже достигли этой высокой цели, и им не надо
ничего давать, чтобы они не лишались своего благостного и счастливого состояния, а сами они
не должны ни от кого ничего принимать, ибо они уже счастливы.
Если бы истина была такова, как вы о ней говорите, никому не пристало бы держать что-
то в своих руках и следовало бы отдавать другим все, что попадает ему в руки, тогда для закята
просто не было бы места.
Следовательно, становится понятно, что вы избрали весьма дурной и опасный путь. Вы
призываете людей к дурному поведению. Путь, по которому вы следуете сами и на который
вы зовете ступить остальных людей, имеет своим началом невежество относительно Корана
и отсутствие знаний о Коране и сунне Пророка, а также его хадисах. Это не какие-то сомни-
тельные хадисы, а те хадисы, истинность которых подтверждается Кораном. Однако вы отри-
цаете достоверные хадисы Пророка, если они противоречат вашему пути, а это уже невежество
другого рода. Вы не вникаете в смысл айатов Корана, тех тонких и удивительных соображе-
ний, которые из них вытекают. Вы ничего не знаете о различии между отменяющими и отме-
ненными, однозначными и неоднозначными айатами. Вы не можете определить, что достойно
повеления, а что достойно запрета. Ответьте мне по поводу истории Сулеймана б. Давуда, кото-
рый попросил у Аллаха такой власти, которой больше не удостоился бы никто, кроме него10.
Аллах наделил его такой властью. Конечно же, Сулейман не просил ничего, кроме причитаю-
щегося ему по праву.
Ни сам Аллах в Коране, ни какой-либо верующий не упрекал Сулеймана в том, почему он
попросил себе такой мирской власти. То же самое и с Давудом, пророком, жившим до Сулей-
мана. То же самое относится и к Иусуфу, который открыто говорит фараону: «Назначь меня
управлять хранилищами земли, ибо я – знающий хранитель»11.
Затем он дошел до того, что ему поручили управлять делами Египта аж до самых границ
с Йеменом. В результате случившегося голода со всех концов земли к нему приходили люди,
покупали у него продовольствие и возвращались домой. Конечно же, ни Йусуф не поступил
несправедливо, ни Аллах в Коране не упрекнул в этом Йусуфа. Такова же история Зу-ль-Кар-
найна, который был рабом, любившим своего Господа. Господь также любил его. Он дал ему
богатство этого мира и сделал его властелином над востоком и западом.
О люди! Оставьте этот неправедный путь и воспитайте себя подлинным исламским вос-
питанием. Не преступайте границ дозволенного и запрещенного Аллахом и не выдумывайте
себе заповедей. Не вмешивайтесь в те вопросы, о которых вы ничего не знаете, и спрашивайте
об этих вопросах у тех, кто в них сведущ.
Стремитесь отличать отменяющие айаты от отмененных, однозначные – от неоднознач-
ных. Оставьте невежество, потому что у невежества множество сторонников, тогда как у зна-
ния их не так много. Аллах сказал, что выше обладателя всякого знания имеется еще более
знающий. 13, 14

Источник : книга Муртаза Мутаххари «Рассказы о праведниках»

1 Примерно в начале II века хиджры появилась группа мусульман, называвших себя суфиями и аскетами. Они придер-
живались особого образа жизни и призывали следовать ему других людей, утверждая, что в этом и состоит путь религии.
Они считали, что необходимо держаться подальше от благ этого мира, что верующий человек не может одеваться в хорошую
одежду или есть вкусную еду, жить в богатом доме. Они порицали и оскорбляли других людей, которые пользовались бла-
гами этого мира, называя их людьми мирского (ахль ад-дунйа) и далекими от Аллаха. Замечание Суфйана ас-Саури Имаму
Садику (А) опиралось именно на такой образ мысли. Подобное мышление уже ранее встречалось в истории. Такая манера
поведения в той или иной мере присутствовала в Древней Греции и Индии, да и во всех странах мира. Она появилась и
среди мусульман, которые придали ей религиозный оттенок. Этот подход нашел продолжение и в последующих поколениях,
а его влияние приобрело поразительные масштабы, так что даже можно сказать, что среди мусульман возникла особая школа,
непосредственным результатом которой стало пренебрежение принципами, определяющими ход жизни людей, и беспечность
в делах, а следствием стали деградация и отставание исламских стран.Влияние данной школы и ее учения не ограничивалось
лишь теми людьми, которые публично именовали себя суфиями. Не менее широко этот специфический образ мыслей, полу-
чивший известность как аскетизм, благочестие и оставление мирского, распространился среди остальных слоев населения и
религиозных групп мусульман, которые иногда даже рассматривали себя как противников суфизма. Можно также сказать,
что не все, кто считал себя суфием, придерживались подобного образа мышления.Несомненно, учение суфиев следует рас-
сматривать как своего рода болезнь, опасный недуг, который привел к духовному параличу целое общество. С ним следует
бороться, дабы искоренить подобную психологию. К сожалению, все имеющиеся и имевшиеся в прошлом попытки борьбы
с этим явлением не являются борьбой с самой болезнью, то есть соответствующим образом мысли. Это всего лишь борьба с
названиями, словами, деятелями и личностями, а иногда борьба с целью обретения положения в этом мире. Зачастую сами
борцы с суфизмом подвержены этой болезни в гораздо большей степени и способствуют ее распространению. Или же нередко
по причине невежества и недопонимания этих борцов нападкам подвергаются возвышенные и изящные идеи, являющиеся
шедевром всего человечества и доступные очень немногим. Борьба с суфизмом должна быть направлена на искоренение этой
болезни и образа мысли, с которым, как следует из слов Имама Садика (А), необходимо бороться, где бы, какими группами
мусульман и под каким предлогом они ни высказывались бы.В любом случае в данном рассказе Имам высказал наиболее
универсальные соображения, опровергающие этот образ мысли, который, к сожалению, получил сегодня такое огромное рас-
пространение. К счастью, эти слова сохранились и были зафиксированы в сборниках хадисов.

2 Сура «Аль-Хашр», айат 9.

3 Сура «Аль-Инсан», айат 8.

4 Мухаммад б. Али аль-Бакир (676–732) – пятый Имам Ахль аль-Бейт (мир им!), сын Имама Али Зайн аль-Абидина
(прим. пер.).

5 Сура «Аль-Фуркан», айат 67.

6 Сура «Аль-Исра», айат 29.

7 Абу Бакр Абдаллах б. Усман (572–634) – первый из четырех праведных халифов (правил в 632–634 гг.), сподвижник
и один из тестей Пророка (С) (прим. пер.).


8 Салман аль-Фариси (ок. 578 – ок. 654) – один из наиболее известных сподвижников Пророка (С), выходец из сасанид-
ского Ирана, из зороастрий-ской семьи, который некогда принял христианскую веру и переселился в Сирию, после чего, по
завещанию одного из христианских монахов, отправился в Аравию в поисках грядущего пророка. Принял Ислам после личной
встречи с Пророком (С), в котором он обнаружил все признаки истинного посланника Божьего. Принимал участие в основных
походах Пророка (С) и последующих праведных халифов (прим. пер.)


9 Абу Зарр Джундуб б. Джанада аль-Г и ф а р и (ум. 652) – один из известных сподвижников Пророка (С), выходец
из племени Гиффар, отказавшийся от язычества еще до принятия Ислама и ставший мусульманином после знакомства с
Пророком (С). Абу Зарр принял активное участие в жизни мусульманской общины, участвовал в сражениях при Бадре, Ухуде,
битве у Рва и других сражениях. Вел аскетический образ жизни. После смерти Пророка (С) Абу Зарр аль-Гифари переехал
из Медины в Сирию и жил там в период правления праведных халифов Абу Бакра и Умара (прим. пер.).

10 «Он сказал: «Господи! Прости меня и даруй мне такую власть, которая не будет подобать никому после меня. Воистину, Ты – Дарующий» (Сура «Сад», айат 35).

11 Сура «Йусуф», айат 55.

12 Сура «Йусуф», айат 76.

13 Тухаф аль-‘укуль. С. 348–354. Аль-Кафи. Т. 5. Баб аль-ма’иша (Раздел о жизни). С. 65–71.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.