Подвергая историю беспристрастному изучению, мы видим эффективную роль божественных посланников и предводителей в распространении справедливости и претворении в жизнь гуманных ценностей.
Страницы исторических книг полны рассказов, посвященных борьбе божественных пророков и имамов против гнета и несправедливости. Члены семейства дорогого Пророка ислама (с) также стоят в одном ряду с пионерами фронта добра. Они принесены Всевышним в дар человечеству и, подобно сверкающим звездам в ночной тьме, освещают людям путь к счастью. Имам Казым (а) является одной из таких звезд, блистательное присутствие которого нашло отражение в особенностях благодетелей истории.
В тот день, когда весть о мученической гибели имама Казыма (а) распространилась в центре аббасидского халифата, Багдаде, в доме его светлости собралось большое число скорбящих людей. Среди них был и старик, горько рыдавший и оплакивавший имама Казыма. Когда у него спросили причину, старик рассказал об имаме одну историю. Сдавливая слезы, он сказал: «Однажды мое поле подверглось нападению вредителей и в тот год не дало никакого урожая. Я впал в большую нужду. Живя всегда достойной жизнью я не хотел просить помощи ни у кого. Меня беспокоила мысль о том, как я буду выплачивать свои долги. Как-то имам Казым (а) пришел к нам, дабы утешить меня и мою супругу, и спросил об ущербе. Я ответил ему, что сумма ущерба составляет 120 динаров. Имам подарил мне мешочек со 150-тью динарами. Его поступок, совершенный безо всякого одолжения и с большой добротой, согрел мою душу. Я был весьма тронут его поведением, пожал ему руки и принял помощь. Имам Казым (а) посоветовал мне никогда не терять надежду на божью милость. И вот теперь я плачу от того, что мы потеряли столь великого и высокочтимого человека. Человека, украшением личности и поведения которого служила скромность и доброта, а помощь другим занимала особое место в его жизни.
Имам Казым (а) был источником благ и пожертвований, он был терпелив и сдержан в общении с народом. О Аллах, благослови Мухаммада и его непорочное семейство, имама Казыма в том числе! О Аллах, благослови и вознагради его своей милостью за стойкость и непоколебимость в борьбе во имя Твое и в период трудностей и невзгод!
Период имамата имама Казыма (а) длился приблизительно 35 лет. Годы его имамата совпали с периодом правления 4 халифов из династии Аббасидов. Его светлость перенес много взлетов и падений в период правления Мансура, Мехти, Хади и наконец Харуна ар-Рашида. 14 последних лет благодатной жизни имама Казыма (а) совпали с правлением Харуна ар-Рашида, и большую часть этих лет его светлость провел в заточении. В период правления Аббасидов политическая система носила наследственный характер и деспотические правители жестоко правили народом. Их дворцы служили очагом разврата и грандиозным хранилищем богатств, похищенных у народов близких и далеких мест. Распространение отрицательных воззрений и искаженное комментирование религиозных убеждений в пользу корыстных правителей, а также бедность и нищета народа, причиняли боль имаму Казыму (а). По этой причине его светлость принял решение начать борьбу с проблемами с учетом условий и потребностей общества того времени.
Имам Казым осуществлял свои цели в двух направлениях. Во-первых, его светлость не подчинялся угнетателям и деспотам и во-вторых, распространял подлинное божественное учение и исламские принципы. Не обращая внимания на самовольных правителей он демонстрировал искателям истины чудодейственное влияние веры и отказывался от всякого сотрудничества с аббасидскими правителями с целью проведения основательной борьбы с очагами гнета. Имам Казым удерживал своих поклонников от всякого служения и содействия Аббасидам как посредством экономических, так и торговых отношений. Поскольку это обстоятельство способствовало укреплению положения угнетателей.
Оказывая положительное влияние на идеи и мысли некоторых правительственных чиновников он пользовался ими ради продвижения высоких исламских идеалов. Али ибн Ягтин был из друзей имама Казыма (а) и визирем в правительстве Харуна. Руководствуясь указами имама Казыма и, пользуясь своим положением он весьма бдительно и осторожно осуществил важные действия в пользу поклонников семейства Пророка (с).
Несомненно, на пути к истине его светлость нуждался в сильной опоре. Согласно кораническим учениям, наилучшей опорой стремящегося к справедливости человека является опора на Всевышнего.
В священном Коране Всевышний призывает своих рабов обращаться за помощью к терпению и молитве. Имам Казым, следуя этим кораническим указам, в борьбе против отклонений и разврата опирался на терпение и намаз и не испытывал малейшего страха перед силой угнетателей. Все ночи напролет его светлость имам Казым (а) проводил в молитвах извечному Богу об отпущении грехов и прощении.
Однажды Харун ар-Рашид из династии Аббасидов встретил имама Казыма у Каабы и, завязав с ним беседу, сказал: «Не тот ли ты, с кем народ тайно заключает союз и кого избирает своим предводителем»?
В ответ имам Казым (а) сказал прямо: «Я руковожу сердцами людей, а ты их плотью». Таким образом его светлость дал Харуну понять, что только семейство Пророка достойны править и руководить народом.
Имам Казым следовал научным путем своего достопочтенного отца имама Садика (а), усердствуя во имя распространения знаний и животворного исламского учения. Ученые и мыслители собирались вокруг его светлости и черпали знания из его бесконечной сокровищницы.
Известный мыслитель, современник имама Казыма (а) Мухаммад ибн Нааман говорит: «Муса ибн Джаафар (а) представляет собой безграничный океан знаний и мудрости, волны которого бушуют и орошают всё и вся кругом».
Один из учеников и воспитанников научной школы имама Казыма, Хошам ибн Хакам, в силу владения большими знаниями в области логики и наук своего времени, принимал участие в научных дискуссиях. Он обладал сильными и динамичными мыслями и никто не мог одержать над ним верх в словесной и научной полемике.
Однажды аббасидский халиф Харун сказал о Хошаме следующее: «Если такие люди, как он, станут покровителями и поклонниками Мусы ибн Джаафара, что будет с моим правлением»? Испытывая крайнее беспокойство, он приказал заточить имама на некоторое время в темницу. Имам Казым (а) имеет прекрасное завещание Хошаму. Предлагаем вашему вниманию отрывки из него:
«О Хошам, самым скорым благом для человека является добро, а самым скорым худом — возмездие за зло».
Одна из ярких особенностей имама Казыма (а) заключалась в его мудром и сдержанном поведении. Казым в переводе означает сдержанность, выдержанность. Его светлость проявлял сдержанность в отношение, кто наносил ему оскорбление по своему невежеству или подстрекательству врагов. Порой эти невежды стыдились милости и прощения его светлости к ним. Имам Казым (а), несмотря на длительное пребывание в заточении Харуна, неутомимо занимался распространением божественных истин и правды. Он в подходящие минуты доводил до сведения корыстных аббасидских правителей свои речи и продолжал свою опасную роль в исламском обществе. Находясь в заточении его светлость написал Харуну письмо:
«О Харун, ни один день не проходит трудно для меня, разве что уменьшатся дни твоего покоя. Однако знай, что в день страшного суда пострадают порочные люди».
Наконец Харун, не вытерпев непреклонности и справедливых высказываний имама Казыма (а), приказал отравить его светлость. Таким образом имам Казым был предан мученической гибели в такой день 183 года по лунному лет.
Имам Казым (а) говорит:
«Общение с верующими является честью в этом и ином мире. Совещание с мудрыми и добронравными людьми порождает счастье, благо и божественный успех».
«Самым наилучшим средством приближения к Богу является намаз, доброе отношение к родителям и отдаление от зависти и эгоизма».
Источник: http://alhassanain.org