Призыв пророков к знаниям – важнейший из призывов. Они всегда и всем демонстрировали свою отдаленность от глупости и невежества, а также неустанно призывали своих последователей к изучению различных наук. В аятах Священного Корана используется каждая возможность для разъяснения важности стремления к знаниям. В многочисленных исламских хадисах содержатся ценнейшие наставления предводителей мусульманской общины, призывающие мусульман к познаниям и наукам. Ознакомившись с этими хадисами, не остается сомнений в том, что Ислам уделяет огромное значение этой теме, и что невозможно представить ничего важней и выше знаний.
Семнадцать хадисов о превосходстве ученых и знаний
1. В хадисе, дошедшем до нас от нашего Пророка (с) говорится: «Жизнь не бесполезна для двух категорий людей – для тех, кем руководит знание и для тех, кто стремится к знаниям, внимая речам, дарующим мудрость».1
Наследники пророков
2. Из другого хадиса, дошедшего до нас от Имама Садика (а), следует, что ученые люди являются продолжателями дела небесных посланников: «Ученые – наследники про-роков, ибо пророки не оставили нам на память своих дирхамов и динаров, а оставили знания и мудрость. Каждый человек, который стремится к наследию пророков, получит щедрую долю от этих знаний». Затем имам добавил: «Смотрите же у кого вы получаете знания (у настоящего ученого или у выдающего себя за такого). Знайте, что ахль аль-бейт (безгрешные имамы из пророческого рода) во все времена находятся среди вас. Знайте, эти люди справедливы. Знайте, они очищают религию от утверждений искажающих, от нападок врагов и от деяний не-вежд».2
Лучше чем мученик за веру
3. Ни для кого не секрет, что звание мученика за веру, отдавшего в справедливой борьбе свою жизнь за торжество истинной религии, является в Исламе высшим званием. Однако, несмотря на это высокое положение, в одном из хадисов Пророка Мухаммада (с) мы читаем: «Ученый человек на одну степень выше мученика за веру, а мученик за веру на одну степень выше благочестивого праведника. Превосходство ученого человека над прочими людьми подобно моему превосходству над самым ничтожным из них».3
4. В следующем хадисе, переданном от Повелителя правоверных Имама Али (а) говорится: «Если человека настигнет смерть во время поисков знания, то между ним и пророками расстояние всего в одну ступень».4
5. Все мы прекрасно знаем, что из всех лунных ночей четырнадцатая ночь является особенной, так как в эту ночь луна достигает своей полноты, и многие звезды меркнут из-за ее яркого сияния. Сравнивая ученого и праведника, поклоняющегося Аллаху и занятого частыми богослужениями, Пророк Ислама(с) сказал однажды: «Превосходство ученого над поклоняющимся человеком подобно превосходству полной луны над звездами».5 Заслуживает внимания тот факт, что поклоняющийся человек, служа Аллаху, пытается достичь духовного совершенства – главной цели сотворения человека. А в виду того, что душой поклонения является познание и постижение, превосходство знающего по отношению к поклоняющемуся действительно несравненно.
6. Все, что ранее было сказано о превосходстве ученых над поклоняющимися, преследует цель показать нам великую разницу между этими двумя категориями людей. В одном из пророческих хадисов сказано: «Ученый превосходит поклоняющегося на сто степеней, а дистанция между двумя из этих ста степеней равно расстоянию, которое быстроногий скакун сможет пре-одолеть только за семьдесят лет».6
Положение заступника
7. В Судный день приближенность к Всевышнему Аллаху и возможность заступничества не будет дарована каждому человеку. Эту возможность заслужат лишь самые благочестивые и набожные из общины верующих. Для осознания того, какое же великое благо таит в себе изучение наук, достаточно небольшого размышления над следующими словами Пророка Ислама: «Трем группам людей будет дана возможность заступиться за грешников в День суда – пророкам, ученым и мученикам за веру».7
Человек, не окончивший учебного заведения
В исламской традиции выражению «закончивший учебное заведение» не придается тот привычный смысл, который возникает в умах большинства людей. Ибо по логике Ислама настоящий верующий, который не получил высшего образования, но который постоянно находится в поисках истинных знаний, является самым лучшим учителем.
8. Прочитаем интересный хадис, дошедший до нас от Имама Садика (а). Однажды он сказал одному из своих последователей: «В каждую ночь на пятницу мы радуемся больше, чем в другие дни». Тот почтительно спросил: «Что это за радость и приумножает ли ее Аллах? Имам ответил ему: «Когда наступает ночь на пятницу чистые души Пророка и имамов, а также и моя душа, направляются к трону Аллаха. И души наши не возвращаются обратно в тела, покуда не приобретут новых божественных знаний, поэтому не было такого, чтобы исчерпались наши знания».8 Это истина упоминается во многих хадисах, в которых она разъясняется различными способами и выражениями. Все это указывает нам на то, что Пророк и имамы (а) преумножают свои знания до скончания миров.
Неблагополучный день
9. В одном из хадисов упоминаются слова Пророка Ислама: «Если настанет день, в который я не преумножу своих познаний, приближающих меня к Всевышнему Аллаху, то восход солнца этого дня не будет мне мил. Он будет неблагополучным днем».9
10. В еще одном хадисе от Посланника Аллаха следующими словами описывается ценность знаний и отрицательная сторона невежества: «Мудрейшим человеком является тот, кто к своим имеющимся познаниям прибавляет познания других людей. Драгоценнейшим человеком является тот, кто является самым мудрым из людей. А самым малозначимым человеком является тот, кто невежественнее остальных».10
11. Также от Пророка Ислама передается: «Человек, умерший на пути приобретения знаний, умер смертью мученика за веру».11
12. От Джабира ибн Абдуллы Ансари, одного из известных соратников Пророка, передается, что однажды Посланник Алла-ха сказал своим последователям: «Один час из жизни ученого, опирающегося на свое ложе и погруженного в думы, лучше, чем семьдесят лет поклонения человека, совершающего различные богослужения».12
Стражи рубежей вероучения
13. Имам Садик как то сказал: «Ученые из числа наших последователей подобны пограничной страже, которая выстраивается в ряд перед воинством Иблиса и препятствует его атаке на людей, не способных самостоятельно защитить себя».13 В данном хадисе ученые сравниваются с воинами, охраняющими рубежи исламских земель и защищающими их жителей от происков врагов. Однако степень ученых выше, ибо ученые являются стражами веры, хранителями основ религии и исламского просвещения, в то время как воины – хранители географических границ. Исламская община, не имеющая ученых мужей и по этой причине не способная защитить свое вероучение и свою культуру от нападок недоброжелателей, в очень короткий срок окажется в тактическом проигрыше и потеряет свою армию.
14. Повелитель правоверных Имам Али(а): «Ученые будут жить до скончания мира. Их может уже не быть среди людей, но результаты их деятельности всегда будут присутствовать в умах и сердцах».14
15. В мусульманских сборниках хадисов имеется множество свидетельств того, что все земные и небесные существа, и даже рыбы в море просят Всевышнего Аллаха благословить и простить грехи тем, кто стремится к знаниям. 15
16. Пророк Ислама говорил: «Три звука преодолевают все преграды и доходят до трона Всевышнего. Это звук перьев ученых, когда они пишут, звук шагов воинов, когда они сражаются за веру на поле боя, и звук колеса добродетельной прядильщицы».16
17. Завершим данную главу хадисом от Имама Али(а) сказавшего: «Ученые являются носителями престола, ибо Аллах обучил их своим знаниям».17
Без границ
С точки зрения Ислама знание не имеет пределов и границ, оно бесконечно и необъятно. Нескончаемые желания, неуемная страсть к богатству порицаются в исламской религии так же, как они порицаются в остальных небесных религиях. Однако страсть к преумножению знаний наоборот похвальна. Излишество осуждаемо, но не может быть излишества в знаниях. Знания не ограниченны местом, поэтому люди должны стремиться постичь весь окружающий мир, в котором они живут, включая и далекие галактики. Знания не ограничены временем, поэтому постигать их необходимо от колыбели до могилы, то есть с рождения до самой смерти. Также нет ограничений в выборе учителя, ибо оброненную мудрость истинный верующий может обнаружить рядом с любым человеком. Даже если драгоценная жемчужина знаний и мудрости выпадет изо рта неблагочестивого человека, то и из нее верующий человек способен извлечь пользу для себя и окружающих. И не существует рамок для стараний и усердий в приобретении познаний. Как говорили мудрецы: «В глубины моря погружайся, и знания там обретай, и на этом пути себя не жалей».
Источник: книга «Исламская нравственность»
1) Аль-кафи, Мухаммад Кулейни
2) Аль-кафи, Мухаммад Кулейни
3) Маджма аль-баян, Шейх Табарси
4) Маджма аль-баян, Шейх Табарси
5) Нур ас-сакалейн, Хувейзи
6) Нур ас-сакалейн, Хувейзи
7) Рух аль-маани, Махмуд Алуси
8) Нур ас-сакалейн, Хувейзи
9) Маджма аль-баян, Шейх Табарси
10) Сафина аль-бихар, Мухаддис Куми
11) Сафина аль-бихар, Мухаддис Куми
12) Маджма аль-баян, Шейх Табарси
13) Ихтиджадж
14) Нахдж аль-балага, Сейид Рази
15) Аль-кафи, Мухаммад Кулейни
16) Аш-шахаб филь-хикам уаль-адаб
17) Нур ас-сакалейн, Хувейзи