Во имя Бога Милостивого и Милосердного! Хвала Господу миров, Творцу всего сущего! Мир и благословение Бога Его рабу и посланнику, господину нашему Мухаммаду и его священному, пречистому и непорочному роду! Ищу у Бога защиты от козней злосчастного Шайтана! «[Вспомни], как испытал Бог Ибрахима повелениями и как тот выполнил их. Тогда сказал Господь: «Воистину, Я сделаю тебя наставником [духовным] для людей». Спросил Ибрахим: «А потомство мое?» Ответил Он: «Завет Мой не распространяется на [тех из них], кто нечестив».
Темой беседы является «совершенный человек» — с точки зрения Корана. Совершенный человек — это образцовый, возвышенный или безупречный человек. Человек, так же как и многое другое в мире, бывает совершенным и несовершенным, порочным и непорочным. В свою очередь есть две категории непорочного человека: непорочно- совершенный и непорочно-несовершенный.
Распознание совершенного, или образцового, человека с точки зрения ислама для нас, мусульман, необходимо по той причине, что подобный человек может служить моделью или образцом для подражания для других людей. Иными словами, если мы стремимся быть совершенными мусульманами, то есть под воздействием исламского воспитания достичь человеческого совершенства, то должны знать, каким именно должен быть совершенный человек, каков его духовный облик и какими качествами ему необходимо обладать. На этой основе мы можем перестроить себя и свое общество.
Без понимания исламской концепции совершенного человека абсолютно невозможно стать полноценным, совершенным мусульманином или человеком, хотя бы относительно совершенным — с точки зрения ислама.
Пути распознания совершенного человека — с точки зрения ислама
Распознание совершенного человека с позиций ислама возможно двумя путями.
Первый путь состоит из выяснения того, что сказано в Священном Коране, а затем и в хадисах при описании совершенного человека. Хотя в Коране и хадисах встречаются словосочетания «совершенный мусульманин» и «совершенный уверовавший», это все же не «совершенный человек». Тем не менее очевидно, что под словосочетанием «совершенный мусульманин» подразумевается человек, достигший совершенства в исламе, а «совершенный уверовавший» — тот, кто добился совершенства на стезе веры. Исходя из этого мы должны выяснить, какими качествами наделен совершенный человек в Коране или в хадисах и каковы его отличительные черты согласно этим священным писаниям.
Второй путь познания совершенного человека основывается не столько на каких-либо конкретных высказываниях, которые можно найти в Коране или других священных мусульманских текстах, сколько подразумевает знакомство с конкретными лицами, которые сформировались согласно требованиям Корана и действительно обладают всеми качествами совершенного человека. Ибо совершенный человек — вовсе не идеальная, субъективная и воображаемая личность, не имеющая объективного воплощения. Подобная личность как в своем высшем воплощении, так и в более простых формах — явление весьма реальное и объективное.
Сам досточтимый Пророк (с) является образцом совершенного человека. Другим образцом совершенного человека является ‘Али (а). Таким образом, познание ‘Али означает познание совершенного человека. Однако подобное познание не означает простого изучения «анкетных данных», как это иногда воспринимается некоторыми людьми: имя —‘Али, сын Абу Талиба сына ‘Абд ал-Муталлиба, мать — Фатима, дочь Асада ибн ‘Абд ал-‘Уззы, жена — Фатима, сыновья — ал-Хасан и ал-Хусайн, родился в таком-то году, умер тогда-то, вел такие-то сражения. Все это не более чем анкетные данные, необходимые разве что для выдачи паспорта. Знакомство с ними не означает познания самого ‘Али как совершенного человека. Познание ‘Али нуждается в осведомленности о его личностных качествах.
Первый шахид в своей книге Лам‘а-йи Димашк («Дамасские сияния») в честь некоего события приводит такие высказывания, которые повторяются затем многими другими авторами: «Шиитом является тот, кто во всем следует ‘Али». То есть человек не может стать шиитом лишь на словах или при помощи слов, он не может стать шиитом даже на основе любви и благорасположения.
Итак, каким образом можно стать шиитом? Только следуя определенному пути. Когда кто-то идет, вы за ним следуете, идете тем же путем. Тогда шиит — тот, кто практически следует за ‘Али, берет с него пример.
Итак, мы рассмотрели два пути познания совершенного человека и выяснили правила суждения о нем.
При этом следует отметить, что рассуждения о совершенном человеке не являются абстрактными. Без рассмотрения этого вопроса через призму Корана и хадисов мы не можем следовать исламским установкам и быть настоящими, верующими мусульманами. Без этого и наше общество не может быть помощи слов, он не может стать исламским обществом. Следовательно, назрела необходимость познания совершенного и возвышенного человека — с точки зрения ислама.
Источник : книга «Совершенный человек в исламе» (МУРТАЗА МУТАХХАРИ)