Достоинства посещения могилы имама Риды (а)

Посещение святой могилы имама Риды (а) и указание на это в хадисах посланника Аллаха и Ахл аль Байт (людей дома пророка) также указание на важность посещения могилы имама Риды в ривайя (преданиях) непорочных имамов, записанных в книгах суннитов, ясно указывают на важность и высокое положение имама Риды. 
Традиция посещения могилы имама Риды была среди суннитов очень важным делом, но, к сожалению ривайя (предания) об этом были подвержены забвению, и забыты. 
В данном разделе мы хотели бы привести 11 ривайя (преданий) о важности и достоинствах посещения священной могилы имама Риды (а).
Эти предания от посланника Аллаха, от имама Казима, самого имама Риды, имама Джавада, имама Хади приведены в известных суннитских источниках. 

В речах посланника Аллаха 

1. Хаким Нишабури (Шафии) приводит достоверным санадом, восходящий к имаму Рида (а)

روی عن الامام علي الرضا عن ابائه عن النبي أنه قال ستدفن بضعة مني بخراسان مازارها مکروب إلا نفس الله کربته و لا مذنب إلا غفر الله ذنوبه
От имама Риды он от своих отцов от посланника Аллаха, что он сказал: «Частичка меня будет похоронена в Хорасане, всякий нуждающийся, кто совершит посещение этой могилы, Аллах избавит его от всех бед, и не останется у него грехов, которых бы не простил Аллах[1]». 

2. Хаким Нишабури Шафии достоверным санадом (цепочкой передатчиков) восходящих к имаму Садыку (а), он от своих отцов от посланника Аллаха приводит следующий хадис: 

ستدفن بضعة مني بخراسان لا یزورها مؤمن إلا أوجب الله له الجنة وحرم جسده علی النار
«Частичка меня (т.е. человек от меня) будет похоронен в Хорасане, не совершит посещение могилы его правоверный, если только обязательным сделает для него Аллах рай, и запретным его тело для огня ада[2]». 

3. От Айши приводится хадис, что посланник Аллаха(с) сказал: 

من زار ولدی بطوس فإنما حج مرة قالت مرة؟ فقال مرتین قالت مرتین؟ فقال ثلاث مرات فسکتت عائشة فقال ولو لمتسكتي لبلغت إلی سبعین
«Тот, кто совершит посещение могилы моего сына в Тусе, подобен тому, кто совершил один хадж». 
Айша спросила: «Один хадж?». Посланник Аллаха(с) сказал: «Два хаджа».
Она снова спросила: «Два хаджа?!» Посланник Аллаха(с) сказал: «Три хаджа!»
Тогда Айша замолчала. 
Посланник Аллаха(с) сказал: «Если бы ты не молчала, я бы сосчитал до семидесяти хаджей[3]». 
Из приведенного хадиса можно вывести следующее, что для Айши слово «мой сын» и «Тус» было настолько знакомым и ясным, что она не спрашивает у посланника Аллаха о ком идет речь, но удивляется о достоинствах и награде тем, кто совершит посещение могилы имама Риды в Тусе (Мешхеде)[4]

В преданиях от имама Казима (а)

من زار قبر ولدي علي کان له عند الله سبعین حجة ثم قال ورُب حجة لا تقبل من زاره أو بات عنده لیلة کان کمن زار أهل السماوات و إذ کان یوم القیامة وجد معنا زوارأئمتنا أهل البیت وأعلا هم درجة و أقربهم حیوة زوار ولدي علي
4. Хаким Нишабури с передатчиками от Имама Мусы Казима (а), который сказал: «Всякий, кто посетит могилу моего сына, имеет награду семидесяти хаджей». Затем имам сказал: «Иногда бывает так, что хадж не принимается, но всякий, кто совершит посещение его могилы или останется ночью у его могилы подобен тому, кто посетил всех тех, кто на небесах. Когда настанет Судный День, тех, кто совершал зиарат (посещал могилу имама) будут с нами имамами из Ахл аль Байта. Посетившие моего сына Али, положением выше, а духовная их жизнь ближе[5]». 

В преданиях от имама Рида (а)

5. Джувейни Шафии с достоверным санадом приводит от Фузайла, что он сказал: 

سمعت علي بن موسی الرضا علیه التحية و الثناء و جائه رجل فقال له یا بن رسول الله رأیت رسول لله في المنام کان یقول لي کیف أنتم إذا دفن في أرضکم بضعتي و أستحفظتم و دیعتي و غیب في ثراکم لحمي فقال له الرضا أنا المدفون في أرضکم و أنا بضعة نبیکم وأنا الودیعة و اللحم من زارني وهو یعرف ما أوجب الله من حقي وطاعتي أنا و أبائي شفعاؤه نجا ولو علیه مثل وزر الثقلین الجن و الإنس
Я сказал имаму Рида: «О, сын посланника Аллаха! Я видел во сне посланника Аллаха, который сказал мне: «Как ты будешь в то время, когда часть меня будет похоронена на твоей земле, мое тело и плоть будет погребена на твоей земле? Как будешь сохранять мое доверенное тебе?»
Имам Рида в ответ сказал: «Я тот человек, который будет погребен на твоей земле (т.е. Хорасане), я часть посланника Аллаха, я то доверенное (аманат), и всякий кто, зная истинные мои права, и, повинуясь мне, посетит мою могилу, я и мои отцы будем его заступниками в Судный День, а те, кому мы заступники, спасутся. Если даже грехи их будут подобны грехам всех джинов и людей[6]». 

Подтверждая выше сказанное, в хадисе от посланника Аллаха, имам Рида (а) приводит: 

ولقد حدثني أبي عن جدي عن أبیه عن ابائه أنّ رسول الله قال من راني في منامه فقد راني فاءنّ الشیطان لا یتمثل في صورتي ولا في صورة أحد من أوصیائي إن رؤیا الصادقة جزء من سبعین جزءا من النبوة
Имам Рида (а) передает от своих пречистых отцов от посланника Аллаха: «Всякий, кто видит меня во сне, поистине видел во сне только меня, и сатана не может прийти в моем облике и облике моих заместителей. Правдивое видение одно из семидесяти частей пророчества[7]». 
На этом основании данные хадисы с ясным указанием их смысла являются наглядными примерами важности и прекрасного воздаяния тем, кто совершит зиарат (посещение могилы) имама Риды (а). 

6. Хаким Нишабури Шафии с достоверным санадом (цепью передатчиков) восходящих к Али ибн Мусе ар-Риде (а), что он сказал: 

إني مقتول مسموم مدفون بأرض غربة أعلم ذلک بعهد عهده إلي أبي عن أبیه عن ابائه عن علي بن أبي طالب عن رسول الله ألا فمن زارني في غربتي کنت أنا و ابائي شفعاؤه یوم القیامة ومن کن شفعاؤه نجا ولو علیه وزرالثقلین
«Поистине я буду убит посредством яда и буду похоронен в одинокой земле. Знайте же, что это завет из заветов моего отца, переданного от отцов моих от Али ибн Аби Талиба от посланника Аллаха. И тот, кто совершит посещение моей могилы в моем одиночестве, я и мои отцы будут заступниками в Судный День, те же, кому мы будем заступниками спасутся, даже если будут иметь грехи всех людей и джинов[8]». 

Джувайни Шафии в большом количестве приводит подобные хадисы, далее он пишет: «Ох! Какое это чудо! Какая радостная весть, чтобы скрыть свои грехи покрыть свои недостатки от других![9]» 

7. Хаким Нишабури Шафии с передатчиками восходящими к имаму Рида (алехи салам!), который сказал: 

من زارني علی بعد داري أتیته یوم القیمة في ثلاثة مواطن حتی أخلصه من أهوالها إذا تطایرت الکتب یمینا و شمالا وعنده الصراط و عند المیزان
Тот, кто совершит зиарат (посещение) моей могилы, в Судный День я окажу ему помощь в трех случаях. Когда будет даваться книга в правую или левую руку, пред вступлением на путь (мост раскинувшийся через ад), и когда его дела будут взвешивать на весах[10]». 

8. Также Хаким Нишабури приводит от Ясира служащего имама 

Риды (а), что имам сказал: 

لا تشد الرحال إلی شي ء من القبورإلا إلی قبورنا ألا و إنی مقتول بالسم ظلما ومدفون في موضع غربة فمن شد رحله إلی زیارتي استجیب دعاؤه و غفرذنوبه
Не собирайтесь в путешествие ради посещения могил[11], если только наших могил. Знайте же, что я буду убит посредством яда, будучи угнетенным угнетателями, и буду похоронен в далекой земле. Всякий, кто соберется в путь, чтобы посетить мою могилу, его дуа (мольба) будет принята Всевышним, а его грехи будут прощены[12]». 

9. Мухаммад хаджи Парсо Бухари Ханафи говорит: «Когда Мамун Аббаси[13] угрозами навязал свое наместничество имаму Рида (а) имам, обращаясь к Мамуну сказал: 

والله لقد حدثني أبي عن ابائه عن رسول الله إنی أخرج من الدنیا قبلک مظلوما تبکي علي ملائکة السماء والأرض و أدفن في الأرض الغربة 
Клянусь Аллахом! Сообщил мне мой отец от моих отцов от посланника Аллаха, что: «Я раньше тебя (т.е. раньше Мамуна) покину этот мир, ангелы небес и земли будут плакать по мне, и буду я похоронен в одинокой земле[14]». 

В высказываниях имама Джавада (а) 

10. Хаким Нишабури Шафии с достоверным санадом от имама Джавада (а) передает, что он сказал: 

من زار قبر أبي غفر الله له ما تقدم من ذنبه وما تأخر و إذا کان یوم القیامة ینصب له منبرا بحذاء منبر رسول الله حتی یفرغ الله من حساب عباده 
Всякий, кто посетит могилу моего отца, Аллах простит тому грехи, которые были и те, которые он совершит в будущем. Когда же настанет Судный День, Аллах даст ему место, рядом с местом посланника Аллаха, пока Аллах будет давать расчет всем Своим рабам[15]». 

В речах имама Хади (а) 

من کانت له إلی الله حاجة فلیزرقبر جدي الرضا بطوس و هو علی غسل ولیصل عند الرأسه رکعتین و یسأل الله تعالی حاجته في قنوته فإنه یستجاب له ما لم یسأله في مأثم أو قطیعة رحم و إن موضع قبره لبقعة من بقاع الجنة لا یزورها مؤمن إلا أعتقه الله من النار و أدخله دارالقرار

11. Всякий, кто имеет просьбу и нужду пусть совершит полное омовение, и совершит зиарат (посетит) могилу моего предка ар-Риды. Затем совершит два раката молитвы у изголовья имама и свою просьбу попросит во время кунута (подняв руки пред своим лицом), его просьба будет принята Аллахом. Но при условии, что он не совершит грехов, и не будет прерывать родственные связи. Поистине место, где похоронен имам Рида, место из рая, Аллах спасет от огня ада, и введет в рай всякого правоверного, посетившего его могилу[16]».

Источник: http://alhassanain.org

[1] Джувайни Шафии «Фараид ас-Самтайн фи фазаиль аль Муртада валь Батуль ва сабтайн ва аимати мин зурийятихим» том 2, стр. 190, хадис № 467 приводится из книги «Тарих Нишабур» Хакима Нишабури. Этот ривайя также приводится в книге Кундузи Ханафи «Янабиу аль Мавадда» том 2, стр. 341.


[2] Джувайни Шафии «Фараид ас-Самтайн фи фазаиль аль Муртада валь Батуль ва сабтайн ва аимати мин зурийятихим» том 2, стр. 188 хадис № 464 приводится из книги «Тарих Нишабур» Хакима Нишабури. Этот ривайя также приводится в книге Кундузи Ханафи «Янабиу аль Мавадда» том 2, стр. 341.


[3] Кундузи Ханафи «Янабиу аль Мавадда» том 2, стр. 341


[4] Возможно, далее Айша задавала вопрос посланнику Аллаха о том, кто этот человек, но хадис был просто вырезан, и до нас дошел только частично, или же равви (передатчик хадиса) не передал вторую его логическую часть. 


[5] Джувайни Шафии «Фараид ас-Самтайн фи фазаиль аль Муртада валь Батуль ва сабтайн ва аимати мин зурийятихим» том 2, стр. 194, хадис № 471 приводится из книги «Тарих Нишабур» Хакима Нишабури. 


[6] Там же. 


[7] Джувайни Шафии «Фараид ас-Самтайн фи фазаиль аль Муртада валь Батуль ва сабтайн ва аимати мин зурийятихим» том 2, стр. 191, хадис № 468. 


[8] Джувайни Шафии «Фараид ас-Самтайн фи фазаиль аль Муртада валь Батуль ва сабтайн ва аимати мин зурийятихим» том 2, стр. 192, хадис № 496.


[9] Там же стр. 192.


[10] Там же стр. 195, Хадис № 472. 


[11] Ташудду ар рихал — буквально собирать вещи для путешествия. 


[12] Там же стр. 218, хадис № 492. 


[13] Мамун аббасидский халиф сын халифа Харуна ар-Рашида.


[14] Кундузи Ханафи «Янабиу аль Мавадда» том 3, стр. 167, со ссылкой на хаджи Парсо Бухари. 


[15] Джувайни Шафии «Фараид ас-Самтайн фи фазаиль аль Муртада валь Батуль ва сабтайн ва аимати мин зурийятихим» том 2, стр. 195, хадис № 473

[16] Там же стр. 193, № 470.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.