Дом Святой Фатимы (а) (арабский: دار السيدة فاطمة) был прилегающим к Мечети Пророка (с), где проживали Имам Али (а) и Фатима (а). Превосходство, которое приписывается дому Фатимы (а), заключается в том, что Господь в событии «Саддуль-Абваб (закрытие дверей)» приказал закрыть двери всех домов, примыкающих к Мечети Пророка (с), и только в этом доме разрешил оставить дверь открытой к мечети.
В одном хадисе от Имама Садыка (а) говорится, что молитва в этом доме имеет большую добродетель, чем молитва в «Роудат ан-Наби (место в мечети Пророка)». Этот дом был разрушен во времена правления Бани Умайи для расширения Мечети Пророка (с), и вместе с комнатой, в которой был погребен Пророк (с), он находится в святилище. Большинство шиитских ученых считают, что могила Святой Фатимы (а) находится в ее доме.
Некоторые исследователи утверждают, что дом, в котором Фатима (а) была атакована и получила травмы, идентифицируется как дом Имама Али (а), расположенного на улице Бани Хашим. Эти исследователи представляют аргументы и доказательства о существовании этого дома и о том, что инцидент на улице Бани Хашим произошел именно в этом доме.
Место и значение дома Фатимы (а) для мусульман
Местоположение дома Фатимы (а) в Медине указывается в исторических источниках шиитов и суннитов, которые также упоминают ее превосходство и нападение на нее. Некоторые шиитские ученые также считают этот дом местом захоронения Фатимы.
Дом Фатимы также является местом рождения ее детей и, согласно одного из преданий, местом рождения Имама Саджада (а). Согласно преданию, изложенному в книге «Аль-Кафи», Имам Садык (а) считал молитву в доме Фатимы более предпочтительной, чем молитву в «Роудат ан-Наби». Кроме того, каждый день Имам Джавад (а) молился в доме Фатимы (а).
В некоторых городах Ирана во время «Айаму Фатимия (траурные дни, посвященные Фатиме)» устраивают выставки и макеты местности Бани Хашим и дома Святой Фатимы (а) под названием «Кучехае Мадери (материнские улицы)», которые становятся объектом общественного посещения.
Желание Пророка (с) о переезде Фатимы (а)
Ибн Саад, историк третьего века хиджры, передает от Имама Бакира (а) следующее: после свадьбы с Фатимой (а), Имам Али (а) приготовил дом, немного отдаленный от дома Пророка (с). Пророк (с) сказал им, что хочет, чтобы его дочь жила близко к его дому. Фатима (а) попросила Пророка (с) поговорить с Харисом ибн Ну’маном, чтобы они могли жить в его доме. До этого, Харисе подприл некоторые из своих домов Пророку (с), чтобы он мог жить там со своими женами. Поэтому Пророк (с) сказал, что ему стыдно просить опять у него. Узнав об этом, Харисе подарил свой дом Пророку (с) и сказал, что принятие его подарка им любимее, чем его отказ.
Согласно другим шиитским источникам, Пророк (с) попросил Имама Али (а) подготовить дом, чтобы после свадьбы он вместе с Фатимой (а) мог туда переехать. Али (а) сказал, что рядом с домом Пророка (а) нет другого дома, кроме дома Хариса ибн Ну’мана. Пророк (а) сказал, что Харисе подарил ему некоторые из его домов и стесняется просить его снова. Когда Харисе узнал об этой истории, он пришел к Пророку (с), и подарил ему свой дом. Таким образом, Али (а) и Фатима (а) переехали в дом Хариса.
Единственный дом, который имел выход в мечеть
Дом Святой Фатимы (а) располагался на востоке от мечети Пророк (с) и находился посреди других комнат Пророка (с) . Этот дом имел две двери: одна открывалась внутрь мечети, а другая — наружу. Во время события «Саддуль-Абваб», по приказу Аллаха, было отдано указание закрыть все двери, ведущие в мечеть, за исключением дверей этого дома. «Саддуль-Абваб» считается необычным достоинством для Али (а).
Дом Фатимы (а) находился за домом Пророка (комнаты Айшы) . Между этими двумя домами было окно, через которое Пророк (с) спрашивал о состоянии своей дочери. В одну ночь произошел конфликт между Фатимой и Айшой, женой Пророка (с), что привело к беспокойству Фатимы (а), и по ее просьбе Пророк (с)закрыл это окно.
Атака на дом Фатимы
Согласно шиитским и суннитским источникам, после смерти Пророка (с) и события Сакифы, некоторые из сподвижников напали на дом Фатимы (а), чтобы заставить Имама Али (а) и других людей, которые отказывались от присяги Абу-Бакру и укрылись в ее доме, принять присягу. Согласно шиитским источникам, в результате этого инцидента дверь дома была подожжена, а из-за полученных травм произошёл выкидыш плода Фатимы (Мухсин), и она умерла через некоторое время.
Какой дом был атакован?
Некоторые исследователи считают, что нападение произошло не на дом, расположенный рядом с мечетью, а на дом, который находился на расстоянии от мечети. Со слов МухаммадСадыка Наджми (умер в 2011 г.) в книге «Тарихе Харам Аимме Баки», некоторые исторические отчеты подтверждают эту теорию. Один из отчетов гласит, что, когда Али (а) вели к мечети для принятия бейа`та (присяги) Абу-Бакру, жители Медины наблюдали за этими событиями со стороны. Этот отчет содержится в книге «Ас-Сакифа в Фадак» Ахмада ибн Абдуль-Азиза Джоухари Басри (умер в 901 г.) . Также сказано, что этот дом находился на восточной стороне Мечети Пророка (с), сзади Баки и рядом с домом Абу Аюба Ансари. Он включал в себя двор, кладовую, несколько комнат и большую деревянную дверь.
Самхуди (умер в 1489 году) – суннитский исследователь Медины, также утверждал, что этот дом находился рядом с кладбищем Баки, принадлежащий Имаму Али (а) . Книга «Ат-Табакат аль-Кубра» является одним из исторических источников, написанная в третьем веке хиджры, в которой указывается на дом Имама Али (а), вблизи Баки. Некоторые считают этот дом тем самым, который Харисе ибн Ну’ман подарил Фатиме для проживания.
Джафар Муртаза Амели (умер в 2019 г.) — шиитский историк, считает, что нападение произошло из дома, связанного с событием «Саддуль-Абваб».
Была ли Фатима (а) похоронена в своем доме?
С точки зрения шиитских ученых, невозможно точно определить место захоронения Фатимы (а) . Тем не менее шиитские ученые выдвинули различные теории о месте ее захоронения. Со слов Исмаила Ансари Занджани, в сборнике «Аль-Мусуая аль-Кубра ан Фатима аз-Захра» сказано, что большинство шиитских ученых считают, что Фатима (а) была похоронена в своем доме. Также Аятулла Макарем Ширази считает высказывание «النَّازِلَةِ فِي جِوَارِكَ — Пришедшая к тебе по соседству», переданное в словах Имама Али (а) при похоронах Фатимы (а), подтверждением для теории тех, кто считает, что Фатима (а) была похоронена у себя в доме.
Расположение дома в святилище Пророка (с) при её расширении
Дом Фатимы (а) был разрушен во времена правления Абдуль-Малика ибн Марвана (правление: 643-664 гг.) или Валида ибн Абуль-Малика (правление: 664-674 гг.) для расширения мечети. Эта комната находится в святилище с комнатой, в которой похоронен Пророк (а) [38]. В 2018 году это святилище было открыто для посещения президентом Чечни.
Источник: https://ru.wikishia.net