Понятие «люди Дома [Пророка]» имеет определённые границы, также как и дом, в нём упоминаемый, тоже является вполне конкретным домом. Опираясь на хадисы, можно понять, что в данном случае речь идёт о доме, в котором жила Умм Салама, одна из жён Пророка (с). Это именно тот дом, в котором Пророк получил аят «Татхир», а потом позвал Али, Фатиму, Хасана и Хусейна, накрыл себя вместе с ними покрывалом, прочитал вслух аят «Татхир» и произнёс свои знаменитые слова об очищении от скверны «обладателей священного покрывала».
Разместив под покрывалом Али, Фатиму, его жену и свою дочь, Хасана и Хусейна, которые приходились ему внуками, Пророк не позволил своей супруге Умм Салама занять место под покрывалом, тем самым ограничив круг «людей Дома [Пророка]» этими пятью людьми, чтобы в дальнейшем никто не мог претендовать на принадлежность к их числу. Пророк постоянно подчёркивал, что аят «Татхир», в котором упоминаются «люди Дома», был ниспослан относительно Али, Фатимы и их сыновей Хасана и Хусейна (а)»1 .
Повелитель правоверных Али, имам Хасан и имам Хусейн (а) для подтверждения своих преимуществ по определённым вопросам часто указывали на свою принадлежность к «людям Дома», опирались на аят «Татхир» и никто не отрицал их особого положения.
Пояснения к аяту «Татхир»
Для лучшего понимания аята «Татхир» необходимо подробнее остановиться на нескольких вопросах.
Во-первых, что означает слово «скверна» в указанном аяте? В арабском языке слово رجس) скверна) имеет следующее значение: грязь, скверна, мерзость. В Коране это слово употребляется в прямом и переносном смысле т.е. как внешняя грязь и как внутренняя, душевная и духовная грязь (скверна, мерзость), а также нарушение религиозных норм и правил. В последнем значении данное слово нашло употребление в религиозно-правовой исламской терминологии. Именно в значении «нечистое, несоответствующее нормам шариата» слово رجس чаще упоминается в Коране. Так, в суре «Анам» (скот) говорится: «Скажи: «В том, что открыто мне, я не нахожу запретным для питающегося то, чем он питается, только если это будет мертвечина, или пролитая кровь, или мясо свиньи, потому что это — скверна”»2 .
Во-вторых, следует определить кораническое понимание скверны (رجس (как внутренней или душевной грязи. В этом значении «скверна» (رجس (близка таким понятиям как «безбожие» и «греховность». В Коране сказано: «У тех же, в сердцах которых болезнь, она прибавила скверну к их скверне, и они умерли, будучи неверными»3 . Понятно, что «болезнь сердца» неверных это не есть их внешняя грязь и Всевышний просит их воздержаться не от внешний нечистоплотности, но от внутренней – душевной и духовной, а именно от безбожия (کفر ,(склонности к разделению и расколу (نقاد ,(непокорности (عناد (и игнорированию божественных повелений.
Давайте же попробуем ответить на вопрос — слово «скверна» в аяте «Татхир» употреблено в каком смысле? Как внешняя загрязнённость или как внутренняя, т.е. душевная и духовная нечистота? После недолгих размышлений можно понять, что слово «скверна» употреблено не в первом значении – внешней нечистоты. Ведь в этом аяте, говоря о людях Дома, употреблено َما слово ِنَّ إ» иннама» («поистине так»), котороя ограничивает действие только указанными лицами, но не распространяется на всех остальных людей. Если бы в предложении «Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью» имелось в виду очищение от внешней загрязнённости, то обращение было бы ко всем людям, а не только «людям Дома». Ведь стремление к внешней чистоте является естественным для мусульманина, а не чем-то исключительным, что вызвало бы хвалу Всевышнего, упоминание в Коране и указание на ограничение только «людьми Дома».
Воля в Коране
Воля человека – это особое духовное качество человека, источник его произвольных деяний. Воля направлена на достижение желаемого. Человек, благодаря своей воле, иногда достигает цели, но иногда цель остаётся недостижима. Если человек что-то задумал и направил свою волю на достижение цели, это совсем не означает, что результат будет достигнут. Божественные дела точно так же осуществляются посредством знания, силы и воли. Однако, божественная воля отличается от воли человеческой и задуманное всегда воплощается.
На основании Священного Корана мы можем говорить о двух видах божественной воли: прямое повеление или воля, выраженная в прямом акте творения, и опосредованная воля, проявляемая через действия различных законов и правил.
Первую форму проявления божественной воли (تکوينی اراده ( назовём «прямой божественной волею». Она всегда претворяется в жизнь. В Священном Коране говорится: «Его приказ, когда Он желает чего-нибудь — только сказать ему: «Будь!» — и оно бывает»4 .
Вторая форма – «опосредованная божественная воля», в этом случае Всевышний не отдаёт прямых повелений чему-то появиться, но предоставляет определённые законы и правила, по которым происходит развитие событий. И для появления определённой вещи требуется ряд действий в соответствии с этими законами. Создав эти законы и предоставив людям возможность познать их, Аллах ожидает от людей, что они будут использовать их для достижения своих целей и облегчения пути. В Коране говорится: «Месяц рамадан, в который ниспослан был Коран в руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различения, — и вот, кто из вас застает этот месяц, пусть проводит его в посту, а кто болен или в пути, то — число других дней. Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас»5 .
В указанном аяте приводится пример проявления опосредованной божественной воли, когда Всевышний повелел, чтобы люди, держащие пост, не были в бедствии, а больным и путникам повелел компенсировать пост в другие дни.
Теперь же надо рассмотреть вопрос – божественная воля в аяте «Татхир» (Очищение) была «прямой» или «опосредованной»? Предположим, что в данном аяте имелась в виду «опосредованная» воля. Из этого следовало бы следующее: Всевышний пожелал, чтобы люди Дома [Пророка] очистились от всякой скверны, и для этого Он создал специальные законы и предоставил их в распоряжение этих людей. Однако такое предположение не выдерживает критики. Законы соблюдения чистоты универсальны и относятся ко всем мусульманам, а не исключительно к какому-нибудь узкому кругу. В то же время, в аяте «Татхир», помимо прямого обращения к людям Дома, употреблено слово ماَ ِنَّ إ» иннама» («поистине так»), и оно означает, что кроме обозначенных Аллахом никто не имеет таких особенностей. Если сказанное является проявлением опосредованной божественной воли и созданы специальные законы очищения для мусульман, тогда почему Пророк не позволил разместиться под покрывалом Умм Салама?
Таким образом, получается, что в аяте «Татхир» говорится о прямом божественном повелении и что Всевышний своим непосредственным актом божественной воли очистил их от скверны, оградил от безбожия в убеждениях и греховности в помыслах, желаниях и деяниях. Другими словами, Аллах своим прямым повелением сделал их непогрешимыми.
В аяте «Татхир» и хадисах о его появлении имеется два важных указания. Первое – на людей Дома [Пророка] и пределы принадлежности к ним. По словам Пророка (с), люди Дома играют большую роль в руководстве мусульманской общиной, и желающий спастись должен держаться их. Имам Али, имам Хасан, имам Хусейн и другие имамы очень гордились своей принадлежностью к людям Дома, и никто не отрицал их право на это. Второе указание в аяте «Татхир» — на отсутствие скверны в людях Дома и их непогрешимость. Это ясное указание, и о нём было сказано выше. Кроме того, в многочисленных хадисах, говоря о непорочности пречистых имамов, также опираются на аят «Татхир» (Очищение).
Али ибн Абу Талиб (а) сказал: «Всемогущий Аллах в Коране говорит: “О, обитатели дома! Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью”. Итак, Аллах Преславный очистил нас от всякой скверны, явной и сокрытой и установил нас на пути истинном»6 .
Посланник Аллаха (с) после того, как он прочитал аят «О, обитатели Дома! Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью» сказал: «Я и люди моего Дома теперь очистились от грехов»7 .
Имам Хасан (а) сказал: «Мы – люди Дома, Аллах дал нам ислам как награду, избрал нас, а потом удалил от нас всякую скверну и очистил нас. Скверну – то есть сомнения и неуверенность. Итак, нет у нас колебаний в Боге и Его религии. Очистил Он нас от всего нечистого и всех заблуждений»8 .
Источник: книга ИМАМАТ И ИМАМЫ
1) Маджма’ аз-зава’ид.: Т.9, С.167
2) Коран: сура 6 , аят 145.
3) Коран: сура 9 , аят 125.
4) Коран: сура 36 , аят 82.
5) Коран: сура 2 , аят 185.
6) Гаят аль-марам Т 3., С 199.
7) аль-Бидаят ва аль-хидаят Т.2, С.316; Бихар аль-анвар, Т.35, часть 5, С.213
8) Бихар аль-анвар, Т.1, часть 9, С.138