Если рассматривать гордыню в плоскости отношений с Богом, то самым ярким примером, иллюстрирующим такие отношения, является Иблис. Он не просто не поклонился Адаму (а), что было приказом Аллаха, но и возвысился над ним (а), по словам Имам Али (а), «…из-за его (из глины) творения, и возгордился он пред ним из-за его происхождения…» (Нахдж ал-балага, хутба 192).
В Коране сказано:
Все ангелы до единого пали ниц, кроме Иблиса — он отказался, возгордился и стал неверующим (38:73–74).
Иблис своим поступком бросил вызов самому Аллаху, потому что, как сказал Имам ас-Садик (а), «гордыня – вызов, брошенный Аллаху, и бросающий его будет ввергнут Аллахом в огонь» (Аль-Бихар, 73/215/5). При этом Иблис мог бы быть прощен, если бы не его настойчивое проявление гордыни и упрямства:
…прошу тебя обратиться к Аллаху, чтобы Он простил и помиловал меня.
Муса обратился к Аллаху с просьбой Иблиса. В ответ Аллах ниспослал своему пророку откровение: “О Муса. Я прощу его, но при условии, что он отправится к могиле Адама и совершит ему земной поклон”. Муса передал повеление Аллаха, но в Иблисе вновь проснулись высокомерие и упрямство:
— Я не совершил земной поклон Адаму тогда, когда он был жив. Ты думаешь, я сделаю это сейчас, когда он покинул этот мир? (цит. по: «Исламская нравственность» Макарема Ширази, стр. 290).
Примеры проявления гордыни можно привести и в плоскости отношений между обычными людьми в повседневной жизни, в том числе внутри семьи. Гордыня – это не только про самолюбование, превознесение себя над другими, высокомерный взгляд, но и, как мне кажется, убежденность в том, что только ты можешь быть прав, а остальные ошибаются, про то, что только твои чувства реальны и адекватны ситуации, а чувства другого наигранны и неуместны, что твой взгляд на мир ценнее других мировоззрений и заслуживает одобрения и признания. Гордыня – это и про трудности в признании своих ошибок, своего незнания, своей некомпетентности в каких-то вопросах. Это стремление казаться лучше, чем есть, которому сопутствует страх обличения недостатков.
Из речи Имама Али (а), в которой он (а) порицает Иблиса, видно, что попытка встать на место, которого недостоин, закончится унижением:
…враг Аллаха – гордецов предводитель, превозносящихся предтеча, который вражды основы заложил, оспорил у Бога величия облачение и притязал на одежды прославления, сорвав с себя покрывало унижения (Нахдж ал-балага, хутба 192).
Гордыня проявляется вследствие низости души. Имам ас-Садик (а) сказал:
Не превозносится и не притесняет других кто-либо, иначе как если чувствует низость в своей душе (Аль-Кафи, 2/312/17).
Гордыня невозможна для благородных:
Кто свободен от гордыни, обрел благородство (Имам ас-Садик (а) в Аль-Бихар, 78/229/5).
В психологии существует модель, разработанная в транзактном анализе, где представлен вариант здоровых отношений и коммуникации в виде формулы: «Я – Окей, Ты – Окей». В рамках этой формулы каждый из участников воспринимается другим как ценный, уважаемый, значимый. Существуют и другие модели, где либо человек не уважает сам себя и ставит другого на пьедестал, либо превозносится над другим, либо не уважает ни себя, ни другого. Но именно «Я – Окей, Ты – Окей» и есть та позиция, при которой возможно найти взаимопонимание, которого так часто не хватает людям, выстроить деловое сотрудничество, сформировать здоровые и счастливые отношения. И эта модель, как мне кажется, не предполагает проявления гордыни у участников отношений, почему и является успешной и надежной. Гордыня, восприятие другого в отношениях как неважного, неценного, неправильно думающего/чувствующего и т.д. является одной из основных причин разногласий между людьми и разводов. И в преодолении этого порока в жизненных испытаниях и состоит, как я понимаю, смысл духовного совершенствования человека и обретения довольства Аллаха и Его награды.
Завершу эту статью словами Имама Али (а):
…Аллах испытует рабов Своих различными притеснениями сильными, заставляя поклоняться Себе через (духовные) усилия, испытуя их, насылая то, что в них вызывает отвращение, чтобы было возможным из сердец их гордыни изведение, а в душах их – скромности укоренение, дабы соделать это вратами открытыми к Его благодеянию, тропами ровными к Его прощению (Нахдж ал-балага, хутба 192).
Источник: http://fatima-zahra.ru