Цель призыва к совершению праведных деяний – это осуществление добра. Цель запрета предосудительного – оставление дурного. Конечно, цель эта не поверхностна и небезрезультатна. В Священном Коране говорится: «Когда ты встретишь тех, кто суесловит о Наших знамениях, покинь их [и не возвращайся], пока они не заведут другой разговор»[1]. В другой суре Корана сказано: «Аллах прежде предписал вам в писании, чтобы вы, внимая знамениям Аллаха, избегали садиться вместе с теми, кто отрицает эти [знамения] и издевается над ними, пока они не заговорят о другом»[2]. Поэтому, если наш уход с собрания не будет способствовать тому, что тема разговора изменится, то нужно постараться найти другой выход из создавшегося положения, так как в Священном Коране предусматриваемая цель не только напоминание или же оставление собрания, но так же и изменение темы разговора. Для достижения этой цели мы должны использовать все имеющиеся в нашем распоряжении возможности. В некоторых преданиях говорится, что возможно даже притеснение тех, кто совершает прегрешения для того, чтобы они прекратили совершать эти деяния. Если напоминание и притеснения не дадут должного результата, то наша обязанность на этом не заканчивается, и мы должны искать другие пути для получения нужного результата. В аятах о войне подчёркивается, что цель это устранение смуты, подстрекательств, интриг. «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет неверие»[3].
Поэтому, для достижения цели, мы должны прибегать к различным средствам борьбы, имеющим отношение к нашей цели. Для усилия: поклонения как, например молитва, пост, хадж – конечно же, на все сто процентов благочестивые деяния, время которых и количество выполнения строго определено. Однако призыв к праведным деяниям и запрет предосудительного не имеют определённых ограничений. Это подобно обращению за помощью к врачу, который не может точно сказать каждому больному, сколько раз тот в течение жизни, будет приходить к нему на приём. Какое количество времени потребуется на обследование больного. Какое количество средств будет потрачено пациентом для приобретения лекарств на протяжении всей его жизни. Цель здесь – здоровье, и количество потраченного времени, средств, усилий не имеет никаких ограничений. Поэтому Пророки Бога говорили: «Не пререкаться с вами о том, что я вам запрещаю, хочу я, а лишь исправления [ваших деяний], насколько это в моих силах»[4].
Является ли призыв к совершению праведных дел и запрет предосудительного обязательным религиозным предписанием для всех или нет?
То есть, это обязательное религиозное предписание можно сравнить, скажем, с похоронами мусульманина, на которых если присутствует какая-то часть лиц, совершивших погребальную молитву, то этого вполне достаточно, и нет необходимости другим участвовать в этом деле. Или же это подобно совершению молитвы, которая обязательна для каждого мусульманина лично. Каждое из этих мнений имеет своих сторонников. Мы в этой главе укажем на некоторые моменты, которые возможно окажутся полезными. Для примеров возьмем, скажем, отрицание искажений, фальшивок, которое обязательно по отдельности для каждого члена общества, который искренне и чистосердечно питает отвращение к таким деяниям. Однако, если определённая часть лиц выполняет эти деяния и доносит до общества пагубности этих искажений, то для остальных обязательное выполнение этого теряет силу. Если наше стремление к совершению праведных дел – это возрождение всего нужного и полезного для общества, то все обязаны принять участие в этом. Если же наше желание сводится лишь к возрождению молитвы, поста, хаджа, то меры, предпринимаемые для этого определённым кругом лиц вполне достаточны. Точно так же, как если наше стремление – полнейшая ликвидация распущенности и разврата в обществе, то все обязаны принять участие этом мероприятии. Как например, если мы захотим привести в порядок и сделать чистыми все наши улицы, проспекты, базары, дома, школы, больницы и т.д., то эта работа имеет отношение ко всем нам. Если же наша цель – всего лишь уборка какой-то малой части, то участие лишь нескольких человек в данном деле вполне достаточно.
Призыв к совершению праведных деяний и истине является особенностью какой-то отдельной группы
Если известный футболист во время игры, на глазах всего стадиона начнёт совершать ритуальную молитву, если преподаватель университета во время занятий прервёт свою речь и призовёт всех к совершению молитвы, так как настало её время, или же если дикторы телевидения и радио прервут трансляцию и отправятся совершать молитву в самом начале положенного для этого времени, то в нашем обществе внедрится культура исполнять молитву в самом начале положенного для неё времени.
Воспоминания.
В тот день, когда шах бежал из Ирана, имам Хомейни находился в предместье Парижа. Сотни корреспондентов телевидения, радио и газет окружили имама, чтобы получить его интервью, которое транслировалось в прямой эфир. Тот день был важнейшим в истории Ирана, а послание имама – его важнейшей речью. После того, как имам, сидя на стуле, произнёс несколько слов, он посмотрел на сына стоящего рядом и спросил его: «Время для совершения молитвы подошло?». Сын ответил: «Да, сейчас как раз начало времени совершения молитвы». Имам прервал своё выступление, которое транслировалось в прямом эфире на весь мир и отправился выполнять молитву. Все присутствующие корреспонденты были поражены тем, что имам внезапно прервал свою речь. Им объяснили, что имам, в самом начале положенного для молитвы времени, всегда беседует с Всевышним, а не с людьми[5].
[1] Сура «Аль-Ан‘ам» (Скот) — 6:68.
[2] Сура «Ан-Ниса» (Женщины) — 4:140.
[3] Сура «Аль-Бакара» (Корова) — 2:193.
[4] Сура «Худ» -11:88.
[5] Взято из речи Ахмада Хомейни, произнесенной перед водителями такси в городе Тегеране в 1373 году солнечной хиджры, месяца рамазан
Источник : книга «Призыв к благому и запрет предосудительного»