Вопрос о правовом статусе женщин в исламе издавна является сферой разнообразных дискуссий как в мусульманском мире, так и на Западе.
С одной стороны, некоторые мусульмане, действуя в угоду своим интересам, накладывают социальные и правовые ограничения на массы. С другой стороны, западные исламофобы обращаются к общеизвестным и избитым женоненавистническим толкованиям исламских идей для подтверждения своих ксенофобских претензий к мусульманам. В этой связи практикующая мусульманка (в особенности проживающая не в мусульманской стране), не чувствующая себя ограниченной в правах с точки зрения своей религии, сталкивается с необходимостью отвечать на нападки. В современном обществе покрытая женщина, осознанно пришедшая к своему выбору, вынуждена, на самом деле, находиться в условиях дискриминации как раз не со стороны шариата, а скорее со стороны непросвещённого общества, считающего, что её незыблемые человеческие права попраны довлеющей над ней мужской авторитарностью.
Всё это привело к тому, что внутри мусульманских общин стала формироваться твёрдая феминистическая точка зрения, которая распространяется в массы благодаря исследовательницам исламской юриспруденции, предоставляющим альтернативные интерпретации религиозных текстов. Эти мусульманки, являющиеся практикующими и верующими, оспаривают женоненавистнические толкования ислама с помощью рациональных аргументов, а также расширяют осведомлённость мусульманок о своих правах и обязанностях. К каким же доводам они прибегают? И насколько корректно предположение, что, согласно исламскому шариату, мужчины превосходят женщин?
Как отмечают многие исламские учёные, Коран ясным образом провозглашает принцип равенства и равноценности всех людей [1] и, несмотря на физиологические различия (пол, раса и т.д.), делит людей только по принципу их морального благочестия и праведности. Мужчина и женщина были созданы друг другу партнёрами в целях сотрудничества, а не для проявления деспотизма одного пола над другим. Коранический аят:
Мужчины (мужья) — попечители женщин (жён), так как дал превосходство Аллах некоторым из них над некоторыми [другими], и за то, что расходуют они из имущества своего. [2]
часто используется для того, чтобы доказать, что в исламе мужчины лучше женщин. Однако в действительности в данном аяте речь идёт об обязанности мужчины обеспечивать женщину и удовлетворять её базовые потребности. Превосходство, о котором здесь говорится, указывает не сколько на главенствующий статус мужчины и его большее количество прав в отношениях с женщиной, сколько на возложенную на него обязанность в попечительстве.
В одном из преданий Пророк Мухаммад (с), обращаясь к своему собеседнику, сказал:
Разве ты не видишь, как женщины переносят месячные и [в эти дни] не могут поклоняться Аллаху по причине нечистоты? Однако мужчин не постигает подобная нечистота. [3]
Пророк (с) говорит об ещё одном часто дискутируемом преимуществе мужчин над женщинами, которое связано не с тем, что один пол лучше другого, а с физиологическими особенностями женщины, которые в силу биологических причин периодически не могут осуществлять обязательную пятидневную молитву, заходить в мечети или притрагиваться к аятам Корана.
Третий вид преимущества мужчин над женщинами, который также любят использовать борцы за освобождение женщин от «исламского ига», связан с более высокими интеллектуальными способностями у мужчин. Однако в исламских источниках говорится не о том, что женщина глупее мужчины, а что в ней превалирует чувственное начало, тогда как мужчины склонны подавлять эмоции и действовать, исходя из рациональных побуждений. Сердце женщины способно претерпевать многие тяготы, в том числе девятимесячный период беременности, роды и последующие трудности. При этом большинство из них склонны ощущать в себе потребность заводить всё больше детей, чего некоторые мужчины искренно не могут понять, поскольку подходят к вопросу с позиции логики и рациональности.
По этому поводу аятолла Макарем Ширази пишет:
Справедливость между мужчиной и женщиной не сводится к тому, что они одинаковы и равны во всех сферах жизни. Женщина, в отличие от мужчины, призвана исполнить иные обязанности, по этой причине она отличается от него как физическим строением, так и душевными качествами. Женщина – это мать, на которую возложено рождение и воспитание будущего поколения, поэтому она в большей степени одарена чувственностью, любовью и эмоциями. Мужчина в большей степени наделен силой, хладнокровием, разумом, так как на него возложены более тяжелые и ответственные общественные задачи. Таким образом, для установления в человеческом обществе подлинной справедливости необходимо предоставить женщине выполнение тех обязанностей, которые требуют любви и чувственности. А на мужчину нужно возложить выполнение дел, требующих холодного и далекого от эмоций подхода. Поэтому руководство семьёй – это обязанность мужчины, а с поддержанием гармонии внутри семьи лучше всего справится женщина. Подобное распределение обязанностей ни в коем случае не препятствует участию женщины в общественной жизни. Воспитание будущего поколения она может совмещать с другими важными общественными делами. Также необходимо заметить, что большое число женщин превзошли многих мужчин в богобоязненности, знаниях, интеллекте, нравственности и других сферах. [4]
Таким образом, кажется совершенно некорректным совершать саму попытку сравнивать два пола в этой самопровозглашенной гендерной борьбе, а тем более объявлять победившую сторону. Сравнивать мужчин и женщин на предмет превосходства – всё равно, что пытаться сравнивать ананас и арбуз. И у мужчин, и у женщин есть свои особенности, исходя из которых и формируется их индивидуальность и ценность.
Источник : http://fatima-zahra.ru
[3] Ас-Садук. ‘Илал аш-шара’и‘., т. 1, с. 512.
[4] М. Ширази. Намуне.