Поскольку на родителей возлагается основная ответственность в связи с выбором метода воспитания и их роль очень велика в физическом и психологическом воспитании детей, мы поговорим о нескольких воспитательных методах.
Как Вы бы ответили на вопрос о том как учится Ваш ребенок — глазами или ушами? Долго изучавшие этот вопрос психологи говорят, что дети намного больше информации воспринимают глазами, чем ушами. Этот факт освещает важные моменты в связи с воспитанием детей. Первый заключается в том, что мы должны стараться соблюдать согласованность между нашими словами и поступками. Эта согласованность должна наблюдается в нашем характере, чтобы ребенок доверял нам. Иначе говоря, своим поведением мы должны показать ему, что мы сами верим в то, что говорим. По поводу воспитательных методов исследователи провели немало изучений и классифицировали такую методику.
Некоторые семьи слишком строго относятся к воспитанию детей. Другая группа – это семьи, которые относятся к вопросу воспитания, наоборот, крайне снисходительно. В третью группу входят наиболее благоразумные родители, которые практикуют отличный метод воспитания. Эта группа соблюдают умеренность в отношении к детям и удовлетворению их потребностей. А теперь мы ознакомимся с разными методами воспитания в этих семьях и их последствиями.
В строгих семьях главная ставка делается на авторитет родителей. Воспитание в таких семьях основано на жестких, негибких правилах и принципах, в таких семьях правит один человек, определяя все правила поведения для других. Этим лицом является обычно отец и в некоторых случаях мать. В строгих семьях дети лишены своих прав. Требовательные родители по своему усмотрению навязывают ребенку какие-нибудь правила. Немецкий исследователь Хоффман после изучения требовательных родителей пришел к следующему выводу: «Дети, растущие в строгих семьях, обычно становятся послушными. Но в большинстве случаев, их поведение пропитано вспыльчивостью. Они не очень популярны среди своих сверстников, поскольку они не уважают права других. Эти дети почти не реагируют на критику взрослых и отличаются эмоциональной нестабильностью».
Дети требовательных родителей обычно не принимают участия в коллективной деятельности и не пользуются достаточной независимостью. У них небольшая уверенность в собственных силах, а также не очень сильно развито творчество. Иранский психолог Шоари-Нежад говорит: «Дети требовательных родителей по-видимому подчиняются и слушаются родителей, но на самом деле страдают от волнения и напряженности. Подобные несознательные дети берут пример и копируют поведение родителей и жестко относятся к другим. В итоге они мучают детей ниже себя возрастом».
Эксперты по бихевиоризму считают: «Воспитательный метод требовательных родителей в долгосрочном плане будет иметь более отрицательные воздействия на мальчиках, чем на девочек».
В противоположность требовательным семьям, снисходительные семьи позволяют своим детям делать все, что душе угодно, и реализовывать свою мечту любым способом. В этих семьях каждый делает то, чего хочет и другие не имеют права вмешиваться в их дела. Сторонники этого воспитательного метода считают, что желания детей должны иметь предпочтение перед их поведением, поскольку лишение детей свободы приведет к появлению у них психических комплексов. По мнению этой группы, каждое желание говорит о внутренней потребности, которую следует удовлетворить при первой возможности. По сути, на основе тезиса сторонников снисходительного метода воспитания, желания и требования детей являются наилучшим наставлением для обеспечения их физического и душевного здоровья. В снисходительных семьях не обращается внимания на общественное поведение. Вмешательство родителей в дела детей не имеет смысла и каждый член семьи имеет делать, то, что ему угодно.
Разумеется, такой воспитательный метод также имеет серьезные последствия. Эксперты по бихевиоризму считают, что в результате снисходительности родителей и предоставления полной свободы детям в отношениях между членами семьи воцарится хаос. Люди, которые подчиняются своим желаниям, в большинстве своем пребывают в иллюзиях и им чужды реалии жизни. дети в этих семьях растут развращенными и бесцельными. Они не будут ощущать ответственности перед другими, поэтому они не умеют налаживать конструктивные связи с окружающими. Хотя дети снисходительных семьей пользуются практической и умственной независимостью, у них наблюдается душевное колебание из-за наличие хаоса в отношениях. Именно это душевное колебание вызывает у них анормальное поведение в личных и общественных отношениях».
Поскольку в снисходительном методе родители предоставляют детям разные возможности и средства для удовлетворения потребностей, они никогда не могут до конца понимать смысла труда и старания в жизни. В итоге они находят себя беспомощными в выполнении личных дел и из-за слабой воли не решаются идти навстречу трудностей жизни. Психологи говорят, что дети в снисходительных семьях становятся жертвами нравственного и воспитательного недостоинства, что подталкивает их к преступности».
В противовес этим двум воспитательным методам, которые каждый по-своему впадают в крайность, существует более разумный и нормальный метод. В нормальных семьях воспитание детей основано на правильных принципах и несмотря на то, что родители посредственными и непосредственными методами наблюдают за поведением детей, не наносят удара по интеллектуальной свободе и независимости детей. В следующей передаче мы будем рассказывать Вам об этом воспитательном методе, который рекомендуется в исламских учениях.
Источник: http://alhassanain.org