Брачный возраст

Человеческая природа сама определила брачный возраст. Он наступает по достижении половой зрелости. Поскольку парень достигает её примерно в шестнадцать, а девушка примерно в десять лет, по шариату они могут вступить в брак с этого возраста. Но всё же лучше отложить брак до 17-18 летнего возраста у юношей (их умственное созревание до этого возраста немного отстаёт от физиологического, отчего они не готовы выполнять семейные обязанности) и 14-15 летнего — у девушек. В первые два-три года полового созревания сексуальный инстинкт не довлеет над человеком и потому его не сложно контролировать.

Однако брак в более поздний возраст может иметь негативные физические, психические и социальные последствия, так как половой инстинкт полностью просыпается и занимает почти все мысли молодых людей. Соответственно, нет другого пути, кроме как удовлетворения сексуальных потребностей дозволенным путём. Сексуальная потребность подобна нужде в еде и питье. Разве можно удержать голодного от еды или жаждущего от питья? Разве могут спортивные игры, развлечения или что-то другое отвлечь его от голода и жажды? Такова же сексуальная потребность, и даже сильнее. Если её не удовлетворить законным путём, то она может вынудить молодого человека согрешить, так как её очень сложно подавить. Кроме того, не стоит забывать о плохих мирских и загробных последствиях сексуальных отклонений. Если допустить, что человек может силой веры и целомудрия подавить половой инстинкт и защитить себя от греха, то как быть с негативными психическими и физическими последствиями этого воздержания? Поэтому в определённом возрасте нет другого пути, кроме скорейшего вступления в брак.

Следует отметить, что всё вышесказанное о брачном возрасте имеет как общий, так и относительный характер. Половой инстинкт каждого индивида созревает неодинаково из-за разного физического строения, климата, местожительства, поведения девушек в обществе, отношения родителей к этому вопросу и т.д. Поэтому самый лучший брачный возраст — это тот, когда половой инстинкт полностью созревает и влияет на человека. В это время молодые люди должны отбросить стыдливость, рассказать родителям о своём желании и попросить помочь в создании своей семьи. В таком случае родители обязаны пойти навстречу своему ребёнку, чтобы  спасти его от возможных сексуальных отклонений.

Имам Риза сказал: «Джибриль низошёл к Пророку и сказал: “О, Мухаммад, твой Господь шлёт тебе приветствие и говорит: «Поистине, девственницы подобны плодам на деревьях. Когда они созревают, нет другого пути, кроме сбора, в противном случае солнце их испортит, а ветер изменит. И поистине, когда девственницы достигают того, чего достигают женщины, нет другого пути, кроме замужества, в противном случае они не будут находиться в безопасности от соблазна»”. Тогда Посланник Аллаха поднялся на кафедру, собрал людей и сообщил им, что повелел Аллах, Велик Он и Всемогущ»[1].

Брак заключается не только для удовлетворения личных потребностей супругов. Он необходим как социальный институт, перед которым ответственные лица несут определённые обязанности, потому что большое общество состоит из маленьких семей, и прогресс и регресс его напрямую зависит от их состояния. Реформа общества должна начинаться с реформы семьи.

Как было сказано выше, многие социальные проблемы нравственного характера возникают вследствие позднего вступления молодых людей в брак. Поэтому самый лучший, более того, единственный путь решения этих проблем — это своевременно женить и выдавать их замуж. Если этот вопрос будет решён, то решатся и многие социальные проблемы. Эта обязанность возлагается на тех лиц, которые ответственны за социальные вопросы. По этому поводу в Священном Коране сказано: «Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь. Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости. Аллах — Объемлющий, Знающий»[2].

В решении этой проблемы и устранении преград все должны приложить свои усилия и создать для молодых людей необходимые условия. В этом отношении три категории людей играют главную роль.

1. Родители.

Ответственность за это в первую очередь, естественно, лежит на родителях. Поскольку они родили ребёнка, воспитали и вырастили, то должны принять на себя и создание условий для его вступления в брак и независимую жизнь.

Ребёнок — это слабое и зависимое создание, которое постепенно обретает силу и приближается к самостоятельности. Когда он достигает половой зрелости и брачного возраста, то всё ещё нуждается в своих родителях. Потому что не имеет ни достаточного опыта, чтобы самому выбрать спутника жизни и создать семью, ни финансовой возможности, чтобы нести все соответствующие расходы. И родители лучше всех могут помочь ему в этом.

Если между родителями юноши и девушки будет взаимопонимание и взаимодействие, то они смогут без каких-либо особых проблем создать необходимые условия для их бракосочетания и по мере возможности помочь начать новую жизнь. Поэтому, согласно исламу, ребёнок имеет право на то, чтобы его родители помогли ему вступить в брак. Благородный Пророк сказал: «Ребёнок имеет перед родителем три права. Он [родитель] должен дать ему [ребёнку] хорошее имя, научить грамоте и женить, когда он [ребёнок] созреет»[3].

2. Исламское правительство.

Вслед за родителями ответственность лежит на исламском правительстве. Согласно исламу, правитель является попечителем верующих,  решение их социальных проблем во всех сферах возлагается на него. На него также возлагаются все политические, экономические, военные, культурные вопросы исламского общества. Один из очень важных вопросов, которому шариатский правитель должен уделять особое внимание, это брак и создание семьи (так как путём создания семьи и укрепления семейных отношений можно предотвратить многие нравственные отклонения).

Подготовив соответствующий план и создав необходимые условия, шариатский правитель обязан стимулировать молодых людей к скорейшему созданию семьи и спасти от развращения и отклонения. Исламское государство, которое желает очищения душ и всеобщей набожности, обязано признать ускорение создания семьи одним из главных принципов, последовательно принимать соответствующие меры и создать все необходимые условия для его исполнения. Сколько бы оно не вкладывало в это дело сил и средств, оно не окажется в проигрыше, потому что нет ничего лучше в борьбе с нравственной распущенностью среди молодёжи.

3. Доброжелатели и благодетели.

Поздний брак — это большая социальная проблема, которую нелегко решить. Для этого необходимо, чтобы сами молодые люди, их родители и исламское правительство взаимодействовали между собой. Кроме того, передовые умы и состоятельные люди должны вносить свой вклад, создавая благотворительные фонды и организации, например, брачных консультаций, беспроцентного кредитования, ипотечного жилья, безвозмездной помощи молодожёнам, решения разногласий молодых семей и т.п. Тем самым они смогут решить многие проблемы на пути создания семьи и поощрять молодёжь к вступлению в брак.

Создание таких благотворительных, общеполезных организаций необходимо для общества, так как они оказывают большую помощь в формировании благоприятной среды и в борьбе с нравственной распущенностью. Более того, это великое богослужение, которое высоко ценится в исламе.

«Кто женит неженатого человека, — говорил Имам Садик, — будет одним из тех, на кого Аллах посмотрит в Судный день»[4].

Имам ‘Али сказал: «Наилучшее ходатайство — это когда ходатайствуешь между двумя людьми ради их бракосочетания до тех пор, пока Аллах не соединит их»[5].

Имам Муса ибн Джа‘фар также сказал: «В Судный день три человека окажутся под тенью Трона Аллаха, когда не будет другой тени, кроме его: тот, кто женил своего брата мусульманина, тот, кто помогал ему, и тот, кто хранил его тайну»[6].

А Посланник Аллаха изрёк: «Жените ваших неженатых людей. Поистине, Аллах улучшит их нрав, умножит их удел и укрепит их мужество»[7].

[1] Мухаммади Райшахри. Мизан ал-хикма [Весы мудрости]. Т. 2. С. 1181.
[2] Коран 24: 32.
[3] Табарси, Хасан ибн Фадл. Макарим ал-ахлак [Благородные свойства]. С. 253.
[4] Ал-Хурр ал-Амили. Васа’ил аш-ши‘а. Т. 14. С. 26.
[5] Там же. С. 27 .
[6] Там же.
[7 Маджлиси. Бихар ал-анвар. Т. 103. С. 222.

Источник : книга «Молодёжь и выбор спутника жизни»

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.