Бесподобный поступок

Поступки любого человека напрямую зависят от его образа мыслей. Верующего человека от отличают от неверующих его благочестивые поступки. Если вера человека во что-либо достигнет наивысшей точки, он готов пожертвовать своей жизнью и имуществом. Коран в одном из аятов отражает эту суть: «Верующие — только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, потом не испытывали сомнений и боролись своим имуществом и своими душами на пути Аллаха. Они – искренние»[1]

Ещё в первые годы возникновения Ислама мусульмане ради достижения цели претерпевали различные мучения и унижения. Препятствующие распространению религии единобожия факторами были суеверие предков, желание сохранить прежних богов, общинное высокомерие, чувство сословного превосходства и наследственная вражда между общинами. Эти преграды на пути развития Ислама существовали до тех пор, пока мусульмане не завоевали Мекку, имея на тот момент достаточно сильную армию. 

Давление курайшитов на мусульман стало причиной того, что некоторая их часть переселилась в Эфиопию, а другая – в Ясриб (Медину). Пророк и Али имели поддержку со стороны хашимитов, в особенности Абу Талиба, а Джафар бен Аби Талиб с некоторой группой мусульман в пятом году от начала миссии был вынужден покинуть Мекку и направиться в Эфиопию, где и пробыл до седьмого года хиджры (около 15 лет), до победы в битве Хайбар (битва у рва). 

В десятом году от начала миссии Пророк Ислама (c) потерял дорогого ему человека, Абу Талиба, защищавшего его на пути распространения религии единобожия. Чуть позже Пророк лишился своей доброй супруги Хадиджы, которая ради развития Ислама жертвовала своей жизнью и имуществом. Со смертью этих двух близких Пророку людей увеличились волнения и давление на мусульман Мекки. В тринадцатом году от начала миссии курайшитские предводители на всеобщем совете приняли решение прекратить призыв к единобожию путем ареста, убийства или ссылки Пророка. Коран тоже указывает на этот заговор: «Вот ухищряются против тебя те, которые не веруют, чтобы задержать тебя или умертвить, или изгнать. Они ухищряются, и ухищряется Аллах. А ведь Аллах — лучший из ухищряющихся!»[2]

Курайшитские вожди решили, что от каждой общины будет выбрано по одному человеку, эти люди в полночь неожиданно ворвутся в дом Мухаммада (c) и разрубят его на части. Так они, с одной стороны, прекратили бы проповедь новой религии, а с другой стороны, вина за пролитие крови Мухаммада была бы разделена между арабскими общинами, и династия хашимитов не смогла бы отомстить за убийство. 

Пророк через ангела откровения был оповещён о готовящемся заговоре язычников и по приказу Бога должен был покинуть Мекку и направиться в Медину. 

Настала роковая ночь. И Мекка, и дом Пророка были покрыты тьмой. Вооружённые заговорщики со всех сторон окружили дом Мухаммада. Пророк должен покинуть дом, разрушив коварный план, но сделать это так, чтобы убийцы были уверены, что он все еще находится дома, безмятежно спит в своей постели. Для выполнения этого плана необходимо, чтобы кто-то лёг в его постель и накинул бы на себя зелёное покрывало Пророка, оставив заговорщиков в заблуждении, что тот ещё не покинул дом. Тогда всё внимание злоумышленников будет направлено к дому, и они не станут обращать внимание на прохожих на улицах Мекки и за ее пределами. Но найдется ли тот, кто пожертвует собой и займет место Пророка? Да, и этот достойный человек – тот, кто раньше всех принял Ислам и с самого начала миссии всегда был рядом с ним и поддерживал его. Это – Али, на плечи которого легла вся ответственность за выполнение этого плана. 

Поэтому Пророк, обратившись к Али, сказал: «Курайшитские язычники все вместе решили ворваться в мой дом и убить меня. По приказу Бога я должен покинуть Мекку, и ты в эту ночь будешь спать в моей постели, накинешь на себя мое зелёное покрывало, чтобы они подумали, что я до сих пор нахожусь в доме и сплю, и не преследовали меня». Али, покорившись приказу Пророка Ислама (c), лёг в постель Пророка. 

Сорок заговорщиков окружили дом Пророка и смотрели внутрь дома через дверную щель и, видя спящего человека, думали, что это Пророк спит в своей постели. Всё находилось под наблюдением, даже движение муравья не оставалось незамеченным. Каким же образом при таком бдительном наблюдении Пророк смог покинуть дом? 

Многие авторы исторических хроник считают, что Пророк Ислама (c), читая некоторые аяты суры «Йа син» (аяты 8 и 9), узнал расположение заговорщиков и прошёл так, что никто его не заметил. Это мнение вполне оправданно: если на то будет Божья воля, то Он спасёт своего Пророка путём чуда, и ничто не сможет помешать этому. Но многое указывает на то, что Бог не хотел спасти своего Пророка путём чуда, так как в этом случае не было бы необходимости, чтобы Али спал в постели Пророка, Пророк, рассчитывая лишь на свои силы, должен был направиться к пещере Сур, а уже оттуда преодолеть тяжелый путь к Медине. 

Другие говорят, что Пророк вышел из дома, когда все убийцы заснули, и Пророк воспользовался их оплошностью. Но это мнение мало вероятно, и ни один здравомыслящий человек не поверит, что сорок заговорщиков, окруживших дом Пророка, чтобы преградить ему выход из дома и убить его в подходящее время, так беспечно отнесутся к своей задаче и все одновременно спокойно уснут. Скорее всего, верна третья точка зрения: Пророк покинул дом еще до прихода заговорщиков[3]

Вторжение в обитель откровения
Вооружённые мечами курайшитские воины ждали мгновения, когда смогут одновременно ворваться в дом и пролить кровь спящего Пророка. Они через дверную щель наблюдали за спальней Пророка и, испытывая большую радость, думали, что вскоре удовлетворят свою жажду крови. Но Али спокойно лежал в постели Пророка, он был уверен, что Бог спас Своего Пророка. 

Вначале враги решили, что ворвутся в дом Пророка в полночь, но по некоторым причинам передумали и решили, что нападут на рассвете. Но вот ночная тьма уже начала рассеиваться и стали появляться предрассветные сумерки. Заговорщики с оружием в руках ворвались в дом Пророка, с огромным желанием достичь поставленной цели, но, вбежав в спальню, нашли в ней лишь Али (а), были поражены и опечалены увиденным. Обратившись к Али, они спросили: «Где Мухаммад?», на что тот сказал: «Разве вы оставляли его у меня, что так требуете от меня?» Тогда они, озлобившись, схватили Али и повели его в Масджид-аль-харам, но там, через некоторое время, отпустили. Злоба настолько охватила их, что они решили во что бы то ни стало найти Пророка Ислама (c)[4]

Коран, повествуя об этом героическом поступке, восхваляет Али (а) и причисляет его к тем, кто жертвует своей жизнью ради обретения довольства Господа: «А среди людей есть и такой, который покупает свою душу, стремясь к благоволению Аллаха, а Аллах — кроток к рабам»[5]

Источник: книга Амираль Муминин Али ибн Аби Талиб (а)

[1]- Комнаты,15. 


[2]- Добыча, 30. 


[3]- Хроника Халаби, т. 2, стр. 32. 


[4]- Хроника Табари, т. 2, стр. 97. 


[5]- Корова,207. 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.