Много веков тому назад Имам Хусейн (а) сказал: «Люди – рабы этого мира, а религия у них только на языках. Они придерживаются ее, пока она приносит им благо и достаток. Когда же их касаются испытания, истинно верующих оказывается мало». (Тухаф аль-укуль, стр.245)
Нет сомнений в том, что религия является важнейшей сферой бытия человека, сопровождавшей его в течение всей истории человечества и оказывавшей влияние на все стороны его жизни. Религия никогда не отделалась от человека. Люди всегда стремились к ней, кто-то приходил к ней через поиски и исследования, кого-то приводили к ней сомнения и неясности. Конечно же, под воздействием различных внутренних и внешних обстоятельств религия и вера подвергались подъемам и падениям, но никогда религия не переставала влиять на человеческое общество, и никогда вера не покидала полностью сердца людей. Каждый человек имеет определенные убеждения, воспринимаемые им как единственно верные, вследствие чего он считает неверными убеждения, не соответствующие его собственному мировоззрению. Имам Садык (а) говорил: «Каждый человек считает себя правым относительно трех вещей. Относительно религии, которой он придерживается. Относительно желаний и помыслов, которые возобладали над ним. Относительно решений, принятых им в своих делах». (Тухаф аль-укуль, стр.321)
Ученые, исследователи и мыслители изучали и анализировали религию с различных сторон. Виды религий, связь религии и разума, религия и наука, религия и нужды человечества, религия и история и так далее. В данной статье будут вкратце рассмотрены основные причины того, почему люди бегут от религии (в нашем конкретном случае от Ислама), почему они не принимают учение небесных пророков. Но прежде считаем необходимым обратить внимание читателя на лексическое и терминологическое значение религии, а также на ее истоки в сущности человека.
Значение религии
Большая часть мусульманских лексикологов представляют религию («дин» в арабском языке) в значении повиновение, воздаяние и обыкновение. Ибн Фарис считает, что основное лексическое значение слова религия – это покорность и повиновение, а все остальные значения являются второстепенными. Некоторые из лексикологов, такие как Фирузабади и шейх Туси, упомянули в своих трудах большее количество значений для слова религия. В Священном Коране слово «дин» упоминается в значении воздаяние, шариат, закон, повиновение, смиренность.
По мнение мусульманских богословов религия в терминологическом значении означает: «Совокупность убеждений, законов и нравственных норм, ниспосланных Творцом мироздания, которые регулируют мировоззрение человечества и все сферы его жизнедеятельности. Посредством небесного откровения и дарованного человеку разума религия призвана наилучшим образом регулировать как жизнь человеческого общества, так и жизнь отдельного его представителя».
Истоки религии
Все диспуты относительно истоков религии сводятся к двум темам:
1. Истоки мировых религий, или иными словами история и причины возникновения существующих ныне и канувших в небытие религий.
2. Истоки религии в сущности человека, или иными словами причины, по которым люди предрасположены к вере.
Мусульманские богословы, опираясь на аяты последнего Небесного Писания, утверждают, что предрасположенность к вере присуща самой природе человека, то есть каждый человек появляется на этот свет с религиозным чувством – врожденной верой в божественное начало. В Коране сказано: «Обрати свой лик к религии, исповедуя единобожие. Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению». (Сура «Румы», аят 30)
Имам Али (а) говорил в своих проповедях, что Всевышний Аллах отправил к людям пророков, чтобы те вернули в верное русло религиозное чувство человечества: «Он воздвиг среди них Своих посланников и поставил к ним Своих пророков, дабы они напомнили им о завете, заключенном Господом при сотворении и напомнили им о забытых ими милостях Его». (Нахдж аль-балага, проповедь 1)
Усердие в религиозности
В учении Священного Корана, а также в традициях Посланника Аллаха(с) и безгрешных имамов из его рода религиозность, набожность и усердие в сохранении веры названы важнейшими обязанностями каждого человека. Сохранность своей веры должна быть главной заботой человека, о чем не переставали напоминать и наставлять наши предводители. Пророк Мухаммад (с) говорил одному из мусульман: «Если с тобой приключится беда, то пожертвуй своим имуществом ради своей жизни. Если же беда угрожает твоей вере, то пожертвуй ради нее и имуществом, и даже жизнью, ибо подлинно обделен тот, кто обделен верой, подлинно разрушен тот, чья вера разрушена». (Канз аль-уммаль, 43601)
Из высказываний Посланника Аллаха следует, что одним из предметов его озабоченности было недостаточное внимание людей к религии и вере: «Воистину, я опасаюсь за вас, что вы посчитаете незначительной веру и религию, и не придадите должного значения мудрости». (Бихар аль-анвар, т.72 стр.772)
Пророк и безгрешные имамы всегда разъясняли людям правильную веру, и всегда стремились к тому, чтобы сердца мусульман пребывали в покое вследствие верных убеждений. Однажды к Имаму Садыку(а) зашел Амру ибн Харис и обратился к нему:
– О сын Посланника Аллаха! Позволь я расскажу тебе о своей вере, посредством которой я пытаюсь снискать довольство Аллаха.
– Расскажи, – ответил имам.
– Я верую, что нет божества кроме Всевышнего Аллаха и лишь Он достоин поклонения. Я верую, что Мухаммад (с) раб Аллаха и Его посланник. Я верую в то, что Судный день настанет, и тогда Аллах воскресит всех умерших, и нет в этом ни малейших сомнений. Я убежден в необходимости выполнения ритуальной молитвы, выплаты закята, совершения поста в месяц Рамадан, а также в необходимости совершения хаджа тем человеком, кто имеет все возможности для этого. Я убежден, что после Посланника Аллаха руководство общиной принадлежит Повелителю правоверных Али(а). А после него Хасану, Хусейну, Али ибн Хусейну и Мухаммаду ибн Али. А затем руководство общиной перешло к тебе. И ты мой имам. Это моя вера, с которой я живу и умру, посредством которой я пытаюсь снискать довольство Аллаха.
– О Амру, – сказал Имам Садык(а), – Клянусь Аллахом, эта вера является моей верой и верой моих предков. Посредством нее мы поклоняемся Аллаху и пытаемся снискать Его довольство. Предоставь свое наставление Всевышнему Аллаху, а не себе, и возноси Ему хвалу и благодарность за верный путь. (Бихар аль-анвар, т.69 стр.5)
Причины бегства от религии
Мусульманские богословы всегда изучали причины слабости веры, причины, вследствие которых люди переставали соблюдать религию так, как того требует Творец. Несмотря на то, что вера и религиозное чувство присущи самой природе человека, временами в результате воздействия внешних и внутренних факторов некоторые люди убегают от религии и от своего внутреннего зова, и тогда, как говорил Имам Хусейн(а), религия остается только на их языках. Религиозность и сила веры обнаруживаются в час трудностей и испытаний, во время лишений и страданий, тогда, когда ради торжества истины нужно принести все самое дорогое и ценное в жизни.
Вернемся к основной теме. Итак, мусульманскими богословами называются следующие причины, из-за которых многие люди не принимают учение небесных пророков:
1. Недостаточные познания
Недостаточные познания и невежество человека в отношении мироздания, творения, самого себя, начала мира и его конца подготавливает почву для слабости веры и отвращения от религии. Люди, взирающие лишь на внешнюю оболочку и даже не пытающиеся видеть дальше своих мирских нужд, никогда не сумеют должным образом уверовать в сокровенное. Если они не познали всех сторон сущности человека и считают, что все его нужды сводятся к материальным потребностям, то конечно же они будут пребывать в неведении о его духовных нуждах. История человечества свидетельствует, что отсутствие верных познаний является основной причиной заблуждений и отклонений. Пророк Муса (а) считал невежество причиной отклонения своего народа от подлинного единобожия: «Они сказали: «О Муса! Сделай нам божество, такое же, как у них». Он сказал: «Воистину, вы – невежественные люди». (Сура «Преграды», аят 138)
Невежеством назвал Пророк Йусуф (а) деяние своих братьев, которые разлучили его с отцом и бросили в колодец: «Он сказал: «Поняли ли вы, как вы поступили с Йусуфом и его братом, когда были невежественны?» (Сура «Йусуф», аят 89)
Пророк Лут (а) назвал невежество причиной распутства своего народа, погрязшего в мерзости и самых отвратительных грехах: «Неужели вы будете приходить с вожделением к мужчинам вместо женщин? О нет! Вы – невежественный народ!» (Сура «Муравьи», аят 55)
Ведь недаром Имам Али(а) говорил: «Знания – основа всех благ, а невежество – корень всего зла». (Гурар аль-хикам, 860) Кстати, слово знание и его производные упоминаются в Священном Коране более 750 раз!
Всевышний Аллах обращается к Своему Пророку: «Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников». (Сура «Йусуф», аят 108) Одним из посланий этого аята является то, что Пророк и его последователи всегда придерживались набожности и стремления к познаниям, которые никогда не имели ничего общего с невежеством и различными суевериями.
Невежественные люди не способны к подлинной набожности и религиозности, ибо их сердца и разум, где обитает вера, закрыты покрывалом страстей и желаний. Имам Али(а) называл алчность и неугомонные желания невежд одной из их главных бед в жизни: «Неуемная алчность отпугивает сердца невежд, неугомонные желания делают их своими заложниками, а хитрость и обман заводят их в ловушку». (Аль-кафи, т.1 стр.23)
2. Слепое следование
Слепое следование традициям предков и бездумное принятие искаженных идей является еще одной причиной отдаленности от истинной религии. Ислам приветствует следование неосведомленных людей людям знающим, обращение неспециалистов к специалистам, ибо подобное следование влечет за собой рост, развитие и совершенствование. Однако Ислам порицает слепое и бездумное следование невежд за невеждами, заблудших за заблудшими. Слепое следование это показатель упрямства, неуемной любви к традициям предков, нехватки ума, отсутствия личностных качеств. Слепое следование традициям предков и бездумная приверженность обычаям своего народа называются главными причинами передачи искаженных вероубеждений от поколения к поколению. Священный Коран повествует нам о заблудших людях: «Когда им говорят: «Следуйте за тем, что ниспослал Аллах!» – они говорят: «О нет! Мы будем следовать тому, чему следовали наши отцы». А если сатана позовет их к мучениям в Пламени?» (Сура «Лукман», аят 21)
Слепое следование чужим убеждениям лишает человека индивидуальности и повышает вероятность того, что он впадет в заблуждения. Поэтому исламская религия призывает своих последователей самим разобраться в основах вероучения. Всевышний Аллах говорит Своему Пророку, что среди всех общин существовали люди, следовавшие искаженным традициям предков и не пытавшиеся самостоятельно разобраться в вопросах истины и лжи: «Таким же образом, какого бы предостерегающего увещевателя Мы ни отправляли до тебя в какое-либо селение, его изнеженные роскошью жители обязательно говорили: «Воистину, мы нашли своих отцов на этом пути, и мы верно следуем по их стопам». (Сура «Украшения», аят 23)
3. Искаженное представление о религии
Порой в обществе распространяются ложные стереотипы, которые преподносят истинную религию и ее последователей в искаженном виде. Недостоверные источники умышленно или сами того не осознавая дают людям неверную информацию о Творце, в которого верят последователи истинной религии, об их писании, о различных аспектах вероучения, таких как свобода воли, предопределение, справедливость и многих других положениях. Все это служит причиной отвержения религиозного учения частью человечества. Поэтому мы считаем, что для изучения истинной религии необходимо обращаться к достоверным источникам, являющимся авторитетными для последователей этой религии. Информацию необходимо получать из первых рук. В наше эпоху люди стремятся к логическим доводам и умственным доказательствам относительно верности различных положений вероучения, вследствие чего не следует опираться на различные суеверия, слепую веру и происки недоброжелателей.
Посланник Аллаха(с) говорил: «У всего на свете есть столпы, на которых все и держится. Столпом религии является стремление к пониманию». (Бихар аль-анвар, т.1 стр.216)
Имам Бакир (а) сказал однажды о хариджитах и об их неверном понимании многих сторон исламского вероучения, вследствие чего многие люди были лишены исповедовать подлинную религию: «Религия обширна, однако хариджиты проявили невежество и непонимание и наложили на себя ненужные тяготы». (Аль-кафи, т.1 стр.405)
Разъяснение верного вероучения является задачей всех мусульман, включая богословов, исследователей и обычных людей. К сожалению в течение истории в различных уголках возникали неверные убеждения, продолжающие существовать и в наши дни. Такие убеждения, основанные на суевериях, предрассудках и отсутствии логики не дают многим людям в правильной форме воспринять религию.
4. Скверные деяния верующих
Отдельные люди бегут от религии, так как видят некоторых из ее последователей, которые вершат скверные деяния и множество грехов. Такие люди полагают, что раз верующие совершают все эти мерзости, то значит и их религия мерзкая. Тяжело объяснить им, что горстка грешников не является лицом религии, ибо в первую очередь сама религия осуждает подобных верующих, запятнавших себя грехами. Но факт остается фактом. Сердца людей склоняются к вере и религии, если они видят праведность религиозных ученых и набожность верующих. Прежде чем осознать и принять логические и документальные доводы истинной религии, люди попадают в зависимость от деяний верующих, особенно от поступков и речей предводителей и известных религиозных деятелей. Имам Али(а) по этому поводу говорил: «Кто себя выдвинул в вожди для людей, пусть прежде, чем учить других, сам научится. И да будет его наставление собственным примером прежде наставления его речами, ведь сам себя поучающий и наставляющий более достоин величания, нежели других поучающий и наставляющий». (Нахдж аль-балага, изречение 73)
В Коране сказано: «Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению самих себя». (Сура «Корова», аят 44) Из этого аята следует, что прежде всего верующему необходимо исправить себя, а уже затем исправлять других и призывать людей к истинной вере. Иначе он не добьется положительного результата.
Праведные деяния или грехи верующих в глазах других людей автоматически записываются на счет религии или ее предводителей, о чем говорил Имам Садык. Он обратился однажды к одному из своих последователей со следующими словами: «Кем бы ни совершались благие деяния, они являются благом. Но если их совершишь ты, то их благость возрастет в разы, ибо ты связан с нами и являешься нашим последователем. Кем бы ни совершались мерзкие поступки, они являются мерзостью. Но если их совершишь ты, то их мерзость возрастет в разы по причине твоей связи с нами». (Сафина аль-бихар, т.1 стр.708)
5. Бегство от ответственност
и Как много на свете людей, привыкших к невоздержанности, беспечности, разнузданности и изнеженности. Их стремление к абсолютной свободе и приволью без каких-либо условий и ограничений заставляет их с настороженностью взирать на религиозное учение. Ведь религия накладывает на человека обязательства, ответственность и нормы поведения. Мы считаем, что в природе человека изначально присутствует чувство ответственности и стремление к соблюдению обязательств. Однако в результате различных факторов, например, воспитания или воздействия окружающих, это чувство притупляется. По этой причине люди, подавившие в себе чувство ответственности, отворачиваются от религии, опасаются ее, ибо ее принятие влечет за собой необходимость соблюдения целого ряда обязательств. А такие люди не хотят этого, как сказано в Коране: «Но человек желает и впредь совершать грехи. Он спрашивает, когда же наступит День воскресения?» (Сура «Воскресение», аят 5) Бегство от ответственности и обязательств, жажда неограниченной ничем свободы заставляет человека отрицать День воскресения и вечную жизнь загробного мира.
Ислам уважает свободу людей, но не ту ничем неограниченную свободу, к которой стремятся некоторые грешники и развратники. Это не есть свобода, это потакание страстям и низменным побуждениям, влекущее человека в духовную деградацию и причиняющее множество страданий его окружению. Поэтому исламская религия накладывает на людей условия и ограничения, ибо только в этом случае человеческое общество сможет достичь вершин духовного совершенства.
Истинная религия – свободная религия, к которой никто никого не принуждает: «Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения». (Сура «Корова», аят 256)
Посланник Аллаха(с) говорил: «Воистину, Аллаху не поклоняются под принуждением». (Бихар аль-анвар, т.77 стр.142)
6. Длительные несбыточные желания
Чаяния и желания побуждают человека к развитию и совершенству, даруют ему уверенность и надежду на прекрасное будущее. Беременная женщина претерпевает все трудности, выпадающие на ее долю в течение долгих месяцев, в надежде на рождение достойного и здорового ребенка. Земледелец лишает себя большого числа удовольствий и трудится без устали, желая собрать хороший урожай с полей и садов. Прилежный студент надеется, что добьется поставленных перед собой целей, вследствие чего старательно корпит за учебниками и усердно посещает лекции. Если бы в человеке не было желаний и надежд, то его ждало бы несчастное будущее. Но желания и надежды ни в коем случае не должны переходить границ дозволенного, ибо в этом случае они начинают представлять опасность. Они лишают человека возможности трезво взглянуть на мир и свое положение в нем. Они не дают ему познать истину, сводят на нет его чувство ответственности. Имам Али(а) говорил по этому поводу: «О люди, воистину, самое страшное, что меня беспокоит, сводится к двум вещам – к следованию суетным измышлениям и возлаганию слишком больших надежд. Что до суетных измышлений, то они ограждают от истины. Что до слишком больших надежд, то они заставляют забыть о жизни грядущей». (Нахдж аль-балага, проповедь 42)
Лицемеры – это люди, не принявшие веру, не уверовавшие в истинную религию, но пытающиеся выдать себя за настоящих верующих. В День суда, когда пред каждым человеком предстанет истина и не будет возможности избежать сурового наказания, лицемеры скажут верующим: «Разве мы не были с вами?» А верующие ответят им: «Да, но вы соблазняли самих себя, выжидали, сомневались и обольщались надеждами до тех пор, пока не явилось повеление Аллаха. Соблазнитель обманул вас относительно Аллаха». (Сура «Железо», аят 14)
7. Следование страстям
Следование страстям, прихотям и низменным побуждениям души является как основной причиной отвращения от истинной религии, так и причиной погрязания в духовный мрак и деградацию. Следование страстям воспринимается исламским учением как главный враг человечества, с которым людям необходимо бороться. Обуздание страстей и желаний обязательно поможет человеку по-новому взглянуть на этот мир и увидеть истины, которые прежде были сокрыты от него. Те несчастные, которые пребывают в плену своих вожделений, лишены возможности чувствовать внутренний зов единобожия, призывающий их к истине, и лишены способности слышать призыв истинной религии. И нет в этом ничего удивительного, ибо их взоры ослеплены, а их сердца запечатаны. В Коране сказано: «Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Аллах ввел его в заблуждение на основании знания, запечатал его слух и сердце и бросил на его взор покрывало. Кто же наставит его на прямой путь после Аллаха? Неужели вы не помяните назидание?» (Сура «Коленопреклоненная», аят 23)
Следование страстям и потакание желаниям не только не дают неверующему человеку услышать истину, но и могут свести с прямого пути верующих людей. Всевышний Аллах обращается к Пророку Дауду (а): «О Дауд! Воистину, Мы назначили тебя наместником на земле. Суди же людей по справедливости и не потакай порочным желаниям, а не то они собьют тебя с пути Аллаха». (Сура «Сад», аят 26)
В хадисе от Имама Али(а) говорится: «Если ты последуешь за своими страстями, то они лишат тебя способности слышать и видеть». (Гурар аль-хикам, 3807)
8. Дружба с нечестивцами
Человек – существо социальное, стремящееся жить в обществе рядом с себе подобными, установить дружбу и близкие взаимоотношения с другими людьми. Найти хорошего друга это целое искусство, считают некоторые мудрецы. Ведь хороший друг это единомышленник, помощник, на которого можно положиться в трудную минуту, соучастник в радости и горе. И если найти хорошего друга это целое искусство, то сохранить с ним дружбу и близкие отношения это искусство еще более тонкое и изощренное. Ведь недаром Имам Али говорил мусульманам: «Самым немощным из людей является тот, кто не способен найти себе друзей. А еще более немощным является тот, кто теряет имеющихся у него друзей».
Ни для кого не секрет, что дружба с определенными людьми оказывает огромное воздействие на мысли и поведение человека. Это воздействие настолько сильное, что в одном из хадисов от Посланника Аллаха(с) даже сказано: «Человек придерживается религии своего друга». (Канз аль-уммаль, 24732)
А если человек водится с нечестивцами и грешниками, которые далеки от религии и даже не помышляют разобраться в ней, то и он будет настолько же далек от истины. Поэтому дружба с нечестивцами называется исламскими богословами следующей причиной отвращения от веры и религии. Близкие и теплые отношения с грешниками влекут за собой разделение их мыслей, убеждения и деяний, что обернется величайшей бедой в День страшного суда. Воистину, подобная дружба разрушает и мирскую жизнь человека, и загробную. В Коране повествуется: «В тот день беззаконник станет кусать свои руки и скажет: «Лучше бы я последовал путем Посланника! О горе мне! Лучше бы я не брал такого-то себе в друзья!» (Сура «Различение», аяты 27-28)
Мудрый Лукман наставлял своего сына: «Сынок, не водись с теми, кто не поминает Аллаха. Ибо если ты будешь обладателем знаний, то твои знания не принесут им пользы. А если ты будешь невеждой, то они добавят тебе невежества. И если Аллах ниспошлет на их головы наказание, то это наказание может задеть и тебя». (Аль-кафи, т.1 стр.39)
9. Упрямство
Упрямство и неуемное упорство в защите лжи по праву можно отнести к одним из основных причин отвращения от религии. Упрямый человек не находит разумных доводов для своих убеждений, поэтому он просто отключает логику и для отрицания истины прибегает к безосновательному упорству, которое в конце концов сыграет с ним злую шутку. Упрямство, как и многие отрицательные нравственные качества, уходит корнями в невежество и неосведомленность.
В Коране говорится об упрямых язычниках: «Среди них есть такие, которые слушают тебя, но Мы накинули на их сердца покрывала, чтобы они не могли понять его, и поразили их уши глухотой. Какое бы знамение они ни увидели, они все равно не уверуют в него, и поэтому, когда они приходят к тебе, чтобы препираться с тобой, неверующие говорят: «Это – всего лишь сказки древних народов». Они удерживают других от него (прямого пути), и сами сторонятся его, однако они губят только самих себя, не ощущая этого». (Сура «Скот», аяты 25-26)
Многочисленные иудейские племена проживали в окрестностях Медины. Они пришли туда, ибо в своих книгах нашли множество свидетельств того, что вскоре там начнет свою миссию последний пророк, который принесет человечеству величайшее благо. Они знали о нем практически все: «Те, кому Мы даровали Писание, знают его, как знают своих сыновей». (Сура «Скот», аят 20) Они ждали его, просили Господа ускорить его появление. Но когда Посланник Аллаха начал свою великую миссию, иудеи встали в ряды его врагов: «Когда же к ним явилось то, что они узнали, они отказались уверовать в него». (Сура «Корова», аят 89) В числе причин, из-за которых иудеи отвернулись от Посланника Аллаха и его религии, стало их безосновательное упрямство, ибо они узнали, что последний пророк является потомком Исмаила, а не Исхака.
10. Нищета
Нищету нельзя назвать непосредственной причиной отвращения от веры и религии, но она подготавливает почву для слабости веры и даже ее полного разрушения. И если человек будет малодушен и нетерпелив, то высока вероятность того, что он своими же деяниями разрушит веру или отвратится от религии. Во многих исламских хадисах нищета упоминается рядом с неверием. Посланник Аллаха(с) обращался в молитвах к Господу: «О Аллах, прибегаю к Тебе от неверия и нищеты». (Канз аль-уммаль, 16687)
Имам Али(а) наставлял своего сына: «Сынок! Воистину, я боюсь, чтобы тебя не постигла нищета. Прибегай же к Аллаху от нищеты, ведь нищета ломает религию, озадачивает разум и вызывает вражду».
Источник: http://alhassanain.org