Мученическая гибель имама Хусейна (а), произошедшая в день Ашуры в битве за добро и справедливость, создала в истории волнующую и бессмертную любовь и поощрила мусульман и всех свободолюбивых людей мира к проведению церемоний по случаю этого великого эпоса. Можно сказать, что Ашура служит предметом единства и консолидации исламских народов. В эти дни мусульмане образуют единое, согласованное и сплоченное целое и в один голос скандируют возглас свободолюбия и непоколебимости перед лицом насилия. Проведение траурных церемоний по мученикам, павшим в Кербеле, началось уже с 61 года по лунной хиджре. После пленения членов семейства имама Хусейна (а), великие имамы сохранили память о его мученической гибели, призывая его последователей к проведению траурных церемоний. Образ жизни сына имама Хусейна (а), имама Саджада, как бы воссоздавал траурные церемонии по мученикам Кербелы. Один из поэтов того времени, Комейт, у имама Бакира (а) читал элегию, специальное стихотворение, в котором оплакиваются мученики. Такими стихами оплакивали мучеников Абу-харун Макфуф у имама Садика (а) и Доабл Хазаи у имама Резы (а). Церемонии оплакивания Хусейна (а) получили распространение среди мусульман именно таким образом. В Египте, даже до прихода к власти халифов из династии Фатемидов, шииты в день Ашуры собирались в двух местах поклонения под названиями Колсум» и Нафиса, где чтили память этого дня. В 353 году по лунной хиджре, в период власти иранской династии Буидов в Багдаде, Моиздаула объявил Ашуру траурным и выходным днем. Ибн Асир в своей книге пишет следующее: «10 числа мухаррама 358 года по лунной хиджре жители Багдада, по своей ежегодной традиции, закрыли рынки и провели траурные церемонии по имаму Хусейну ибн Али».
На сегодня траурные церемонии по имаму Хусейну (а) проводятся в исламских странах, на Индийском континенте, в Пакистане, Афганистане, Иране, Турции, Кувейте, Ливане, Бахрейне и в ряде африканских стран, в том числе Марокко и Египте. Эти обряды послужили фактором распространения ислама в мире. Некоторые социологи говорят: «В дни мухаррама в обществах под впечатлением этого месяца и святости имама Хусейна, совершается меньше проступков. Имам Хусейн (а) вселяет в души молодежи непеописуемый энтузиазм и придает ей своеобразную личность, которая помогает в контролировании поведения».
В Ираке люди направляются в Кербелу грандиозными группами, в первых рядах которых несут знамена с траурными лозунгами. Это народное движение, сопряженное с траурным песнопением мусульман, оплакивающих имама Хусейна и облаченных в черное одеяние, наводит глубокую печаль на зрителей. Особенно ярко выражены траурные церемонии в селе Таваридж. Жители этого села рано утром пешком направляются в сторону Кербелы. По дороге к ним присоединяются другие сельчане, постепенно образуя общество, превышающее один миллион человек. На сегодня стремление к познанию истины в церемониях Ашуры растет с каждым годом и исламский мир все больше осознает значение этого события в деле сплочения и единодушия между мусульманами. Руководитель Совета суннитского вакуфа Ирака Ахмад Абдолькафур ас-Самераи по случаю наступления мухаррама подчеркивает необходимость укрепления единства в мусульманском обществе и призывает исламские группировки Ирака к сплочению своих рядов в борьбе против терроризма и насилия.
Видный ливанский авторитет улем Мухаммад-Хусейн Фазлулла также призвал соблюдающих траур по Хусейну мусульман воспользоваться мухаррамом, в частности Ашурой, для солидаризации всех исламских толков и приумножения усилий по установлению мира, справедливости и безопасности в мире.
Ливанский народ с начала мухаррама и до десятого числа после дня мученической гибели имама Хусейна (а) и его верных соратников находится в трауре. Каждый день в мечетях и текьях раздают ароматные жертвенные блюда. Отважная ливанская молодежь на примере Ашуры имама Хусейна (а) противостоит агрессии сионистского врага и с эпическим воодушевлением защищает свою родину. История траурного песнопения в Сирии восходит к периоду мученической гибели имама Хусейна (а). Согласно преданиям, город Халеб является местом захоронения головы Хусейна (а), в силу чего в этом городе проводятся различные церемонии в его память. В Индии «таазия» (религиозная шиитская мистерия, связанная с событиями в Кербеле), составляет часть траурной церемонии в дни мухаррама. С первого дня мухаррама места траурных церемоний украшаются специальными знаменами под названием «алям». Мусульмане Индии и Пакистана участвуют в траурных процессиях с конями, которых называют «Зольдженах», как бы воссоздавая сцену восстания имама Хусейна (а) в Кербеле. В некоторых городах Индии, в том числе Дели и Калькутте, траурные церемонии сопровождаются разведением костров. В этих районах последователи ханафитского и суфийского толков специальными церемониями отмечают гибель мучеников Кербелы. Бесподобные сцены траура по мученической гибели имама Хусейна (а) оказали глубокое впечатление на великих личностей и поэтов, сложивших немало стихов об этом.
Бывший руководитель национального конгресса Индии Пуршу Тамелас Тондан о глубоком воздействии восстания Хусейна пишет: «Мученическая гибель имама Хусейна оказала на меня глубокое воздействие еще в детстве. Такие великие самопожертвования, как мученическая гибель Хусейна, способствуют интеллектуальному развитию человечества, и память о нем должна жить всегда». Албанские мусульмане отмечают дни мухаррама проведением специальных церемоний. В селе Несалсе живет около 15 тысяч человек. Мусульмане собираются в текьях и слушают проповеди своего шейха о Хусейне. Десятого мухаррама они соблюдают пост и в память о восстании Ашуры не едят сладостей.
Турецкий исследователь Матин Анд разделяет траурные церемонии в Турции и Малой Азии на три категории: траурные театральные постановки иранцев, проживающих в Турции, декламация литературы, посвященной событиям в Кербеле, и проведение траурных церемоний бекташей и алавидов.
Особенностью церемонии бекташей является приготовление пшеничной еды под названием «Ашура», которая напоминает о голодавших в пустыне Кербелы. Кроме того, в эти дни варят суп под названием «дуга» и закалывают жертвенных животных. В заключение мы расскажем вам о церемониях иранцев со слов британского священника Пола Хеннета. Будучи членом религиозного представительства британской церкви в Иране, он жил в Исфагане в 70 годах прошлого столетия. В своих воспоминаниях он называет исламскую революцию плодом защиты восстания имама Хусейна иранским народом и говорит: «Мне хорошо запомнился один из дней времен революции, когда на большом базаре города Исфагана я увидел траурную церемонию по Хусейну. Тот день стал для меня уникальным опытом. Огромные массы людей, вооруженных эпическим вдохновением, направлялись через базар в сторону соборной мечети. Они исполняли траурное песнопение, соблюдая своеобразный ритм. Некоторые из сопровождающих шествие били себя в грудь. Эта сцена оказала на меня удивительное воздействие. Я был поражен тем, что мученическая гибель имама Хусейна так глубоко проникла в сердца иранцев. Смиренность Хусейна и те муки, которые он перенес перед гибелью, были для народа сильнее всякого оружия. Все верили, что мученическая гибель Хусейна доказала превосходство добра и справедливости над злом и военной силой. Увидевший эти церемонии в Иране не усомнится в правоте исламской революции, потрясшей весь мир. Революции, продемонстрировавшей, что самопожертвование может стать залогом победы».
Источник: http://alhassanain.org