Абу Ханифа и имам Садык (а)

Известно, что Абу Ханифа был силён в дискуссиях и спорах, халиф Мансур решил использовать его в ослаблении авторитета имама Садыка (а) В тот период имя имама Садыка (а) было широко известно. Для халифа такая ситуация была очень не выгодной, ибо, чем выше авторитет имама, тем более шатким становилось положение самого халифата. Помимо этого, Мекка, Медина, Куфа, Кум, открыли филиалы университета имама Садыка (а)

По приказу Мансура имама Садыка (а) из Медины привезли в Куфу, и по поручению халифа от Абу Ханифы требовалось подобрать наиболее сложные вопросы по фикху, на которые бы имам не смог ответить. Тем самым хотели подорвать авторитет имама Садыка среди людей, в особенности среди шиитов, ослабить, таким образом, шиитское движение и укрепить власть в халифате.

Другими словами Абу Ханифа был своего рода инструментом в политических интригах правящего режима, именно поэтому он сам и пострадал от халифов.

Сам Абу Ханифа говорит по этому поводу: «Я в области фикха не видел более знающего человека, чем Джафар ибн Мухаммад (имам Садык). Когда Мансур приказал привести имама Садыка в наше собрание, он сказал мне: «Эй, Абу Ханифа! Люди признают авторитет Джафара ибн Мухаммада, приготовь же самые сложные вопросы, чтобы он не смог найти ответа на них, этим самым мы ослабим его авторитет!». Я подготовил сорок самых, на мой взгляд, сложных вопросов. Потом, когда я подготовил их, халиф приказал мне прийти в их собрание, когда я вошёл, я увидел Джафара ибн Мухаммада, который сидел по правую сторону от Мансура. Когда я увидел Джафара ибн Мухаммада, то его личность в моих глазах была даже величественней самого халифа. Я поздоровался с Мансуром, он указал мне чтобы я сел, затем, обращаясь к имаму сказал: «О, Абу Абдалла (Имам Джафар)! Это — Абу Ханифа!». Имам сказал: «Да, он приходил в наше собрание». Затем Мансур, обращаясь ко мне, сказал: «Эй, Абу Ханифа, задавай же свои вопросы!». Я начал задавать вопросы, имам же отвечал на них, говоря: «Вы (последователи Абу Ханифы) говорите так, мединцы — говорят так, мы — говорим так…». Мнение имама Садыка было и или подобно нашему, или противоречило ему или сходилось с мнением других течений или противоречило и им (1).

(1)Необходимо отметить, что вопросы Абу Ханифы были такого характера, что если бы имам Садык (а) знал бы только свое мнение или мнение только какой либо группы из мусульман наряду со своим мнением то непременно имаму сказали бы, что его ответ противоречит такому то мнению, которого якобы придерживаются присутствующие.

Так продолжалось, пока не закончились все сорок моих вопросов». После этого Абу Ханифа говорит: «Я всегда говорил, что самый знающий тот, кто в разногласиях людей наиболее знающий, но не тот, кто знает только своё, не зная убеждение и мнение других» («Манакаб Абу Ханифа» Муафик, том 1 стр.148.).

Его светлость имам Садык (а) всегда отстранял Абу Ханифу от «кияса». (2)

(2) «Кияс» — вывод, какого либо решения не оперяющееся на Коране и сунне, но основывающегося на аналогии. Например, решение на основании следующей посылки: Чистота половина веры. Мыть ноги лучше, чем обтирать, т.к. ноги будут чище, значит при совершении Вуду, необходимо мыть, а не обтирать ноги.

Как-то имам, обращаясь к Абу Ханифе, сказал: «Я слышал, что ты выводишь законы Аллаха посредством аналогии? Не делай же такого, ибо первым, кто совершил кияс, был Иблис» («Табакат аль Кубра» Ша’рани том 1 стр. 33.)

Также имам спросил у Абу Ханифы о его мнении касательно мухрима (3) который выбил четыре передних зуба у антилопы. Тот сказал: «Я не знаю, о, сын посланника Аллаха!». Его светлость имам Садык сказал: «Ты предъявляешь такие большие претензии и в то же время не знаешь, что антилопа имеет только 2 передних зуба». («Вафийят аль А’йян» том 1 стр. 328)

(3) Мухрим – тот, кто одел ихрам (специальная одежда для хаджа) сказал специальную формулу «Лабайк Аллахума Лабайк…», после чего ему запрещается убийство и охота на животных и многие другие действия.

Абу На’им приводит: «Абу Ханифа, Абдалла ибн Аби Шабраме, ибн Аби Лаили зашли к имаму Садыку. Его светлость спросил, обращаясь к Аби Лайли: «Кто это вместе с тобой?». Тот сказал: «Это тот, кто в религии имеет точность и внимательность». Имам сказал: «Возможно, что он делает кияс?». Сказал: «Да».

Имам сказал: «Как тебя зовут?»

— Ну’ман

— Внешний твой вид не указывает, что ты, что-либо знаешь.

После чего, имам стал задавать Абу Ханифе вопросы, ни на один из которых тот не смог ответить. Имам сказал: «Эй, Н’уман! Знай, что первым, кто совершал кияс в религии, был сам дьявол (4), Аллах приказал ему поклониться человеку, на что тот сказал: «Ты меня создал из огня, а его из глины, значит, я лучше него!». Знай, что того, кто применяет кияс в религии, Аллах воскресит вместе с самим сатаной, ибо таков последователь сатаны». Фахр Рази говорит: «Удивительно, что для Абу Ханифы кияс был основой религиозного мировоззрения, именно поэтому его враги сильно критиковали его. Однако ни сам Абу Ханифа, ни его последователи не написали даже ни одной строчки в защиту правильности кияса. Даже в комментариях своих работ они не приводят ни одного довода в защиту кияса. Но первым, кто привёл в этом вопросе доводы, был Шафии». («Имам Садык» Абд аль Халим Джунди примечание стр. 180)

(4) Например, эту посылку можно рассмотреть следующим образом:

Мы видим, что его светлость имам Садык (а) наставлял мусульман на правильный путь, особенно, после того как появилась идея кияса в среде факихов Имам Садык (а) приложил много усилий для того, чтобы опровергнуть кияс. Из школы имама вышли тысячи шиитских учёных. Помимо всего, большое количество суннитских знатоков учились у имама, так сам Абу Ханифа говорит: «Если бы не те два года, что я проучился у имама Садыка, пропал бы я». Абу Ханифа обращался к имаму со словами: «Да буду я жертвой во имя вас, о, сын дочери посланника Аллаха!»

Абд аль Халим Джунди относительно ученичества Абу Ханифы у имама Садыка пишет: «Если для Малика было большим достоинством, что он был учителем имама Шафии, если для имама Шафии большим достоинством можно считать, что он был учителем имама Ханбала, и если для тех двоих (Шафии и Ханбала) большим достоинством было то, что были учениками тех двоих, то наибольшим достоинством их всех является то, что они были в каком-то роде учениками имама Садыка. Что касается достоинств имама Садыка, то его не станет больше или меньше от того, что он — учитель 4-х мазхабов». И это потому, что он — проповедник знаний своего предка, посланника Аллаха, для всех людей. Даже самые большие враги имама Садыка признали его величие и совершенство. В частности, Мансур сказал: «Эта речь, которая вскружила мне голову, от того, кто самый знающий из всех людей нашего времени, он — тот, кто не хочет этого мира, но стремится всем устремлением к миру последнему».

Важно то, что не просто надо говорить и восторгаться величием и праведностью имама, быть присутствующим на уроках в его собраниях, но необходимо следовать указаниям имама Садыка (а) ибо указания имама Садыка есть указания Всевышнего Аллаха в священном Коране и хадисах пророка (5).

(5) На основании аята: «О вы которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Его посланнику и обладателям власти среди вас». (4, 59). Хадис «Сакалайн», в котором посланник Аллаха сказал: «Я оставляю среди вас две ценные вещи, если вы будите держаться их никогда не заблудитесь, книга Аллаха и моё семейство».

Но, к сожалению, по различным мотивам Абу Ханифа не был готов повиноваться приказаниям имама, и продолжал совершать кияс в фикхе, несмотря на то, что имам Садык постоянно указывал тому, что это не правильно.

Сам Абу Ханифа от Ахл аль Байт посланника Аллаха принимает только 7 хадисов, в остальном же он оставляет их высказывания и следует только своему суждению.

Я завершаю эту тему диалогом между имамом и Абу Ханифой.

«Как-то Абу Ханифа пришёл к имаму Садыку, Имам спросил: «Ты кто?»

Тот сказал: «Абу Ханифа»

— Ты муфтий Ирака?

— Да

— На чем основываются твои фетвы?

— На книге Аллаха

— Знаешь ли ты книгу Аллаха? Насих и мансух? Мухкам и Муташабих 6?

(6) «Насих ва Мансух» — отменяющие и отменённые аяты. «Мухкамат ва муташабихат» Мухкамат — это аяты, которые, как с точки зрения значения, так и слова, не имеют подобных себе. Муташабихат это аяты, сходные по смыслу.

— Да, конечно знаю.

— Что ты скажешь об этом аяте:

وَقَدَّرْنَا فِيهَا السَّيْرَ سِيرُوا فِيهَا لَيَالِيَ وَأَيَّاماً آمِنِينَ
«И направили там путь: «идите там ночи и дни в безопасности! (Сура 34 аят 18)» Что это за место?

— Между Меккой и Мединой.

Имам Садык посмотрел на присутствующих, затем сказал: «Заклинаю тебя Всевышним! Неужели, когда кто-либо из вас совершает путешествие между Меккой и Мединой, он находится в безопасности от воров и преступников?», все присутствующие сказали: «Конечно же нет!»

Имам продолжал: «Горе тебе, Абу Ханифа, Аллах говорит только правду!»

Абу Ханифа с минуты молчал, затем сказал: «Я вообще-то не очень знаком с книгой Аллаха, но совершаю кияс».

Имам сказал: «Если ты последователь кияса, то ответь мне на такие вопросы, что пред Аллахом имеет больше наказания прелюбодеяние или убийство?»

— Убийство.

— Тогда почему необходимо в убийстве привести только двух свидетелей, в то время как прелюбодеяние требует 4-х свидетелей? Можно ли, по-твоему, следовать киясу в таких случаях?

— Нет

— Что более важно молитва или пост?

— Молитва.

— Значит, по-твоему, женщина, находящаяся в состоянии месячных, должна после того, как месячные закончатся, совершать молитвы каза, тех молитв которые она не читала в период месячных, но не поста, (т.е. в период месячных пост не держат после завершения месячных женщина должна совершить каза, но это не относится к молитве). Всевышний обязал держать пост каза после месячных, но не обязал это по отношению к молитве.

Скажи что более нечистое моча или сперма?

— Моча.

— Следовательно, на основании твоей аналогии необходимо после того, как сходил человек по маленькой нужде совершить гусул (полное ритуальное омовение), но не должен совершать его после того, как выйдет сперма. В то время как Всевышний приказал мусульманам совершении гусла после того, как выйдет сперма, но не моча. Скажи, уместен ли твой кияс здесь?

— Я последователь «райя» 7.

(7) «Ра’aй» — независимое суждение по вопросам фикха не основанное на Коране и сунне.

— Что ты думаешь о человеке, который имея одну жену, в одну ночь женился на своей служанке, после чего сблизился со своими супругами, после чего уехал в далёкое путешествие. Своих же жён он поместил в одном доме, потом они родили ему двоих сыновей, после чего их дом разрушился, обе женщины погибли. Оба мальчика остались живы, кто, по-твоему, обладатель наследства, и кто не имеет ничего?»

Абу Ханифа с минуты молчал, затем сказал: «Я отвечаю только за самого себя».

Имам сказал: «Скажи мне своё личное мнение о том, кто, будучи слепым, выколет здоровый глаз, или, будучи лишён рук, отрубит руки кому-либо? Как надо поступать с такими?»

Абу Ханифа пытался как-то держаться, но не смог ответить на вопросы имама. Он сказал: «Я не знаю….».

Имам сказал: «Если бы не говорили, что Абу Ханифа был у имама и имам ничего не спросил у него, я бы не спрашивал тебя ни о чём. Если ты совершаешь кияс, делай же его….».

Абу Ханифа сказал: «Клянусь, теперь я более не буду совершать кияса». Имам улыбнулся и сказал: «Нет же, совершение дел ради кого-либо помимо Аллаха не оставят тебя».

Источник: https://erfan.ir

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.