Паломничество к святым местам практикуется представителями множества мусульманских течений. Однако не все обладают сведениями о важности и цели этого действия. Данный отрывок из книги Салима Бхимджи «Любовь к семье», переведённой с английского языка, поможет разобраться в этой мусульманской традиции, её истоках и осмыслении.
Семантическое значение слова
Арабское слово зиярат происходит от корня за, уа, ра, который имеет несколько значений и в зависимости от формы словообразования может переводиться как «отражать», «отворачиваться», «отходить от истины», «лжесвидетельствовать».
Одну из форм этого корня можно встретить в Священном Коране:
И те, которые не свидетельствуют ложь, и когда проходят мимо праздного, проходят достойно [1].
В некоторых преданиях, восходящих к Имамам (а), слова ла йашхадуна аз-зура («не свидетельствуют ложь») интерпретируются как «собрание, на котором звучат легкомысленные песнопения фривольного содержания в сопровождении музыкальных инструментов». Имам ас-Садик (а) сказал, что под словом аз-зур подразумеваются светские песнопения [2].
Этот корень использован в значении «уклоняться» в другом аяте Корана:
И видишь ты, как солнце, когда восходило оно, уклонялось от пещеры их направо, а когда заходило, обходило их слева… [3]
В своём третьем значении, которое нас и интересует, этот корень использован в суре «Ат-Такасур»: «Отвлекла вас [от поминания Аллаха] страсть к приумножению. [Отвлекла настолько], что посетили вы кладбища…» [4], где интересующее нас слово переводится как «посещать», «наносить визит».
Следовательно, слово заир, которое используется для обозначения человека, осуществляющего зиярат подразумевает лицо, отвернувшееся от всех и вся ради того, чтобы посетить определённое место. Благодаря изучению этимологии слова становится очевидным, что слово зиярат, которое используется для обозначения паломничества к местам, где зачастую захоронены некогда жившие праведные и благочестивые люди, – это не что иное, как отречение от мирских соблазнов материального мира и полная концентрация на духовном составляющем.
В своём введении к толкованию молитвы «Ашура» шейх Мухаммад Халфан пишет:
Во время совершения зиярата первоочерёдным является переступить за пределы наших собственных желаний и стремлений. В первую очередь необходимо разгадать истинную цель зиярата, что, конечно, не означает абсолютного отказа от стремления получить личную духовную пользу, однако человеку при этом нужно осознать самую возвышенную цель совершения этого богоугодного действия…
Важность зиярата
Зиярат представляет собой некую связь между паломником и местом, которое он намеревается посетить во имя Всевышнего. В исламской религии подобный визит производит на верующего неописуемое и неизгладимое впечатление. Посещая святые места, мусульмане тем самым стремятся попасть под влияние мощной энергетики, которая исходит от людей, пребывавших и до сих пор пребывающих в особом положении перед Аллахом. Кроме того, считается, что, находясь в подобных местах, паломники также находятся под опекой бесчисленных беспрерывно обитающих там Божественных ангелов.
В одном из исламских преданий говорится, как некий мужчина приехал в Медину, чтобы посетить шестого Имама Джафара ас-Садика (а), и сказал ему:
— О Абу Абдалла, да стану я жертвой за тебя! Я приехал к тебе, не посетив могилу повелителя верующих (речь об Имаме Али ибн Абу Талибе).
— Ты поступил неправильно, – ответил ему Имам. – И если бы ты не был одним из наших истинных последователей, я бы на тебя даже не посмотрел. Разве не стоит посетить место, которое посещает Аллах, Его ангелы, жившие прежде пророки, а также многие другие верующие?
— Да буду я жертвой за тебя! Откуда мне было это знать?
— Знай, что повелитель верующих для Аллаха является величайшим имамом, которого Он возвысил до этого положения за совершённые им бесчисленные благие поступки, которые равны благим поступкам, совершённым всем человечеством в совокупности [5].
Этот хадис говорит о безоговорочной важности посещения подобных личностей, положение которых возведено до величайшей высоты. Однако при этом не стоит думать о том, что люди, живущие далеко и не имеющие возможности совершать подобные паломничества, лишены Божественной благодати. Напротив, в книге «Тахзиб ал-ахкам» сказано со слов Имама ас-Садика (а):
Если кто-то, кто живёт вдали от наших земель, поднимется на крышу своего дома, совершит двухракатную молитву, направив своё лицо в сторону наших могил, и поприветствует нас, то мы услышим его. Вы должны приветствовать Имамов, как находясь вдали от них, так и находясь вблизи с той лишь разницей в том, что не нужно говорить: “Я пришёл к тебе”. Нужно сказать: “Я направил своё сердце к тебе, прочитав зиярат (молитву), так как не в состоянии оказаться рядом с твоей могилой, и поприветствовал тебя, так как знаю, что мои приветствия достигнут тебя. Да благословит тебя Аллах! Заступись за меня перед Аллахом, Могущественным и Величественным”, а затем попросить о том, что тебе хочется [6].
Цель зиярата
В чем заключается главная цель зиярата? Достаточно ли просто совершить путешествие за сотню или тысячу километров от дома для того, чтобы провести пару дней в зарубежной стране? Достаточно ли просто посетить красиво орнаментированную мечеть, а в случае постоянно охраняемого кладбища Джаннат ал-баки – лишь посмотреть на могилы за шестиметровыми железными заборами? Достаточно ли просто поприветствовать праведников и превознести хвалу Всевышнему, а затем сказать: «Всё, я благополучно совершил свой зиярат»? Или же в этом действии всё же заложено нечто более глубинное?
Фундаментальная философия, заложенная в подобном паломничестве, заключается в том, чтобы по-настоящему узнать человека, к которому совершается зиярат. Узнать не только его имя, имя его близких родственников, место рождения и место захоронения, а то, с какой целью этот человек был ниспослан Всевышним человечеству, в чём заключалась его миссия и как он стремился её достигнуть. Благодаря подобным размышлениям верующие получают возможность исправить свои собственные суждения и устанавливают новые цели, борясь за которые отдали свои жизни все те, кого сейчас принято посещать и благословлять.
На протяжении 1400 лет на территории Сирии, Ирака и Саудовской Аравии, несмотря на нескончаемые политические игры, идеологические подоплёки и отсутствие взаимопонимания, люди продолжают совершать зияраты к личностям, идеалы которых продолжают жить и по сей день.
Некоторые мусульманские течения выступают против подобных зияратов, называя их ширком, то есть многобожием, язычеством, приданием Аллаху сотоварищей. Однако в этой связи следует понимать, что зиярат, будучи одним из проявлений тавассуля – религиозной практики, с помощью которой мусульманин ищет сближения с Богом, является лишь одним из методов достижения Божественной благодати посредством Его приближённых. В Коране неоднократно приводятся примеры того, как люди обращались к более знающим, благонравным и религиозным лицам для того, чтобы те выступили в качестве посредника между ними и Богом. Так, например, во время испытаний народ Израиля обратился к пророку Моисею (а):
О Моисей! Не можем мы терпеть пищу одинаковую. Помолись же для нас Господу своему, дабы извёл Он для нас то, что растит земля: овощи [и злаки разные], и огурцы, и чеснок, и чечевицу, и лук [7].
Также сыновья Иакова (а), раскаиваясь в содеянном по отношению к брату Иосифу (а), взмолились отцу (а): «О отец наш! Попроси для нас [у Аллаха] прощения грехов наших! Поистине, мы были грешниками». На что пророк Иаков (а) ответил им: «Вскоре попрошу я прощения для вас у Господа моего. Поистине, Он [и есть] Прощающий, Милостивый!» [8]
В тексте Корана также имеется прямое указание на то, что молитвы праведников о своих близких имеют особое положение перед Аллахом:
И посылали Мы всякого посланника лишь для того, чтобы повиновалось [ему окружение его] с соизволения Аллаха. И если они, когда бы ни причинили несправедливость самим себе, пришли бы к тебе, [о Посланник Аллаха], и попросили прощения у Аллаха и попросил бы прощения для них Посланник, непременно нашли бы они Аллаха Принимающим покаяние, Милостивым [9].
В одном из преданий рассказывается, как Абу Айуб, один из сподвижников Пророка Мухаммада (с) пришёл к его могиле и заплакал. Поначалу не распознав незнакомца, Марван спросил: «Знаешь ли ты, что ты делаешь?» Подняв голову Абу Айуб ответил ему: «Да. Я пришёл не к камню, а к Пророку (с). Я слышал, как Посланник Аллаха (с) говорил: «Не плачьте по религии, когда над нею стоит достойный её человек. Но плачьте по религии, когда над ней стоит недостойный её» [10].
Один из известных суннитских учёных Дарами также передал в книге историю о том, как обитателей Медины постигла сильная засуха. Не зная, как им быть, они обратились за советом к жене Пророка Мухаммада (с) Айше, которая сказала им: «Обратитесь к могиле Пророка и сделайте так, чтобы между ней и небом не было препятствия». Поступив так, как сказала Айша, люди вдруг стали свидетелями начавшегося обильного дождя, от которого трава начала вновь расти и зеленеть, а верблюды вновь обрели тучность. Этот год в истории назван «годом разрыва» [11].
Источник: http://fatima-zahra.ru
[1] Коран, 25:72.
[2] Ал-Кулайни. Ал-Кафи, т. 6. С. 433.
[3] Коран, 18:17.
[4] Коран 102:1–2.
[5] Ал-Кулайни. Ал-фуру мин ал-Кафи, т. 4, стр. 580.
[6] Ат-Туси. Тахзиб ал-ахкам, т. 6, стр. 103.
[7] Коран, 2:61.
[8] Коран, 12:97–98.
[9] Коран, 4:63.
[10] Хаким. Мустадрак, т. 4, стр. 515.
[11] Дарами. Сунан, т. 1, стр. 43.