Нигерийские шииты — крупнейшее религиозное меньшинство на африканском континенте. Федеративная Республика Нигерия с населением почти 170 миллионов человек является самой густонаселенной страной в Западной Африке и одной из самых густонаселенных стран в мире. Страна также является крупнейшим производителем нефти на своем континенте, её население состоит из мусульман на севере и христиан на юге. Мусульмане этой страны в основном сунниты (маликиты).
⠀⠀И это несмотря на то, что шиитское население в этой стране за несколько лет увеличилось. Зария, как столица области Кадуна на севере этой страны, считается местом сбора и концентрации шиитов. Города Лагос и Кано также являются важными городами шиитов. Значительная часть этого прироста населения связана не с появлением в этой стране шиитов, а включает в себя тех, кто до этого исповедовал другие религии и мазхабы, а затем обратился в шиизм и известен как «Мустабсирин». До 2000 года шиитское население этой страны едва достигало нескольких тысяч человек, тогда как в последние годы шиитское население этой страны оценивается примерно в 12-14 миллионов человек.
⠀⠀Руководителем шиитов в этой стране является шейх Ибрагим аль-Закзаки. При сотрудничестве небольшой группы молодых мусульман в научных центрах он создал революционный спектр, следя за новостями и событиями, связанными с Исламской революцией и под влиянием победы Исламской революции. Такой подход привёл к конфликтам между ними и силовыми структурами, в результате которых лидеры этого движения неоднократно оказывались за решеткой. На протяжении всех этих лет нигерийским шиитам бросали вызов два спектра: группа христиан и радикальных мусульман, а также нигерийская армия и организации безопасности.
Введение
⠀⠀Общественная картина нигерийского общества за последние несколько десятилетий показывает, что эта страна была ареной религиозных войн между суфиями, шиитами, суннитами и христианами. В 20 веке, противодействуя последствиям исламского пробуждения в возрождении ислама, западные страны приняли меры и обратили внимание на африканизацию христианства и его локализацию. До этого и во время прихода ислама на Африканский континент и до него до границ Нигерии, а также с момента открытия колонизаторами африканского континента Нигерия всегда была местом конфликта между исламом и христианством в Африке.
⠀⠀Христианство всегда пыталось привлечь внимание мусульман в африканских странах, в том числе в Нигерии, предоставляя различные услуги. Почти ни в какой период времени между мусульманами и христианами в Нигерии не было мира и стабильности, и между христианами и мусульманами всегда было много конфликтов по многим вопросам и проблемам, включая реализацию исламского закона (шариата) в последние годы, который привела к серии припадков. Кровавый конфликт на севере Нигерии стал одним из самых громких событий в Африке с 1990-х годов.
⠀⠀Тем временем шиитам в Нигерии, не имеющим серьёзной истории и исторической базы в этой стране, бросают вызов с двух фронтов; Первый фронт — это христианские группы, не понимающие религиозного подхода шиитов, а второй фронт — это салафитские и такфиристские группы, находящиеся в нигерийском обществе, которые считают шиитов своими врагами первой степени и считают быстрый рост шиитов в последние три десятилетия как серьезную угрозу их положению.
⠀⠀Общее мусульманское население Нигерии состоит из мусульман-суннитов-маликитов, но следует отметить, что шииты в Нигерии являются крупнейшей шиитской общиной в Африке, и 95% нигерийских шиитов являются «мустабсирин»ами (новообращенцы).
⠀⠀Город Кадуна — самый важный шиитский город в Нигерии. В этом городе можно увидеть старые произведения и здания, относящиеся к 19 веку нашей эры, то есть времени, когда ислам проник в Нигерию. Этот город находится в центре внимания многих средств массовой информации, поскольку в этом городе находятся многие исламские офисы Шиитского исламского движения Нигерии. В прошлом это движение было небольшим и ограниченным, но теперь оно расширилось, и многие люди стали его членами, и оно превратилось в большое движение.
⠀⠀Нигерийские шииты не имеют благоприятных экономических, политических и социальных условий.
⠀⠀Хотя руководство этого течения обладает некоторым влиянием и харизмой, но отсутствие опоры во властной структуре этой страны создало проблемы и препятствия на пути шиитской деятельности. С другой стороны, трата значительной части энергии и времени шиитов на конфликты и религиозные разногласия с христианами и экстремистскими салафитскими группировками еще больше сузила для них поле деятельности.
Элементы и причины, лежащие в основе роста шиизма в Нигерии
⠀⠀По официальной статистике, в период с 1955 по 1975 год в Нигерии не проживало ни одного шиита, но после победы Исламской революции в Иране школа Ахль аль-Байт странным образом распространилась в Нигерии и приобрела множество последователей. В настоящее время есть немало людей, которые раньше были суннитами, а позже обратились в школу Ахль аль-Байт (а).
⠀⠀Нигерийская молодежь обладала способностью понять и принять идеи Исламской революции и её анти-империалистические мышления, а Исламская Республика Иран была готова предпринять шаги к революции, передавая революционные учения для этой молодёжи. С одной стороны, такая ситуация сблизила обе стороны, а с другой стороны, заставила глобальных противников Ирана и региональных соперников бороться за предотвращение воздействия Исламской революции в различных частях мира, включая Нигерию, путем запуска психологической войны.
⠀⠀В целом, основные элементы, которые способствовали созданию школы Ахль аль-Байт (а) в Нигерии можно резюмировать в нескольких пунктах, а именно:
• История внимания людей к проблеме махдизма (приход спасителя) в Северной и Западной Африке;
• Победа восстания Османа Дона Фодио и его продолжение;
• Победа Иранской исламской революции;
• Повышение осведомленности нигерийских мусульман;
• Организованная деятельность по распространению школы Ахль аль-Байт заинтересованными в этом шитами
• Возвращение студентов-исламистов из исламских стран в Нигерию, особенно Ирана.
⠀⠀Интенсивная пропагандистская деятельность, организованная Америкой против исламской революции и её руководства, вскоре после победы Исламской революции в Иране не оставалась исключительной и не ограничивалась Ираном и его руководством; это также касалось всех сторонников этой новой Исламской Республики. Некоторые молодые люди, выступавшие за исламскую революцию, вскоре подверглись обманной пропагандистской войне со стороны Америки. Ваххабиты называли всех сторонников Исламской революции шиитами (когда как среди них были не только шииты).
⠀⠀С того времени и по сегодняшний день ваххабиты определили для себя задачу показывать шиитов среди других мусульман как течение из иудаизма, не имеющую ничего общего с исламом. В этой акции их поддержали некоторые арабские правительства и экстремистские салафитские организации в этих странах. Результатом этого процесса стало то, что пропаганда и дезинформация против шиитов и всего, что с этим связано, начала свою деятельность на политической сцене в то время, когда в Нигерии ещё в основном не существовало убежденных шиитов.
⠀⠀Дело в том, что сторонниками Исламской революции в это время и до конца 90-х годов по-прежнему были мусульмане-сунниты. Фактически, до того, как их привлек шиизм, они были больше очарованы руководством и учениями Исламской революции Ирана о борьбе с империализмом, тиранией, колониализмом и угнетением, а не просто влиянием религиозного аспекта шиизма. Их больше интересовали интеллектуальные и революционные основы того, что произошло в Иране, и они приняли её влияние. В частности, идея проведения Исламской революции лидерами революции дала нигерийской революционной молодежи возможность воспользоваться духовной и интеллектуальной поддержкой Исламской революции.
⠀⠀Стоит отметить, что после гражданской войны в Ливане некоторое количество шиитов этой страны постепенно проникло в западноафриканский регион, особенно в Сьерра-Леоне и Нигерию, а часть из них поселилась на севере этой страны и в городе Кано, которые через некоторое время образовали значительное меньшинство 10 тыс. человек.
⠀⠀Среди 55% мусульман около 8 миллионов человек являются шиитами-имамитами. Также, по другим статистическим данным, около 5% населения Нигерии, включающего от 8 до 10 миллионов человек, являются шиитами и считаются крупнейшей шиитской общиной в Африке. Около 95% шиитского населения этой страны являются мустабсирами.
⠀⠀Распространение шиитской идеологии Ибрагимом Закзаки, видным лидером шиитов Западной и Центральной Африки, хорошо известно и относительно популярно среди исламского сообщества этого региона. Ибрагим Закзаки обратился в шиизм в первые годы Исламской революции после поездки в Иран. Помимо коренных жителей, в Нигерии проживает также ряд ливанских иммигрантов-шиитов. А на севере Нигерии проживает около 10 тысяч ливанских иммигрантов-шиитов.