Теперь нам следует хотя бы в порядке указания дать перечень философских проблем, исследуемых в исламской философии, сопровождая его рядом просвещающих разъяснений. Философские проблемы вращаются вокруг оси бытия, т.е. вокруг того, что есть «бытие как таковое», вроде тела для медицины, числа для арифметики и количества для геометрии. Другими словами, предметом философии является «бытие как таковое». Все рассуждения философии вращаются вокруг этой проблемы. Иначе говоря, предметом философии является бытие.
Проблемы, вращающиеся вокруг бытия, бывают нескольких видов:
А. Проблемы, связанные с бытием и двумя противоположными ему точками, т.е. с сущностью и существованием.
Несомненно, что в объективном мире ничего, кроме бытия, не существует. За рассудком бытие не имеет противоположную точку. Но понятие образующий человеческий рассудок создал в противовес бытию еще два других значения и понятия. Одно из них — небытие, другое — сущность (конечно, сущности). Особенно в высшей философии целая цепь философских проблем есть проблемы, связанные с бытием и небытием.
Б. Другая группа проблем связана с частями бытия. Бытие, в свою очередь, имеет части, представляющие собой его виды. Другими словами, бытие обладает такими видами, как объективное бытие и возможное бытие, возникшее бытие и извечное бытие, устойчивое бытие и изменчивое бытие, единое бытие и многообразное бытие, потенциальное бытие и актуальное бытие, субстанция и акциденция. Целью, несомненно, являются первичные виды бытия, т.е. те виды, которые присущи бытию как таковому. Например, деление на белое и черное или большое и маленькое,
равное и неравное, четное и нечетное, высокое и низкое и т.п. не являются видами «бытие как такового», а есть виды «бытия, поскольку оно есть тело» или видами «бытия, поскольку оно имеет количество», т.е. телесность в силу своей телесности или количество как таковое подразделяются на эти виды.
Но разделение на единое и многое или на необходимое и возможное — это разделение «бытие как такового».
В философии осуществлено детальное исследование о критерии этих разделений и определении того, какие из этих разделений есть разделение «бытия как такового», а какие — нет. Иногда встречаемся со случаями, когда некоторые философы причисляли отдельные разделения к видам «тела как такового» и предполагали, что выходят за рамки проблем философии. Некоторые же другие философы по разным аргументам считали их разделениями «бытия как такового» и относящимися к области первой философии. Мы на этих уроках укажем на некоторые из них.
В. Другая группа проблем — это проблемы, связанные с общими законами, господствующими над бытием, такими как: причинность; причина и следствие; необходимость, господствующая над системой причины и следствия; проблемы прежде, после и одновременности в иерархии бытия.
Г. Некоторые другие проблемы относятся к доказательству категории бытия или миров бытия, т.е. бытие имеет особые категории и миры. Исламские мудрецы признают четыре общих миров, или четыре ступени бытия:
Мир природы, или материальный мир. Мир идей, или небесный мир.
Мир разумов, или запредельный (потусторонний) мир.
Мир божественности, или божественный мир.
Материальный мир-это мир материи, движения, времени и пространства, другими словами, мир природы и чувственных вещей, или мир земной.
Мир идей, или небесный мир, — это надприродный мир, который обладает формами и измерениями, но лишен движения, времени и изменения.
Мир запредельный (потусторонний), т.е. мир разумов, или мир значений, который лишен форм и образов и находится выше мира идей (мира небес).
Божественный мир — это мир божественности и единобожия Д. Некоторые другие проблемы относятся к связям мира природы над природными мирами. По более точному выражению, это проблемы, относящиеся к линии нисхождения бытия от божественного мира до природы и к линии восхождения природы к более высшим мирам, особенно в случае с человеком, что называется «возвратом» и составляет большую часть высшей философии.
Источник: http://alhassanain.org