Свет любви на небосклоне жизни
Любовь освещает горизонты жизни. Любовь играет важную роль в духовном и физическом развитии человека, обладая поразительной и чудесной силой. Эта сила входит в человека и продолжает расти, пока не становится в определенное время как бескрайнее море. Если мы погасим свет любви на небосклоне жизни, мрак разочарования и ужас одиночества заполнят дух человека и мир предстанет перед ним во тьме.
Человек был создан существом общественным, следовательно, социализация необходима для его выживания. Отсюда то, что заставляет человека отвергать общество, предпочитая одиночество и изоляцию, является следствием душевного расстройства. Очевидный факт, что человек не может достичь счастья без других. Подобно тому, как телесные нужды побуждают его жить в сообществе с другими людьми, душа человека также требует спасения в социализации. Она требует любви, и человек непрестанно стремится к удовлетворению этой духовной потребности. Человек испытывает постоянную потребность в любви и привязанности с того дня, когда он входит в этот мир и начинает свое существование, и до той минуты, когда врата жизни на его пути закрываются. Человек ощущает результаты любви в себе и в своем разуме. Когда он сломлен тяготами жизни, неудачи гнетут его душу, а когда он полон печали, лучи надежды перестают освещать его жизнь.
В такие периоды жажда любви и привязанности у человека сильно возрастает. Эта жажда наполняет его сердце надеждой на утешение своему разуму ничем, помимо любви. Поэтому правильно будет сказать, что нет лекарства от невзгод, печалей и страданий, кроме любви. Любовь человека к своему брату является истинным проявлением человеческой привязанности. Она даже может рассматриваться как основа всей высокой нравственности и ее достохвальных качеств.
Любовь может передаваться, и доступна каждому. Способ, которым мы можем обрести любовь других,- это, прежде всего, доброта к ним и осознание того, что наша доброта должна дарить им любовь и привязанность. Демонстрируя свою привязанность другим, мы выигрываем, ибо если мы отдаем часть своих добрых чувств, то получаем взамен много больше. Ключи к людским сердцам находятся в руках людей же, и тот, кто хочет следовать путем, ведущим к этим бесценным сокровищам, должен наполнить свое сердце светом честности и чистоты, отринув из него всякую скверну. Философы полют, что совершенство сущности проявляется в ее особенностях и формах; особенностью же человека является его социальность и любовь. Любовь и духовные узы, существующие между людьми, являются основой их надежной и мирной совместной жизни. Согласно доктору Карлу, «Чтобы обществу достичь счастья, всем его членам необходимо жить в гармонии друг с другом, наподобие кирпичей в кладке. Любовь — единственная вещь, которая дает обществу такую гармонию доброты, царящей между членами всей человеческой семьи.
В любви человека к другим людям есть две стороны: одна требует от него любить, а другая заставляет его стараться завоевать любовь. Однако пока человек не пытается искренне преодолеть свои отрицательные черты, этот обмен любовью не может быть достигнут. Мы не в состоянии прийти к этой цели, кроме как освободившись от нравственной порчи, отгораживающей нас от других. Тогда мы увидим, что соседи дружелюбны между собой, а хозяева и работники уважительны друг с другом. Любовь является единственным началом, способным быть причиной того порядка, который существует в сообществах пчел и муравьев миллионы лет».
Тщеславие ведет к людскому негодованию
Себялюбие является первичным человеческим инстинктом. Это важный фактор выживания, ибо обширные связи человека с миром тесно сопряжены с этим инстинктом. Тем не менее, несмотря на то, что этот инстинкт является плодотворной силой, из которой вырастают многие хорошие черты, из него могут проистекать и различные грехи и безнравственные поступки, если он приобретает гипертрофированные формы. Первая реальная опасность для поведения — это преувеличенность в себялюбии. Ибо оно может достичь размеров, когда в сердце не останется места для любви к другим. Такая крайность мешает людям признавать свои ошибки или принимать факты, не сообразующиеся с их самомнением.
Профессор Робинсон говорил: «Часто случается, что мы меняем наши мысли или манеру поведения без раздражения и гнева, однако если кто-то обнаруживает наши недостатки или ошибки, мы испытываем душевное состояние, заставляющее нас обороняться». Мы легко обращаемся в новые идеологии, но когда кто-то пытается обратить, мы с фанатичностью выступаем против него, хотя в действительности мы не обладаем искренне столь крепкими чувствами по отношению к своим убеждениям. Мы ощущаем, что наши чувства сильно задеты, если кто-нибудь говорит: «Ваши часы отстают» или «У вас старая машина». Мы страдаем от этого гораздо больше, чем, если бы нам сказали: «Ваши знания о Марсе или египетской цивилизации неверны». Самая большая опасность для счастья и злейший враг человечества — это тщеславие и гипертрофированная самоуверенность. Отвращение людей к любой плохой черте характера не идет в сравнение с отвращением к тщеславию.
Тщеславие не только вызывает разрыв уз любви и гармонии между братьями, но превращает их во вражду и прокладывает дорогу к полному неприятию друг друга. Как человек ожидает от других уважения и любви, так он должен стараться соблюдать их достоинство. Именно общество устанавливает для каждого человека права и обязанности. Каждый индивидуум получает от своего общества столько любви и уважения, сколько способностей и умений он может предложить ему. Тот, кто ограничен любовью к себе, видит только то, что желает, и безразличен к чувствам и делам других. Он упорно пытается сделать себя объектом обожания и прославления и навязывает свое капризное тщеславие другим. Упорное ожидание таким человеком уважения от других неуместно вследствие глубокого несоответствия подобного ожидания тому негодованию, которое вызывает его поведение. Такая общественная реакция может только заставить тщеславного человека страдать, испытывать тревогу и нервозность.
Среди других пагубных последствий тщеславия — подозрительность и пессимизм. Дух тщеславного человека сгорает в пламени пессимизма и подозрительности, ему кажется, что каждый намеревается унизить его. Он также не может не замечать постоянного пренебрежения, унижения и негодования, которые он встречает от людей. Сознательно или бессознательно, но он страдает от такого обращения, которое вызывает у него ненависть и чувство мести по отношению к обществу. Его душа не успокаивается, пока он не добивается при каждом удобном случае отмщения, и тогда его душевное волнение утихает. Зло тщеславия проникает в сознание человека только тогда, когда он подавлен своим незначительным положением, что вызывает расстройство в его способности быть скромным. Это расстройство, болезненное и разрушительное, которое может стать причиной многих опасностей и преступлении, является источником и различных страданий, испытываемых тщеславным человеком. Даже краткий обзор всемирной истории показывает, что тщеславные люди всегда сопротивлялись призывам пророков и посланников и отказывались принять их праведные слова, мешая сделать это и другим. Кроме того, варварские бойни, устраивавшиеся во время кровавых мировых войн, своим источником по большей части имели тщеславие и самонадеянность жестокосердых лидеров.
Большинство тщеславных людей — это бывшие трудные подростки, выросшие в неблагополучных домах и сумевшие занять положение в обществе. Эти люди воображают, что обладают исключительным характером, и стремятся утвердить свое воображаемое достоинство, демонстрируя надменность и тщеславие. С таким типом личности можно легко столкнуться повсюду. Выдающаяся личность, действительно обладающая благородством и достоинством, не ощущает необходимости быть надменной с другими, ибо сознает, что ни надменность, ни тщеславие не могут принести человеку настоящего уважения. Она также понимает, что эти черты не могут воспитать ни в ком подлинного характера. Согласно совету одного психолога, «Ограничивайте свои надежды и желания, умеряйте свои ожидания и предвосхищения, освободитесь от страстей и вожделений, держитесь подальше от тщеславия и надменности и избегайте пороков воображения, чтобы обеспечить себе надежный и долговременный покой «.
Наши руководители и скромность
Одной из превосходных нравственных характеристик, которую можно рассматривать как символ любви и лучший путь к ее достижению, является скромность. Исполняя свой долг перед обществом — следуя нормам доброго поведения, скромные люди повышают свой социальный престиж и отдают сердцам других часть своей любви. Однако следует понимать большое различие между скромностью и самоунижением, ибо скромность является проявлением благородства сильной и уверенной в себе натуры, в то время как самоунижение есть следствие неуверенности и моральной слабости. Лукман (а), как говорится в Коране, предостерегал своего сына от самонадеянности: «И не отвращай своего лика от людей с презрением, и не ходи по земле чрезмерно торжествующим; истинно, Аллах не любит самонадеянного гордеца «. Коран 18:18.
Имам Али (а) сказал: «Если бы Аллах дозволил самодовольство кому-нибудь из поклоняющихся Ему, Он дозволил бы это Своим ближайшим Пророкам и Аулийа; но Он, хвала Ему, сделал так, чтобы самодовольство было отвратительно им и чтобы они приняли для себя скромность. Поэтому они отбросили свою самонадеянность, посыпали лица пылью (в отчаянии) и были скромными с верующими». Посланник Аллаха (с) говорил: «Избегай тщеславия, ибо верующий настаивает на нем, пока Аллах, хвала Ему, не скажет: «Запиши поклоняющегося Мне среди самодовольных». Нахдж ал-фасаха, с. 12. Имам Садык (а) указал в своем кратком высказывании на духовную основу тщеславия, сказав: «Нет человека, который сбился с пути иначе, как по причине низости, обнаруживающейся в нем самом». Аль-Кафи, т. З., с. 461.
Согласно д-ру М. Бриду, «Самодовольство одного индивидуума или нации перед другими равнозначно оскорблению этого индивидуума или нации. Большинство споров и разногласий, имеющих место сегодня, проистекают из чувства униженности. Следовательно, напускание на себя самодовольства есть не что иное, как попытка заполнить пустоту, которую человек ощущает в своей жизни. Нет человека, нации, класса, расы и т.д., находящихся в здравом сознании, которые ощущали бы противоположность между собой и другими». Укдае хикарат
Тщеславные и самонадеянные люди всегда смотрят на свои слова и поступки с одобрением и восторгом. Более того, они считают свои недостатки добродетелями. Имам Муса ибн Джафар (а) объясняет это: «Тщеславие бывает нескольких степеней, среди которых приукрашивание человеком своих дурных поступков, так что он видит их хорошими и верит, что поступает хорошо «. Васаил аш-ши’а, т. 1, с. 74. Также согласно одному психологу, «Тщеславные люди считают свои недостатки добродетелями, а изъяны — достоинствами. Например, они рассматривают свой внезапный гнев на других людей как доказательство силы характера, свою слабость — как проявление высокой и тонкой духовности, свою избыточную полноту — как признак здоровья. Действительно здоровый ум бывает лишь в здоровом теле, а доверие к слабым ошибочно, ибо они легко раздражаются и непредсказуемы «. Раванкави.
Теперь давайте рассмотрим некоторые высказывания Эмира верующих (а) по этому поводу: «Избегайте тщеславия, или число тех, кто негодует на вас, возрастет». Гурар ал-хикам, с. 147. «Тщеславие опустошает разум». Гурар ал-хикам, с. 28. Согласно психологам, тщеславные люди страдают умственной слабостью. Имам Али (а) также сказал: «У того, чей ум ослаблен, растет гордость». Гурар ал-хикам, с. 651. «Скромность — это верх рассудительности, а тщеславие предел невежества». Гурар ал-хикам, с. 102. Он также сказал: «Тщеславие — это сгущенная болезнь». Гурар ал-хикам, с. 678. «Тому, кто восхищается своим положением, не хватает критики своих способностей». Гурар ал-хикам, с. 678.
Д-р X. Шахтер сказал: «Один из способов привлечь внимание людей к нам, когда мы чувствуем себя разочарованными или неудачниками, это восхвалять или восхищаться собой, выдавать желаемое за действительное, хвастать прошлыми успехами или держаться напыщенно с другими. Тщеславные люди обманывают себя, принимая за правду придуманные ими фантазии и тем самым лишая себя любой возможности измениться». Рушде шахсиййат.
Такие люди не способны признать, что в них есть недостатки, а совершенство и успех принадлежат другим. Имам Али (а) сказал: «Недостатки того, кто доволен собой, сокрыты от него, а если он признал бы превосходство других, довольно было бы с него неудач и провалов «. Гурар ал-хикам, с. 95. Ислам, зовущий к высокой, гуманной цивилизации и к тому, что позволяет человеку вести благородную жизнь, объявляет незаконными все порочные качества. Ислам признает только чистоту и благочестие. Имам Али (а) сказал: «Ищите прибежища в Аллахе от опьянения богатством, ибо оно имеет ничтожную важность «. Гурар ал-хикам, с. 138.
Однажды богатый человек пришел навестить Посланника Аллаха (с). Когда богатый человек находился там, вошел бедняк и сел рядом с ним; при этом богач подобрал свою одежду и отодвинулся. Пророк (с) заметил это и сказал: «Что, ты боишься, что его бедность распространится на тебя?». И в заключение. Если тщеславные люди стремятся к счастью, они должны избавить себя от этой болезни, освободиться от такой черты, разрушающей их характер; в противном случае они столкнутся с неизбежными разочарованиями и потерями, которых можно избежать.
Источник книга «Молодежь и нравственность»