Крупные и известные наставники по нравственности классифицируют степени зикра следующим образом. Первой степенью является упоминание языком имени Бога и Его качеств, а также восхваление и возвеличивание Его, в том числе посредством Его прекрасных имен, однако без того, чтобы сильно задуматься о смысле произносимого. Примером можно привести большинство тех, кто совершает молитву, которые совершают ее без понимания ее смысла, равно как и смысла того, что они произносят своими языками. Однако вместе с тем нельзя отрицать всякое воздействие подобного рода зикра, потому как, во-первых, он является вступительной частью для достижения более высоких степеней, во-вторых, такой зикр всегда сопряжен с неким общим пониманием и смыслом поминаемого, потому как совершающий молитву в целом понимает, что он стоит перед своим Господом и что совершает он эту молитву ради Него, даже если и не понимает досконального смысла всего, что он читает. Вместе с этим надо отметить, что такой вид зикра является самым слабым и не имеет сильного воздействия на душу в деле нравственного очищения и совершенствования.
Вторая степень – это когда человек концентрируется на смысловом аспекте своего поминания, то есть, когда при поминании языком человек также осознает смысл того, что он говорит. Вполне очевиден тот факт, что если обращать внимание и осознавать то, что мы произносим языком (особенно если человек обращает внимание на разницу смыслов разных зикров и понимает специфику и особенность каждого из них), то это придает больший смысл самому процессу поминания и имеет большее влияние в деле воспитания наших душ. Человек, который практикует подобный вид зикра, ощущает его воздействие на себе.
Третья степень – это когда поминание происходит в глубине сердца, и проявляется оно в постоянном ощущении присутствия Аллаха, и в таком случае чувство поминания рождается в сердце, и лишь затем ложится на язык. К примеру, такое состояние, когда человек наблюдает проявления могущества и мудрости Всевышнего в Его удивительных творениях, созданных Им сверх искусным образом, и он (человек) в восхищении восклицает: «Истинно, величие принадлежит одному лишь всемогущему Богу!» Такой зикр происходит из самых глубин человеческой души и отражает ее истинное состояние.
Иногда человек наблюдает в себе такое состояние, что без каких-либо посредственных действий он начинает вдруг автоматически, без осознанных побуждений, начинает поминать Господа словами «Йа Сабух, Йа Куддус» («О Пречистый, о Священный!»), или таким зикром, как «субханака Аллахумма, ла илаха илла анта» («Пречист ты, о Аллах, и нет ни единого бога, кроме Тебя!»).
Такой душевный и сердечный зикр имеет просто огромное воздействие и влияние на душу в деле ее очищения и воспитания, и такой вид зикра схож с тем, что произошло в душе у ангелов, когда они сами засвидетельствовали венец творения, то есть Адама (а), с его глубоким познанием имен Аллаха, и они воскликнули: «Пречист Ты! Нет у нас никакого знания, кроме как того, чему Ты научил нас. Истинно, только Ты – Знающий, Мудрый! »
В священном Коране также прослеживается указание на наличие разных степеней в поминании Бога: «И поминай имя Господа твоего и устремись к нему всем устремлением! »
В другом месте написано: «И вспоминай твоего Господа в душе с покорностью и страхом, говоря слова по утрам и по вечерам не громко (и спокойно), и не будь небрежным! »
В первом аяте внимание читателя обращается на поминание языком, подкрепленному глубоким пониманием, которое, затем, переходит в стадию полной покорности и привязанности к Аллаху, то есть к такому состоянию, когда человек мыслями своими отделяется от всего на свете и примыкает к Аллаху настолько, насколько это возможно.
Во втором аяте говорится о поминании сердца, сопряженном со страхом и трепетом перед Господом, которое затем переходит в поминание языком, таким образом, плавно переходя из состояния ощущения всем сердцем в слова, что сами ложатся на язык .
Источник: https://www.makarem.ir