Бедуин и Посланник Аллаха (с)
Один бедуин, живший в пустыне, прибыл в Медину и сразу же зашел в мечеть, чтобы попросить у Посланника Аллаха (с) золота и серебра. Когда он вошел, Пророк (с) сидел со своими сподвижниками. Бедуин объявил о своей нужде и попросил милостыни. Пророк(c) что-то дал ему, однако бедуин не удовлетворился и посчитал, что ему этого мало. Вдобавок он произнес грубые и невежливые слова, проявив дерзость по отношению к Посланнику Аллаха (с).
Сподвижники сильно рассердились и едва удерживали себя от того, чтобы наброситься на наглеца, однако Посланник Аллаха (с) запретил им это делать.
Посланник Аллаха (с) привел бедуина к себе домой и дал ему еще милостыни. Бедуин же увидел, что положение Пророка (с) вовсе не похоже на положение тех вождей и правителей, которых ему приходилось видеть прежде, а в его жилище нет ни золота, ни другого богатства. Бедуин остался доволен и поблагодарил Пророка (с).
Тогда Пророк (с) сказал ему:
«Вчера ты произнес грубые и невежливые слова, которые привели моих сподвижников в гнев.
Я боюсь, что они причинят тебе вред. Однако теперь ты поблагодарил меня. Можешь ли ты сказать то же самое перед всеми, чтобы гнев и недовольство, которые люди испытывают по отношению к тебе, рассеялись?»
Бедуин ответил:
«Не вижу для этого никаких препятствий».
На следующий день бедуин пришел в мечеть, когда там собрались верующие. Пророк (с) повернулся к собранию мусульман и сказал: «Этот человек заявляет о том, что доволен нами. Так ли это?» Бедуин сказал: «Да, это так». Затем он повторил слова благодарности, сказанные им Пророку (с) наедине, после чего все сподвижники весело рассмеялись. Тогда Посланник Аллаха (с) обратился к собранию: «Подобием того, что произошло между мной и этим человеком, является история о том, как у одного человека испугался и убежал от него прочь верблюд. Люди, думавшие, что они оказывают помощь хозяину, стали кричать на верблюда и бросились за ним, из-за чего тот еще больше испугался и побежал еще быстрее. Тогда его хозяин попросил оставить верблюда в покое, потому что он сам лучше знает, как ему справиться со своим животным. Убедив людей не гоняться за его верблюдом, он пошел и взял охапку сена. Затем, не издавая резких звуков, не крича и не бегая, он тихонько подошел к верблюду спереди и стал постепенно подбираться к нему все ближе и ближе, показывая тому сено. Потом легко взял своего верблюда за узду и пошел дальше.
Если бы вчера я предоставил вам свободу, этот несчастный бедуин обязательно был бы убит вами. Да и в сколь плохом состоянии он был бы убит! В состоянии неверия и идолопоклонства. Однако я не дал вам вмешаться и сам мягко и деликатно успокоил его»(1).
Сириец и Имам Хусейн (А)
Один сириец (житель провинции Шам) прибыл в Медину для совершения хаджа или с какой-то другой целью. Его внимание привлек человек, сидевший на обочине. Сириец спросил:
«Кто этот человек?» Ему ответили: «Хусейн ибн Али ибн Аби Талиб(а)». Слышанные сирийцем ранее неправдоподобные домыслы(2) вызвали в нем приступ гнева, так что он стал что было сил ругать Хусейна ибн Али(а), желая тем самым приблизиться к Аллаху. Когда он высказал все, на что хватило его фантазии, и отвел душу, Имам Хусейн (а)(3), нисколько не рассердившись и не выказав ни малейшего недовольства, посмотрел на него с любовью и симпатией, после чего прочитал несколько айатов Корана о благонравии, прощении и снисходительности и сказал:
«Мы готовы оказать тебе любую услугу или помощь». Затем он спросил:
– Ты из Сирии?
– Да.
– Я уже сталкивался с таким настроем и знаю причины подобного поведения.
Потом он сказал: «Ты чужой в нашем городе. Если ты в чем-либо нуждаешься, я готов тебе помочь, готов принять тебя в моем доме. Готов одеть тебя и дать тебе денег». Сириец, ожидавший резкого ответа и нисколько не предполагавший, что столкнется с таким снисхождением и терпимостью, был настолько потрясен, что сказал:
«Я бы хотел, чтобы земля разверзлась и поглотила меня, но я не допустил такого необдуманного нахальства. До сих пор на всей земле для меня не было более ненавистных людей, чем Хусейн и его отец. Однако с этого момента, напротив, для меня нет никого любимей него и его отца»(4).
1) Кухль аль-басар. С. 70.
2) Сирия (Шам) была завоевана во время халифата Умара. Первым, кому довелось стать правителем Шама в истории
Ислама, был Иазид б. Абу Суфйан. Иазид правил два года и умер. После него власть над этой благодатной провинцией перешла
в руки брата Иазида – Муавийи б. Абу Суфйана. Муавийа правил ею на протяжении двадцати лет, обладая колоссальной
властью и влиянием. Даже в период правления Умара, когда наместников быстро назначали и снимали и никому не было
позволено быть наместником на одном месте несколько лет подряд и пригреть его для себя, Муавийа крепко держался за пост
наместника Шама, и никто не мог ему помешать. Он настолько укрепил свои позиции, что впоследствии стал думать уже о
халифате. Через двадцать лет управления Сирией, после всех тех кровавых сцен, что были им устроены, он добился своего
и следующие двадцать лет правил Шамом и прочими частями обширной исламской державы тех дней в качестве халифа.По
этим причинам население Шама, с первых же дней вхождения этой территории в состав исламского мира находившееся под
властью Омейядов, было воспитано их пропагандой. Как мы знаем, Омейяды с давних пор враждовали с Хашимитами. С
возникновением Ислама их вражда к Хашимитам стала еще сильнее и яростнее, сосредоточившись на семействе Али б. Аби
Талиба. Поэтому жители Шама с самых первых дней, когда они услышали об Исламе и приняли его всем сердцем, впитали
также и вражду с семейством Али, которую вследствие клеветнической пропаганды Омейядов считали одним из столпов
религии.
3) Абу Абдаллах Хусейн б. Али б. Аби Талиб (626–680) – третий Имам Ахль аль-Бейт (А), внук Пророка Мухаммада (С),
сын Али б. Абу Талиба (А) и Фатимы (А). Трагически погиб в Кербеле в сражении с войском И азида б. Муавийи (прим. пер.).
4) Мухаддис аль-Кумми, Нафсат аль-масдур. С. 4.
Источник : книга «Муртаза Мутаххари Рассказы о праведниках»