В истории человечества мало личностей, похожих на Имама Али (а), прекрасные качества которого скрывали и враги, и друзья.
Враг, питая к нему злобу, умышленно старался замалчивать его добродетели. Друзья, таящие в глубине сердца любовь к нему, из-за боязни причинения себе вреда были вынуждены скрывать эту любовь.
Никогда не забудутся те нечеловеческие усилия Омейядов уничтожить малейшие упоминания о добродетелях семейства Али. Достаточно было подозрения в любви к Али (а) и двух человек со стороны обвинителя, свидетельствующих об этом, чтобы имя человека было навсегда вычеркнуто из списка государственных служащих, а он лишился своей доли в общей казне. В одном из своих посланий к местным правителям Муавия говорит: «Если вы увидите тех, кто проявляет любовь к Али и его семейству, то лишайте их места работы и назначенной оплаты».
В другом послании был приказ похуже, где он настаивал на отрезании частей тела (например, уха или носа) у тех, кто проявлял свою любовь к Али и его семейству (а), и уничтожении их жилищ.
Впоследствии, этот приказ оказал давление на жителей Ирака, особенно куфийцев, никто из последователей Али, боясь шпионов Муавии, не мог поделиться своим секретом даже со своими друзьями, разве что те клялись хранить тайну.
Искафи в книге «Ан-накд усманиййа» пишет: «Распространение молвы о добродетелях Имама (а) было уязвимым местом омейядского и аббасидского правления, для прекращения этих слухов собирали всех учёных и судей, и приказывали им, чтобы те никогда не говорили о превосходстве Али. Поэтому, некоторые передатчики хадисов были вынуждены в отношении Имама применять косвенные выражения, таких как: «Некто из курайшитов сделал так-то и так-то»[1].
Вот уже в третий раз пишет Муавия послание местным правителям, запрещая тем принимать свидетельствования последователей Али, но никакие запреты не могут предотвратить распространение разговоров. Тогда в четвёртом послании Муавия пишет: «Уважайте тех, кто будет восхвалять Усмана, а затем покажите мне их, чтобы я мог, как следует вознаградить их».
Такой указ послужил причиной того, что почти во всех городах начали составляться ложные предания о достоинствах Усмана, посредством этого некоторые нажили себе состояние. Дело дошло до того, что уже и сам Муавия был раздосадован распространением бессмысленных и даже позорных «превосходных качеств» и приказал прекратить это и начать распространять предания о «превосходстве» первых двух халифов и других сподвижников; если кто-то приводил предание об Али, то сразу же находился кто-либо, составляющий подобное же предание о других сподвижниках Пророка Ислама (с). Этот прием оказался более действенным и смог нанести удар по сторонникам Али[2].
Марван бен Хакам был одним из тех, кто подтверждал, что никто не защищал Усмана больше Али, но в речи Хакама постоянно слышались проклятия в сторону Имама. Когда у него спросили, почему он, зная такое об Али, ругает его, он ответил: основа нашего правления заключается лишь в принижении и послании проклятий Али. Некоторые, даже зная о величии, святости и прежних заслугах Али (а), для сохранения своего положения в обществе ругали его.
Умар бен Абд-аль-Азиз говорит: «Мой отец был правителем Медины, был искусным оратором и излагал перед людьми свои красноречивые речи. Согласно приказу из Шама, в своих речах он был вынужден проклинать Али и его семейство. Но стоило ему затронуть эту тему, как он начинал заикаться, менялся в лице и терял дар речи. Я спросил у отца о причине этого обстоятельства. Он ответил: если другие знали бы об Али то, что знаю я, то не последовали бы за нами, и я, зная о высоком положении Али, ругаю его, ибо вынужден делать это ради сохранения господства семейства Марвана»[3].
Сердца омейядских приспешников были исполнены ненавистью. Когда некоторые доброжелатели порекомендовали Муавии прекратить эту травлю, он возразил, что продолжит ее до тех пор, пока будущее поколение не вырастет с этим мышлением, а нынешние предводители не состарятся с ним.
В течение шестидесяти лет во всех проповедях, на мероприятиях, уроках и т.д., а также среди проповедников и передатчиков хадисов, зависевших от Омейядов, продолжалось проклинание Али (а). Ненависть достигла такого уровня, что свидетели рассказывают: «Однажды Хаджадж, рассердившись, нагрубил некому человеку, а тот человек был из племени Азд. Обратившись к Хаджаджу, он сказал: «Господин! С нами так не говори. У нас есть определённое превосходство». Хаджадж спросил его об этом превосходстве, на что тот ответил: «Одна из наших заслуг заключается в том, что если кто-то захочет присоединиться к нам, то сперва мы должны спросить у него, любит он Али или нет? Если в нём обнаружится хоть малейшее чувство любви, то мы никогда не объединимся с ним. Наша вражда с семейством Али такова, что никто в нашем племени не называет своего сына Хасаном или Хусейном, а дочь – Фатимой. Мы ненавидим не только самого Али, но и все его семейство![4]»
Благодаря стараниям Омейядов в сокрытии достоинств Али (а), клевета до того проникла в сердца многих людей, что некоторые считали распространение ложных слухов одобряемым, а иногда и обязательным нравственным поступком. Когда Умар бен Абд-аль-Азиз всё-таки решился прекратить эти оскорбления в исламском обществе, со стороны некоторых омейядских воспитанников начались волнения – халиф хочет уничтожить исламскую традицию!
При этом страницы истории Ислама свидетельствуют о том, что несправедливые планы Омейядов рассеялись и их продолжительные старания дали обратный результат: вновь восторжествовало сияние заслуг Али (а), рассеяв все омейядские измышления. Такое отношение врагов не только пробудило любовь к Али (а) в сердцах людей, но также стало причиной проведения многочисленных исследований великой личности Имама Али (а), тем самым восстановив справедливость. Даже Амир, внук Абдуллаха бен Зубейра и враг семейства Али, рекомендовал своему сыну не ругать Али, так как Омейяды проклинали его шестьдесят лет, но в итоге получили лишь то, что личность Али возвысилась ещё более, привлекая к себе многие пробуждённые сердца[5].
Источник: книга Амираль Муминин Али ибн Аби Талиб
[1]- Комментарии к Нахдж-ал-балага от Ибн Аби-ал-Хадида, т. 11, стр. 44-45.
[2]- Комментарии к Нахдж-ал-балага, т. 3, стр. 15.
[3]- Комментарии к Нахдж-ал-балага, т. 13, стр. 221.
[4]- Фархат-ал-гура, стр. 13-14.
[5]- Комментарии к Нахдж-ал-балага, т. 13, стр. 221.
1 Комментарий